Психология человека часть 1

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Психология человека» - это интегративная учебная дисциплина, предназначенная для общетеоретической подготовки психологов, учителей, специалистов других профессий, где необходимо знание научных основ психологии человека. Она может включаться в общеобразовательные стандарты для формирования психологической культуры человека на различных ступенях непрерывного образования.

Главная задача этой дисциплины - дать целостное представление о строении и функционировании психики человека в процессах его жизнедеятельности, а также заложить теоретико-методологические основы для целенаправленного усвоения других психологических дисциплин, включенных в программу профессиональной подготовки психологов и специалистов различных профилей.

Задача целостного изложения психологии человека решается с помощью двух основных понятий, посредством которых обозначается предмет данной учебной дисциплины. Одно из них – «психическая организация человека» – предназначено для определения психики как целостного образования, интегрирующего в себе по разным основаниям все многообразие психических свойств в виде своеобразных конструктов (композиций), описывающих психику как идеальную реальность внутреннего мира человека. Другое – «формы проявления психического», используемое для обозначения материальных носителей психического, в которых психический потенциал человека опредмечивается и представлен в качестве наблюдаемого явления.

Данная психологическая дисциплина представляет собой своеобразное введение в предмет психологии и основывается на интеграции знаний различных отраслей психологической науки вокруг проблем психической организации человека и форм ее проявления. Кроме того, в ней используются знания других наук, так или иначе затрагивающих проблему человека.

Цели данной учебной дисциплины состоят в том, чтобы дать жизненно необходимые знания о психике человека и психологии людей; объяснить психику как инструмент взаимодействия человека с внешним миром и самим собой; раскрыть каждое психическое явление как феномен жизнедеятельности человека; раскрыть структурную организацию психики через понятие «психические образования» человека; выработать целостные представления о психологии человека как результате субъектной активности индивида, личности и индивидуальности.

Основная идея этой учебной дисциплины предполагает рассматривать психическую деятельность человека в единстве двух парадигм психологической науки о том, что 1) «психика есть функция мозга» и 2) «психология человека является следствием его субъектного взаимодействия с внешним миром и самим собой».

На первой посылке сложились психофизиология и психофизика, на второй – развиваются социальная психология, психология труда и другие отрасли прикладной психологии. В первом случае человек выступаем как субъект познания и самопознания в контексте психической деятельности, подчиненной законом психофизиологического и психофизического отражения. Во втором случае человек становится субъектом общения и предметно-практических отношений с внешним миром, подчиненных законам социально-психологического отражения. Под влиянием общения и труда психическая деятельность приобретает качества психологической деятельности, которая проистекает из психических возможностей человека произвольно (субъективно) выстраивать свои отношения с внешними и внутренними мирами по законам сознательного отражения и управления своим поведением. В первом случае во внимание принимается телесная и средовая детерминированность психического отражения, во втором - субъектная индетерминированность психической деятельности человека.

В качестве интегратора этих посылок выступает идея их единства в целостных «психических образованиях» – продуктах психической деятельности, являющихся результатом трансформации элементарных психических свойств в более сложные качественные психические образования, которые можно рассматривать одновременно и как компоненты психической организации человека (элементы структуры психики), и как феномены психологии человека (элементы психологической структуры субъекта).

«Психические образования» являются продуктами (результатами) и психической, и психологической деятельности одновременно. Как продукты психической деятельности они являются результатом по преимуществу интериоризации субъектной активности человека, а как продукты психологической деятельности являются результатом по преимуществу экстериоризации все той же субъектной активности человека.

Способность человека к субъектной активности превращает психику в инструмент психологической деятельности, где процессы экстериоризации/интериоризации соединены в целостных актах взаимодействия человека с внешним миром и самим собой. Человек в этом случае сам управляет своей психической деятельностью, манипулируя своими психическими потенциалами в практических целях жизни. Такой процесс мы и называем психологической деятельностью человека.

Психологическая деятельность человека открывается нам в его телесных движениях, предметных действиях, поступках, поведении, в опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности, а также во внешнем облике – в этом своеобразно экстериоризированном психическом потенциале человека. Этим явлениям уделено особое внимание как материализованным формам существования психического.Эта идея направляет научно-психологическое познание на выявление психологического подтекста свойственных человеку форм субъектной активности. Именно в этом ключе и предполагается рассматривать человеческую деятельность, поведение, поступки, предметные действия, телесные движения и внешний облик человека.

Все эти идеи, с одной стороны, позволяют создавать целостные композиции психической организации человека и осуществлять ее психологически содержательную характеристику. С другой же стороны, они позволяют сформулировать новые задачи для экспериментальной психологии, одна из которых, главная с нашей точки зрения, должна быть связана с изучением закономерностей трансформации телесно-психического потенциала в психологичес­кие качества личности через анализ субъектной активности чело­века в процессах взаимодействия его с предметным миром своих потребностей.

