Диапазон и тесситурные особенности.
Общий диапазон хоровой партитуры составляет две октавы: соль диез малой - соль диез второй октавы.
Диапазон партии первых сопрано: ре диез первой - соль диез второй октавы - дуадецема.
Диапазон партии вторых сопрано: си диез малой - си диез первой октавы - октава.
Диапазон партии первых альтов: си малой - соль диез первой - большая секста.
Диапазон партии вторых альтов: соль диез малой - соль диез первой октавы - октава.
Если говорить о тесситурной составляющей, то необходимо отметить что партии альтов и вторых сопрано находятся в удобной для них тесситуре, вследствие этого их партии не представляют сложности. В партии первых сопрано встречается ряд тесситурных проблем. (33-34тт.) и, что наиболее сложно, в средней части фа диез второй октавы необходимо петь на нюансе pp (18-20тт.)
Соотношение естественного и искусственного ансамбля.
Тесситурные особенности партии первых сопрано и остальных партий хора различны. Исходя из этого и соотношение естественного и искусственного ансамблей будет варьироваться в зависимости от того, насколько совпадают или не совпадают их тесситурные условия в различных фрагментах партитуры.
К примеру, в первом хоровом фрагменте (1-9тт.) все партии поют в среднем регистре в нюансе p. Так как для среднего регистра этот нюанс является естественным, следовательно, здесь получается естественный ансамбль.
Наоборот, в тактах 18-23 тесситурные условия партий различны. Сопрано первые поют в верхнем регистре, а остальные партии в среднем. Здесь потребуется создание искусственного ансамбля, и при общем звучании pp три партии А1, А2, С2 должны петь p, что уравновесит партии в силе звука.
Особенности использования тембровых красок и хоровая «оркестровка".
Об особом внимании Свиридова к колористической стороне хорового письма общеизвестно. Данная партитура также содержит немало интересного.
Возможность использования мягкого головного и микстового регистров в высокой тесситуре (18-22тт.) или, наоборот, мощь и яркость звучания в динамически насыщенном эпизоде (32-35тт.).
Приёмы хорового письма.
Свиридов использовал в этом произведении два вида хорового письма. Это гамофонно-гармоническое изложение и хоровая педаль. Одноголосная партия встречается в партии вторых альтов (10-14тт., 18-19тт.), в партии первых альтов (20-22тт.), в партии вторых сопрано ритмизованная педаль звучит в тактах 20-22.
Виды хорового дыхания.
Хоровая партитура произведения должна исполняться в основном на цепном дыхании. Чему способствуют длинные литературные фразы. Однако в некоторых моментах необхо димо сделать общехоровое дыхание, которое осуществляется преимущественно по фразам и во время пауз. В первую очередь это дыхание перед началом новой фразы (перед 5т.,14т., 18т.). Такое дыхание необходимо для того, чтобы спеть данные аккорды с хорошей атакой звука и чёткой артикуляцией. Если же дыхание не брать, то может возникнуть скомконность и неодновременное произношение текста хором.
Исполнительский анализ.
Интонационный ансамбль.
Музыкальный язык сочинения Свиридова базируется, как правило, на, простой тональной основе. Ему не свойственны храмотизированная мелодика и остродиссонантные гармонии. Тем не менее, он не чуждается использовать определённый гармонический колорит для создания соответствующих музыкальных образов. В хоре "Наташа" встречаются аккорды сложной структуры, что создаёт определённые интонационные проблемы при исполнении. В произведении у сопрано встречаются большие секунды (6, 7, 23, 29, 30, 31, 38тт.) они должны интонироваться с тенденцией к расширению. К определённым интонационным трудностям можно отнести - появление в кульминации у первых сопрано соль диез второй октавы (33т.), грозящее "нечистотой" интонации при плохой вокальной технике и "бездыханном" пении; тоже можно сказать и про 18-21тт. здесь задача усложняется пением на нюансе pp. Опасен унисон всего хора после четырёхголосия, перед кульминацией. Сложность у первых сопрано также составляет большое количество скачков на кварту, сексту, октаву - необходимо чтобы нижний звук брался в позиции верхнего. У вторых сопрано интонационные сложности может вызвать ход на малую терцию (19-20тт.), а также ход fisisI - eI - his - eI. Как и у первых сопрано в этой партии встречаются скачки на кварту, сексту. Характер произведения требует мягкого, плавного голосоведения, несмотря на скачки. Для достижения ансамбля можно воспользоваться следующими методами:
- пропевание в замедленном темпе – медленный темп даёт певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для контроля над ним;
- остановка на звуках или аккордах составляющих сложный интонационный или гармонический оборот;
- все ходы вниз следует петь на опорном дыхании, чтобы не занизить звучание;
- выдержанные звуки (в конце построений) петь с тенденцией к повышению.
