Девять советов по анализу результатов беседы
Ответьте на следующие вопросы:
1. Последовательно ли велась основная линия в беседе?
2. Не навязывали ли вы собеседнику свои аргументы при выработке окончательного решения?
3. Основательны ли были ваши замечания и возражения?
4. Учитывались ли позиция и настроение собеседника?
5. Удалось ли быть корректным на всем протяжении беседы?
6. Добились ли максимальной полезности состоявшегося делового разговора для бизнеса, для фирмы, для взаимоотношений?
7. Смогли ли принять правильное решение и довести его значимость до партнера (собеседника)?
8. Удалось ли на протяжении всей беседы удерживать инициативу, вести свою линию?
9. Достигли ли поставленных перед деловой беседой общей, ближайшей и перспективной целей и задач.
ДЕВЯТЬ ФАКТОРОВ УСПЕХА ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ
1. Профессиональные знания юриста, менеджера - дают возможность для реализации высокой объективности, достоверности и глубины изложения информации, а также для владения ситуацией.
2. Ясность - позволяет увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности.
3. Наглядность - максимальное использование иллюстративных материалов (документов, информационных источников, таблиц, схем и пр.), общеизвестных ассоциаций и параллелей - снижает абстрактность изложения информации.
4. Постоянная направленность - следует постоянно держать в голове основные задачи беседы и в какой-то мере знакомить с ними собеседника.
5. Ритм - повышение интенсивности беседы по мере приближения ее к концу.
6. Повторение - повторение основных положений и мыслей помогает собеседнику воспринять информацию.
7. Элемент внезапности - представляет собой продуманную, но неожиданную для собеседника увязку деталей и фактов.
8. "Насыщенность" рассуждений - необходимо следить за тем, чтобы в ходе беседы чередовались "взлеты", когда от собеседника требуется максимальная концентрация, и "спады", которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника.
9. Рамки передачи информации - французский писатель и мыслитель Вольтер как-то сказал: "Секрет быть скучным состоит в том, чтобы рассказывать все".
10. Юмор и ирония - в определенной дозе и ситуативно уместно они поднимают дух собеседников, их готовность к восприятию даже неприятных аспектов беседы.
В труде менеджера беседа является одним из ведущих методов управления и воздействия на подчиненных. Так же широко она используется и в юридической практике, например при допросах свидетелей и потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, в работе с клиентами у адвокатов, с посетителями юридических консультаций и пр.
Ошибки, совершаемые собеседниками, при проведении беседы:
- проявляют авторитарность, не считаясь с мнениями других;
- игнорируют состояние собеседника;
- не учитывают мотивы поведения собеседника;
- перебивают говорящих;
- говорят, не будучи уверенными, слушают ли их;
- говорят долго;
- ограничиваются одним предложением (не используют всего банка идей).
Собеседование
В начале предприятия и близко от цели
опасность неудачи всего больше.
Суда разбиваются обычно близко от берега.
Л. Берне
Простые правила, которые помогут произвести хорошее впечатление
Сегодня сама система трудоустройства превратилась в некоторый свод правил, при соблюдении которых удачное трудоустройство обеспечено практически на 100 %. Как «правильно» устраиваться на работу, что при этом говорить работодателю, а о чем лучше умолчать, какие свои качества превознести до небес, а о каких лучше вообще забыть?
Куда бы вы ни шли, не забывайте об улыбке; улыбаясь, вы почувствуете себя легко, и другие ответят вам тем же. Однако помните, что постоянная улыбка сковывает лицо и может показаться фальшивой.
Приходя на собеседование, вежливо приветствуйте всех сотрудников компании, начиная с охранника и заканчивай секретарем. В хорошей компании уважают мнение всех ее работников. Впечатление о вас начинает складываться с телефонного разговора или с того момента, как вы входите в здание.
Приходите, по крайней мере, за десять минут до назначенного времени — приходите подготовленным. Когда вы забываете бумаги «дома», создается впечатление, что вы уделили недостаточно внимания подготовке к собеседованию. Готовьтесь тщательно дома.
В вашей внешности должны отражаться самоуважение, род ваших занятий и то положение, которое вы хотели бы занимать. Люди, заботящиеся о своем внешнем виде, создают впечатление, что они также заботятся о компании, в которой служат. Хорошо уложенные волосы, начищенная до блеска обувь, подходящая к случаю одежда, минимум аксессуаром, тонкий аромат лосьона для бритья или духов — все это создает прекрасный имидж служащего компании.
Уделяйте большое внимание личной гигиене: дезодорант для рта и тела, ухоженные ногти — неотъемлемая часть вашего имиджа.
· В ходе собеседования вашими первыми словами, адресованными тому, кто будет с вами беседовать, должны быть: «Благодарю вас», — за то, что вам уделят время.
· Никогда не забывайте о рукопожатии.
· Не садитесь, пока вам не предложат.
· Сидите прямо. Руки держите свободно (не делайте ими суетливых движений).
· Смотрите в глаза собеседнику.
· Ничего не трогайте на столе собеседника. Не пытайтесь прочесть ничего, что лежит у него на столе.
· Говорите так, чтобы вас было хорошо слышно. Отвечайте подумав, правдиво и уверенно. Положительную реакцию у слушателя вызывают главным образом выражение лица и тон голоса.
· Слушайте партнера! Будьте внимательны. Отвечайте кратко.
· Не отзывайтесь дурно о других людях или о другой компании.
· Когда вас нанимают на работу, задавайте вопросы, но не касайтесь личных тем.
· Не обсуждайте свои опасения или заботы.
· Не рассказывайте всем и каждому, как «мы это делали на моей прежней работе».
· Имейте при себе хорошую ручку и блокнот, чтобы при необходимости делать записи.
