Философские истоки социальной психологии
Первый опыт "осознания" социально-психологических явлений: социально-психологическое или первобытное мышление?
Наряду с практикой неосознанного в полной мере, стихийно сформировавшегося опыта использования психологически эффективных способов совместных действий членов первобытной общины, необходимо различать и потребности человека в понимании своего поведения, отношений и общения с другими людьми, т. е. в осознании социально-психологических явлений. Зачатки этого осознания на первых порах могли проявиться уже в характерных для первобытного человека актах мистического и дологического мышления, которое было впервые изучено французским социологом и этнологом Люсьеном Леви-Брюлем (1857—1939). Последний пришел к выводу о том, что исторически и культурно различным социальным типам соответствуют и определенные формы мышления.
Так, первобытной культуре свойственно "примитивное сознание", а соответственно и "первобытное мышление" человека, которое качественно отличается от современного рационального мышления. Оно дологично, ориентировано прежде всего на восприятие сверхъестественного и не способно отличить его от естественного. Такое мышление представляет собой продукт "коллективных представлений" передаваемых от поколения к поколению и предполагающих безрефлексивное следование традициям предков.
Естественно, что здесь еще рано говорить не только о социально-психологическом, но и просто о логическом мышлении.
Философские корни социальной психологии. На уровень абстрактного, логического, а тем более содержательно обращенного к анализу человеческих отношений социально-психологического мышления человек приходит вместе с зарождением и развитием философии.
Вот почему есть все основания говорить о том, что своими глубокими корнями социально-психологическая мысль уходит в область философии.
Как справедливо отмечает американский исследователь Отто Клайнберг, большое число проблем социальной психологии, точно так же, как и общей, берет начало от философии.
Истоки многих идей, получивших затем развитие в социальной психологии XIX и XX веков, можно обнаружить еще в философских воззрениях мыслителей древности, например Платона и Аристотеля.
Американский социальный психолог Г. Олпорт не без основания называет Платона родоначальником иррационалисти-ческой концепции, а затем и традиции в социальной психологии [5]. Точка зрения Платона об иррациональном поведении масс как явлении, якобы сопутствующем демократии, стала в дальнейшем доминирующим мотивом при оценке массовых социальных движений у многих зарубежных исследователей и политологов.
Одним из первых с психологической трактовкой политической организации общества выступил Аристотель. В трактате "О политике" он говорил о том, что человек по своей природе суть животное политическое и что общественный инстинкт составляет первую основу происхождения общественного союза.
Вместе с тем Аристотель одним из первых в истории философской мысли обратил внимание на социально-психологические предпосылки и факторы политических сдвигов и изменений, в частности на "мятежные настроения" людей, недовольных существующим политическим строем и поднимающих восстание". Во-первых, — писал Аристотель, — нужно знать настроение лиц, поднимающих восстание, во-вторых — цель, к которой они при этом стремятся, и, в-третьих, чем, собственно, начинаются политические смуты и междоусобные распри" [7, с. 208].
Не останавливаясь на этом, Аристотель пытался далее вскрыть и социальные корни соответствующих политических настроений. Последние он усматривал прежде всего в факте социального неравенства. "Вообще повсюду, — писал он, — причиною возмущений бывает отсутствие равенства, коль скоро это последнее оказывается несоответственным в отношении лиц, находящихся в неравном положении. И вот вообще для достижения равенства и поднимаются возмущения" [7, с. 206].
Социально-психологический подход к объяснению политической жизни общества находит развитие и в теории общественного договора, связанной первоначально с именами Сократа и Эпикура, а в дальнейшем — Гоббса, Гассенди, Спинозы, Локка и Руссо. Государство и право, согласно этой теории, возникли в результате того, что людям надоело "естественное состояние" ничем не ограниченной свободы действий, проявляющейся в войне всех против всех, и они пришли к соглашению поступиться в интересах собственной безопасности частью своей свободы, передав некоторые права государству.
Много других вопросов социальной психологии было поставлено в работах ранних буржуазных мыслителей. О направленности и стадиальности в развитии психологии общества говорил, например, Дж. Вико в работе "Основания новой науки об общей природе наций" (1725).