Следует обратить внимание в партии сопрано, чтобы не было крикливого, форсированного звука, он должен быть округлым, плотным, в хорошей вокальной позиции, в тоже время атака звука - мягкая.
Ритмический ансамбль
Основные проблемы, связанные с исполнением этого произведения с ритмической стороны партитуры, лежат в установлении чёткого ритмического взаимодействия всех хоровых партий. Нарушение ритма: недопевание долгих длительностей при появлении коротких, ускорение мелких длительностей. Для избежание этих недостатков полезно использовать способ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведёт к воспитанию у них ощущения ритмической пульсации. Также эффективным приёмом является проговаривание литературного текста на одном звуке (внимание сосредотачивается на ритмической стороне, что способствует более быстрому освоению того или иного сложного оборота) в то время как проговаривается текст, партитуру можно играть на рояле. Необходимо внимательное отношение к паузам, можно воспользоваться советам Г.Г.Нейгауза «…Тишину, перерывы, остановки, паузы надо слышать, это тоже музыка!...Полезно также перерывы эти мысленно продирижировать…». Во всех случаях дирижёр, опираясь на чёткое ощущение метра и внутридолевой пульсации, должен достичь необходимого ритмического ансамбля.
Темповый ансамбль
Как уже отмечалось, данный номер написан в рамках единого темпа. Это, однако, не говорит о том, что всё произведение необходимо выдержать строго в рамках единого темпа. Небольшие агогические оттенки на смысловых акцентах, или в окончании фраз привнесут в исполнение этой партитуры необходимую долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный образ произведения.
Динамический ансамбль
Произведение очень разнообразно по динамике. Во всех голосах данной хоровой партитуры автором выставлены одинаковые обозначения силы звука. Достаточно труден убедительный показ piano и pianissimo, а также показ подвижных нюансов. Ясный показ forte, как правило, больших трудностей не вызывает. При этом, однако, необходимо динамически дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от голосов, более нейтральных. На протяжении всего произведения мелодия проходит у первых сопрано, поэтому их следует несколько выделить по отношению к другим партиям. Дирижёр должен умело варьировать динамические оттенки, с тем, чтобы создать более выразительный художественный образ.
Штриховой ансамбль
Основной способ звуковедения в этом хоре – legato. Для придания музыке большей выразительности, возможно, некоторое подчёркивание мелодической линии в кульминационном разделе (29 – 36тт.). Композитором выделена кульминация с помощью акцентов (33-34тт.).
Тембровый ансамбль
Академическому хору свойственна единая манера формирования звука, под которой подразумевается правильное звукообразование с одинаковой степенью округления гласных. Для этого необходимо формировать открытые гласные по образу прикрытых. Например, а, мысленно представляя о, и как ы, е как ё и т.д. Если необходимо округлить звук, полезно петь последовательности лю-лё-ля-ле-ли, если осветлить – ли-ле-ля-лё-лю. Имеют большое значение и согласные. От произношения согласного звука зависит окраска последующего гласного, окраска всего слова. В этом произведении согласные должны произноситься чётко, упруго, легко. На тембр влияет психологическое единомыслие певцов. У певцов должно сложиться ясное представление о художественной стороне произведения. Также можно воздействовать на тембр с помощью – дирижёрского жеста и мимики, умения объяснять хору нужный характер звучности.