· Следите за жестикуляцией. Язык тела может обидеть и показать плохие манеры. Никогда не грозите пальцем. Манера сидеть развалившись демонстрирует ваше неуважение к окружающим.
· Следите за сигналами окончания разговора. Прежде чем уйти, подчеркните в одном предложении о своем желании работать в данной фирме. Не просите, не умоляйте, не хнычьте: просто выскажитесь положительно.
· Пожмите руку. Улыбнитесь.
· Выйдите неторопливо, уверенным шагом.
· Не надоедайте нанимателю. Если вы не получили ответа, достаточно позвонить в течение месяца, чтобы сообщить, что вы все еще заинтересованы в сотрудничестве, если вакансия открыта.
· Если вас приняли на новую работу, не сближайтесь ни с группой, ни с кем-либо из сотрудников. Будьте дружелюбны, но дайте себе время получше узнать людей. Проявляйте доброжелательность к каждому из сотрудников.
· Не слушайте сплетен.
· Всегда благодарите тех, кто приходит на помощь.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НА СОБЕСЕДОВАНИИ
I
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему поиск работы превращается в рекордную стометровку для одних и в утомительный безнадежно длинный марафон для других? Наверняка среди ваших родственников или знакомых есть и те, и другие. И если карьерные успехи можно легко объяснить наличием выгодных знакомств, «крутых родственников» или просто везением, то безрезультатные попытки устроиться на работу удручают и вызывают глубокое недоумение. Казалось бы, всем человек хорош: и образование высшее, и опыт работы есть, и после рассылки резюме звонят из компаний, приглашают на собеседование... Только вот после собеседований на работу не берут... Так в чем же причина очередного отказа? Какие типичные ошибки допускают соискатели на собеседовании?
Именно от результатов собеседования зависит, станут ли рассматривать вашу кандидатуру на вакантную должное и или ваше резюме осядет балластом в банке данных с жирной пометкой «минус». Вот и попробуем посчитать возможны* «минусы», поскольку свои «плюсы» знают все.
Первое и самое банальное — внешний вид человека, приходящего на собеседование.К сожалению, частенько на собеседование «забегают» в поисках работы женщины с нагруженными сумками, пакетами, коробками. Милые хранительницы домашнего очага! Чтобы не портить впечатление о себе, не стоит совмещать поход по магазинам с этим мероприятием. То же касается сильной половины человечества, которая пытается совместить такой визит с посещением автосервиса или мойки автомобилей. Абсолютно недопустимо появляться на собеседовании в спортивном костюме, майке и шортах, с авоськами. Слова «я делаю ремонт» и т. п. звучат малоубедительно.
Некоторые предпочитают приходить на собеседование в сопровождении родственников, и тут дело может доходить просто до анекдотов. Например, активная жена приводит на собеседование недотепу мужа. Она сразу перехватывает инициативу разговора и на вопросы консультанта агентства отвечает сама, не давая мужу и рта раскрыть. Создается впечатление, что он немой. Через две минуты уже все наслышаны о бестолковости и никчемности ее спутника жизни. После подобного визита сотрудники дружно вспоминают арию князя Игоря «О дайте, дайте мне свободу...» и жалеют бедолагу мужа, но взять на себя ответственность за представление работодателю вялого и безынициативного сотрудника никто не возьмется.
Выпускники вузов— это особая категория соискателей, они часто приходят на собеседование в сопровождении мам, пап и даже бабушек. Психологически это оправданно, поскольку для родителей первое рабочее место ребенка — то же самое, что первый раз в первый класс. Однако не стоит забывать, что за годы учебы в вузе ваш ребенок приобрел огромное количество знаний, так не мешайте своему чаду проявить себя на собеседовании.
Ваша задача — получить на собеседовании как можно больше информации о вакансии и о компании.Очень может быть, что порядки, установленные в компании, например штрафные санкции за опоздание, лимитированные перекуры или что-то другое, вас абсолютно не устроят...
Главное, чтобы все, что вы говорите, звучало корректно.Представьте себя на месте проводящего собеседование, который слышит следующий монолог: «Название последней компании я точно не помню, да я их столько поменял за последний год... Зарплата? Да, получал, но сколько — помню неотчетливо...» Стоит ли в этом случае искать работу или все-таки сначала память потренировать?..
Вы должны быть готовы к вопросу о причине увольнения с предыдущего места работы. Очень важна мотивация вашего ухода.Не стесняйтесь говорить о том, что на прежнем месте работы вас что-то не устраивало. Ведь вас не приговорили всю жизнь работать в одной и той же компании! Однако критика хороша в меру.
Представьте себе ситуацию: на собеседование приходит женщина-фармацевт, которая работает в престижной аптеке, уровень зарплаты ее вполне устраивает. Однако из ее рассказа следует, что в аптеке существуют определенные правила, которые буквально выводят ее из себя. Например, клиентам надо вежливо улыбаться, следить за витриной — расставлять лекарства аккуратно... а еще... нельзя всем вместе попить чаю, только по очереди... В общем, руководство ненормальное, думает только о доходах и клиентах. Вот ужас! Как человеку не повезло с работой! Но все мы иногда заходим в аптеки и, как это ни странно, хотим, чтобы нам улыбались, да и работодателю вряд ли нужен сотрудник, принимающий «озверин».
А вот другая ошибка, допущенная на собеседовании. Симпатичная девушка, претендующая на вакансию референта-переводчика, прекрасно держится на собеседовании и, практически получив предложение работать, вдруг говорит: «А нельзя ли рабочий день заканчивать чуть-чуть раньше, иначе мне будет трудно успевать на сериал. Результат такого заявления, я думаю, вам ясен: на работу принята другая кандидатка, а девушку мы больше не тревожим — пусть спокойно смотрит телевизор