Научные (экспериментальные) и статистические гипотезы
ДОКЛАД
Предмет: «Экспериментальные и прикладные методы психологии и психодиагностики»
Тема: «Научное исследование, его принципы и структура»
Вопросы: «Теория как реконструкция реальности и ее структура »
«Научная гипотеза»
«Этические нормы исследования и проблемы научного мошенничества»
Факультет «психологии»
Направление подготовки «психология»
Группа ПСИ-Б-0-В-2016-1
Студентка 1 курса 2 семестра
Дымма Людмила Викторовна
Москва — 2017
Оглавление
Тема: Научное исследование, его принципы и структура
Теория как реконструкция реальности и ее структура ……….. | |
Формы неэмпирического (теоретического) знания…………. | |
Структура теории (основные компоненты каждой теории)………. | |
Классификации теорий………………………………………… | |
Научная гипотеза……………………….… | |
Виды гипотез (в методологии науки различают)………………. | |
Признаки научно правильной гипотезы ……………………………. | |
Содержание гипотез ………………………………… | |
Научные (экспериментальные) и статистические гипотезы | |
Промежуточный итог | |
Этические нормы исследования и проблемы научного мошенничества... | |
Этические нормы………………………………. | |
Научное мошенничество и чистота эксперимента………….…….. | |
Виды научного мошенничества……………………… | |
Требования к публикациям по результатам научных исследований | |
Источник | |
Литература……………………………………………………………….…... |
Тема 1. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА
ТЕОРИЯ КАК РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Эксперимент ставится для того, чтобы проверить теоретические предсказания.
Теория - это внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности (предмете теории).
Элементы теории логически зависят друг от друга. Ее содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий — базиса теории.
Формы неэмпирического (теоретического) знания:
Законы, классификации, типологии, модели, схемы, гипотезы и т.п. Теория выступает в качестве высшей формы научного знания.
Структура теории (основные компоненты каждой теории):
1) Исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности); | Эмпирические основания теории получаются в результате интерпретации данных эксперимента и наблюдения. |
2) Базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории; | Постулаты и предположения — следствие рациональной переработки продуктов интуиции, несводимые к эмпирическим основаниям. Скорее, постулаты служат для объяснения эмпирических оснований теории. |
3) Собственно теоретическое знание и его внутренняя логика (законы, закономерности, теоремы, утверждения) |
Классификации теорий
По способу построения | - Аксиоматические теории - строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории | Таблица умножения |
- Гипотетико-дедуктивные теории - строятся на предположениях, имеющих эмпирическую, индуктивную основу | ||
По качественному своеобразию | - Описательные теории, построенные без привлечения математического аппарата | Концепция мотивации А. Маслоу, теория когнитивного диссонанса П. Фестингера |
- Количественные теории - использующие в своей структуре математический аппарат. | Теория когнитивного баланса Д. Хоманса, теория интеллекта Ж. Пиаже, теория личностных конструктов Д. Келли |
Как правило, в определенное время существует не одна, а две или более теорий, с практически одинаковой успешностью объясняющих экспериментальные результаты.
Например, в психологии личности конкурируют и имеют эмпирические подтверждения несколько факторных моделей личности (модель Г.Айзенка, модель Р.Кеттела, модель "Большая пятерка" и др.). В психологии памяти аналогичный статус имеют модель единой памяти и концепция, основанная на вычленении сенсорной, кратковременной и долговременной памяти.
Известный методолог Файерабенд выдвигает два принципа:
1) "Принцип упорства" - не отказываться от старой теории, игнорировать даже явно противоречащие ей факты.
2) Принцип методологического анархизма - наука представляет собой по сути анархистское предприятие: теоретический анархизм более гуманен и прогрессивен, чем его альтернативы, опирающиеся на закон и порядок... Это доказывается и анализом конкретных исторических событий, и абстрактным анализом отношения между идеей и действием.
Единственным, не препятствующим прогрессу, является принцип "допустимо все" – плюрализм (множественность) мнений.
5. НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА
Гипотеза— это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Виды гипотез (в методологии науки различают):
Теоретические гипотезы | Гипотезы, которые подлежат экспериментальной проверке | |
Выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте). Напомню, что принцип фальсифицируемости абсолютен, так как опровержение теории всегда окончательно. Принцип верифицируемости относителен, так как всегда есть вероятность опровержения гипотезы в следующем исследовании. | Выделяют три типа гипотез по их происхождению: | |
Гипотезы первого типа - основываются на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей (так называемые теоретически обоснованные гипотезы). Они служат для проверки следствий конкретной теории или модели. | Научные экспериментальные гипотезы - также выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу Файерабенда: "все подходит". Их оправдание — в интуиции исследователя: "А почему бы не так?" | Эмпирические гипотезы - которые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: "Щелкни корову по носу, она махнет хвостом". Т.е. это гипотезы типа: ЕСЛИ… - ТО. После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора). |
Признаки научно правильной гипотезы:
- адекватность (т.е. она соответствует теоретической основе исследования, в ней есть логика здравого смысла, она нормально отражает психическую реальность);
- правдивость (она базируется на известных и доказанных фактах);
- простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);
- операциональность - сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.
Содержание гипотез
По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы о наличии:
А) явления, факты;
Б) связи между явлениями;
В) причинной связи между явлениями.
Гипотезы А (гипотезы о фактах) | Гипотезы Б (гипотезы о связи, взаимосвязи) | Гипотезы В (гипотезы о причинно-следственной связи или каузальные[1] гипотезы) |
Попытка установить истину: "А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было?". Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен "сдвига к риску" при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах. | О связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой. | Экспериментальными гипотезами обычно считают лишь гипотезы типа В - о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. |
Научные (экспериментальные) и статистические гипотезы
Научная (экспериментальная) гипотеза | Статистическая гипотеза |
Экспериментальная гипотеза — первична | Статистическая гипотеза — вторична |
Научные гипотезы формулируются как предполагаемое решение проблемы. | Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия: - Н (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве, нуль-гипотеза). Подтверждение первой свидетельствует о верности статистического утверждения Н, а второй — о принятии гипотезы Н0 — об отсутствии различий. |
Служит для организации эксперимента | Служит для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров, т.е. необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований |
Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.
Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя. Установлено, что количество и качество гипотез определяется креативностью (общей творческой способностью) исследователя — "генератора идей".
Промежуточный итог
Теорию в эксперименте проверить нельзя. Теоретические высказывания являются универсальными; из них выводятся частные следствия, которые и называют гипотезами. Они должны быть содержательными, операциональными (потенциально опровергаемыми) и формулироваться в виде двух альтернатив. Теория опровергается, если выводимые из нее частные следствия не подтверждаются в эксперименте.
Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.