Программа включает несколько разделов, воспроизводящих методологию данной учебной дисциплины.

Раздел "Душа и тело" освещает проблему взаимообусловлен­ности телесных и психических признаков человека в философско-психологическом аспекте на основе систематизации общенаучных знаний о человеке и некоторых принципов психоанализа и психо­терапии. Он включает четыре темы, посвященные определению объектных и субъектных признаков человека вообще, а также челове­ка-индивида, человека-личности, человека-индивидуальности.

Раздел "Организм и психика" освещает проблему телесной детерминации психической деятельности человека с позиций ес­тественнонаучного подхода, включая в его контекст идею транс­формации соматических и психических свойств телесно-психичес­кой организации человека в его психологические качества и ду­ховные образования личности. Он включает две темы, одна из ко­торых посвящена соматическим, другая психическим свойствам че­ловека.

Раздел "Функции психики" посвящен проблемам жизненного предназначения психики и явлениям трансформации психического потенциала в процессах взаимодействия человека с внешним ми­ром. В изложении этих проблем интегрированы достижения теоре­тической и прикладной психологии, физиологии и социологии. Данный раздел включает одну тему об имплицитных функциях пси­хики и шесть тем об эксплицитных функциях психической деятель­ности.

Раздел "Структура психики" посвящен проблемам структурной организации психики, ее аналитическим основаниям, классифика­ции психических свойств и содержательной характеристике психи­ческих образований. При изложении этих проблем использованы знания теоретической, экспериментальной и прикладной психоло­гии, а также знания о человеке, представленные в мировоззренческих концепциях науки и религии. Этот раздел разбит на четы­ре темы, где раскрываются особенности компонентов структурной организации психики человека.

Раздел "Формы проявления психики" освещает проблемы мате­риализации и опредмечивания идеальных психических образований, представленных во внутреннем плане психики. Эти проблемы свя­зываются с экстериоризацией телесно-психического потенциала посредством движений, действий, поступков, поведения, деятель­ности, внешнего облика, а также с психологическим познанием человека. В данном случае использовались знания наук о матери­альной и культурно-исторической жизни людей. Этот раздел вклю­чает темы о внешних формах материализации психического, о пре­зентации психического во внешнем облике человека, о психологическом познании человека, о психических образах как идеальных продуктах психической деятельности человека.

Раздел "Процессы преобразования человека и психики" пос­вящен проблемам эволюции телесно-психической организации чело­века в процессах его взаимодействия с природой, обществом, предметной средой и самим собой. Эта проблема рассматривается в связи с филогенезом и социогенезом, культурно-историческим процессом, а также самореализацией человека в онтогенезе. Здесь использовались знания о жизнедеятельности человека, представленные во всех областях научного и общечеловеческого опыта. Данный раздел включает вопросы о видовых и индивидуальных преобразовани­ях, которые происходят в жизни каждого человека.

Раздел "Интегративные психические образования" раскрывает научно-познавательные модели наиболее общих психических обра­зований, перекрывающих собой все аспекты психической деятель­ности человека. Современная теоретическая, экспериментальная и прикладная психология позволяют выделить двенадцать таких об­разований. В их числе следующие: аффективные, мотивационные, темпераментные, регуляторные, сенсорно-перцептивные, мнемические, интеллектуальные, рефлексивные, психомоторные, креатив­ные, коммуникативно-речевые, нравственные. Каждому виду психи­ческих образований посвящена отдельная тема в программе курса. Каждая тема этого раздела раскрывается в единой логике, пред­полагающей сначала дать обобщенное представление о рассматри­ваемом психическом образовании как явлении и его функциях в жизнедеятельности людей; затем обозначить круг феноменов, сос­тавляющих его содержание; далее охарактеризовать проявление этих феноменов в различных формах материализации (энцифолографии, мышечных сокращениях, телесных движениях, предметных действиях, поступках, поведении, деятельности, ее продуктах и внешнем облике человека); наконец, следует указать на психоло­гические качества, которые возникают у человека в результате трансформации (преобразования) телесно-психического потенциала в процессах взаимодействия с внешним миром и самим собой.

В целом данный курс предназначен для формирования знаний о психической организации человека как едином предмете теоре­тической, прикладной и практической психологи, а также овладе­ния системой основных научно-психологических понятий и профес­сиональной логикойих употребления.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995

4. Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1984

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999

7. Годфруа Ж. Что такое психология? 1 и 2 том. М., 1992

8. Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии. Ростов-на-Дону, 1994

9. Климов Е.А. Основы психологии. М., 1997

10.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965

11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977

12.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984

13.Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988

14.Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / Психологическая наука в СССР. М., 1962

15.Немов Р.С. Психология. Книга 1, 2. М., 1994

16.Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 2000, 2002

17.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1966

18.Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987

19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998

20.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961

21.Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1970

Наши рекомендации