Ряд вопросов, касающихся определения места и роли психологии личности в жизни общества, поставил Гельвеции. В своих работах "Об уме" и "О человеке" он подчеркивал, с одной стороны, роль общественной среды в воспитании человека, с другой — роль сознания и страстей, влечений, потребностей, желаний индивида в развитии общества.
Людвиг Фейербах о человеческих отношениях и общении людей. Антропологический принцип разрабатывался в философии Л. Фейербаха, который подчеркивал решающую роль человеческих отношений, фактора социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности и человеческой индивидуальности. "Уединенность, — писал Л. Фейербах, — есть конечность и ограниченность, общение есть свобода и бесконечность" [8, с. 203].
Обосновывая значение принципа общения, Л. Фейербах говорил об ограниченности изолированной индивидуальности, с одной стороны, и совершенстве и многогранности человеческих отношений, особенно отношений гармонии и единства — с другой. "...Никакое существо... — писал он, — взятое изолированно для себя самого, не является подлинным, совершенным, абсолютным существом; истина и совершенство заключаются лишь в связи, в единстве равноправных существ. Величайшим и последним принципом философии является поэтому единство человека с человеком" [8, с. 204].
В социально-психологическом общении человека с человеком Л. Фейербах видел единственный способ осознания человеком не только своей принадлежности к социальной общности, к роду человеческому, но и способ развития его осознания собственной индивидуальной неповторимости, своего "Я".
Однако, справедливо усматривая в социально-психологическом общении способ проявления и самоутверждения личности как представителя социальной общности, Л. Фейербах тем не менее решающее значение в процессе общения придавал не столько социальным отношениям, сколько непосредственным межличностным связям, которые он сводил при этом к эмоциональным отношениям между "Я" и "Ты". "Истинная диалектика, — писал он, — не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты" [8, с. 203].
В этой попытке сведения всего многообразия социальных отношений к эмоциональным отношениям между "Я" и "Ты" заключалась ограниченность фейербаховского антропологизма.
Впоследствии фейербаховская по своей сути, хотя и возникшая на другой основе, идея человеческих отношений получила широкое развитие в зарубежной социальной психологии XX в. в форме теории и практики "человеческих отношений" в американской промышленности.
Влияние Гегеля на развитие социально-психологической мысли. Значительное влияние на развитие социально-психологической мысли оказал Гегель. В его работах можно найти интересную попытку социально-психологического подхода к объяснению как исторического процесса в целом, так и отдельных исторически значимых этапов в процессе социального развития.
В лекциях по философии истории Гегель указывал, в частности, на социально-психологичские механизмы исторической деятельности людей. "Ближайшее рассмотрение истории, — писал он, — убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы, и лишь они играют главную роль" [9, с. 20].
Уточняя выдвинутое положение, Гегель говорит о том, что потребность порождает интерес, который в свою очередь выступает в форме человеческой страсти. Последняя и является истинной пружиной движения человеческой истории. "Итак, мы утверждаем, — продолжает Гегель, — что вообще ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью, поскольку индивидуальность, отодвигая на задний план все другие интересы и цели, которые также имеются и могут быть у этой индивидуальности, целиком отдается предмету, сосредоточивает на этой цели все свои силы и потребности, — то мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершалось без страсти" [9, с. 23].
Не только непосредственная массовая деятельность людей, но и довольно устойчивые социальные образования — религия, государство и т. д. — оказываются проявлением тех или иных изменений в социальной психологии, в частности в психологии или, как говорит Гегель, в "духе народа".
Однако если в гегелевском положении о решающей роли духа народа как фактора социальной организации явно сказывается его идеалистическая концепция развития абсолютной идеи, то в стремлении понять саму психологию народа как некое противоречивое целое обнаруживается больше реалистичности и рациональности.
В этой связи интересна попытка Гегеля охарактеризовать понятие "Мы" применительно к национальной общности под углом соотношения в этом понятии элементов общего и отдельного, а также его представления о конкретно-исторических и этнических особенностях народной психологии, о психологических особенностях разных эпох и др.