Оценка организации и качества обучения в Школах здоровья

Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. Пациенты, например, могут выставить баллы по пятибалльной шкале по позициям, представленным в табл. 4.3.

Таблица 4.3.Вопросник для оценки эффективности организации и качества обучения

Утверждение Баллы (оценка)
Организация обучения в Школе в целом  
Численность группы  
Время проведения занятий  
Продолжительность занятий  
Частота занятий  

Окончание табл. 4.3

Утверждение Баллы (оценка)
Было много новой информации  
Обучение в школе было полезным для Вас  
Вы удовлетворены обучением в целом  
Заниматься было интересно  
Советы, полученные в школе, выполнимы для Вас  

Оценка уровня знаний в Школах здоровья

Для оценки уровня приобретенных за время обучения в школе знаний применим метод опроса. В качестве примера могут быть использованы вопросники (табл. 4.4), содержащие ключевые позиции обучающих программ по артериальной гипертензии, бронхиальной астме, сахарному диабету 2 типа, психологической подготовке семьи к рождению ребенка. Желательно предложить слушателям заполнить вопросник в начале первого занятия перед началом обучения (исходные знания) и в конце последнего занятия после завершения обучения, в дальнейшем сравнить количество правильных ответов до и после обучения.

Таблица 4.4.Вопросник для оценки уровня знаний

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
1. Повышенным считается уровень АД 140/90 мм рт.ст. и выше      
2. АД нужно измерять только при ухудшении самочувствия      
3. При гипертоническом кризе необходимо принять таблетку (каптоприл или клофелин) и вызвать врача      
4. Если артериальная гипертензия хорошо переносится, то она не требует лечения      
5. Избыточная масса тела не влияет на уровень АД      
6. Повышению АД способствует курение      
7. Низкая физическая активность способствует понижению АД      
8. Наследственность увеличивает риск повышения АД      
9. Ежедневное потребление небольших доз алкоголя полезно для здоровья, особенно при артериальной гипертензии      
10. При артериальной гипертензии необходимо ограничить потребление соли до 3-5 г в сутки (1 чайная ложка без верха)    

Окончание табл. 4.4

Утверждение Ответ
Да Нет Не знаю
11. Для улучшения здоровья необходимо ходить пешком в умеренном темпе (с ускорением) не менее 30 мин в день      
12. Для снижения риска осложнений артериальной гипертензии достаточно контролировать только уровень АД      

Утверждения 1, 3, 6, 7, 8, 10, 11 - правильные, 2 ,4 ,5, 9, 12 - неправильные.

Только усилиями системы здравоохранения, без участия пациентов, сдвигов в области формирования здорового образа жизни добиться невозможно. Именно поэтому информацию о здоровом образе жизни, мерах профилактики предотвратимых болезней, а также о правильном лечении выявленных заболеваний, изменении образа жизни, своевременной диагностике развившихся осложнений необходимо предоставить как можно более широким слоям населения.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды Школ здоровья выделены в соответствии с отраслевым классификатором сложных и комплексных услуг? Какие варианты, с вашей точки зрения, могут быть добавлены в данный перечень?

2. Охарактеризуйте цели и задачи деятельности Школ здоровья.

3. Охарактеризуйте объем информации, который может предоставляться пациенту и его родственникам на занятиях в Школе здоровья.

4. С какими проблемами психологического характера может столкнуться медицинская сестра в процессе проведения Школы здоровья?

5. Дайте определение понятия «спиральная модель» изменения поведения.

6. Перечислите виды медицинской документации, заполняемой при организации деятельности Школы здоровья.

7. Охарактеризуйте методы оценки эффективности деятельности Школы здоровья.

Наши рекомендации