Коррекционно-развивающая программа
Научный руководитель:
доцент, кандидат психологических наук
Черепанова Ирина Вячеславовна
Составитель: Ханевская Л.В.
Могилев 2016
Пояснительная записка
Подростку тренинг поможет в формировании коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов, позволит стать более уверенными в себе, ощутить значимость собственной личности.
Родителям тренинг поможет научиться реагировать на неприемлемые с их точки зрения формы поведения детей; осознать значение собственного поведения и своих чувств для ребенка, развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми
Программа строится на основе следующих принципов:
- принцип активности участников: члены группы постоянно вовлекаются в различные действия – игры, дискуссии, упражнения, а также целенаправленно наблюдают и анализируют действия других участников;
- принцип исследовательской позиции участников: участники сами решают проблемы, а тренер лишь побуждает их к поиску ответов на возникающие вопросы;
-принцип объективации поведения: поведение участников группы переводится с импульсивного уровня на объективированный; при этом средством объективации является обратная связь, которая дается с помощью других участников группы, сообщающих свое отношение к происходящему;
- принцип партнерского общения: взаимодействие в группе строится с учетом интересов всех участников, признания ценности личности каждого из них, равенства их позиций, а также соучастия, сопереживания, принятия друг друга;
- принцип «здесь и теперь»: члены группы фокусируют свое внимание на сиюминутных действиях и переживаниях и не апеллируют к прошлому опыту;
- принцип конфиденциальности: «психологическая закрытость» группы уменьшает риск психических травм участников.
Цель программы: снижение уровня личностной тревожности подростков; формирование положительного образа Я ;оптимизация детско-родительских отношений.
При проведении коррекционно-развивающих занятий были поставлены следующие задачи:
Ø развитие умений и навыков психофизической саморегуляции;
Ø расширение знаний, представлений подростков о себе;
Ø формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов;
Ø формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности;
Ø формирование стремления к самопознанию и саморазвитию;
Ø создание условий для конструктивного диалога между ребенком и родителем, предоставление возможности раскрытия личности каждого участника; проявления себя, своих чувств, эмоций и мыслей;
Ø предоставление детям и родителям возможности улучшить внутрисемейные отношения.
Предмет коррекционной программы – уровень личностной тревожности, образ-«Я», детско-родительские отношения.
Объект коррекционной программы–подростки 14-15 лет, их родители.
Настоящая программа предназначена для групповой (индивидуальной) работы с родителями и подростками 14-15 лет (учащиеся 9 классов).
Программа рассчитана на 12 занятий длительностью 60 минут, которые проводятся 3 раза в неделю.
Основной формой осуществления программы является групповая работы.
Набор в группу осуществлялся на основе проведенного диагностического исследования.
Критерием отбора в коррекционную группу явились высокие уровень личностной тревожности подростков в результате диагностики с помощью методики «Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина».
Содержание программы включает в себя следующие блоки:
1. коррекционная работа с подростками, направленная на снижение уровня личностной тревожности - 3 занятия.
2. коррекционная работы с подростками, направленная на формирование положительного образа- «Я» - 5 занятий.
3. коррекционная работа с подростками и их родителями, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений – 4 занятия.
Программа построена в форме тренинговых занятий.
Примерная структура каждого занятия может быть представлена следующим образом: приветствие, разминка, основная часть, рефлексия.
Результатом эффективности работы программы будет снижение уровня личностной тревожности, а так же формирование более положительного образа-«Я» у подростков.
Тематический план занятий
№ | Название занятия | Содержание | Кол-во часов |
Знакомство | 1. Принятие правил групповой работы 2. Знакомство (упр.«Снежный ком»,«Моя вселенная») 3. Основная часть (упр. «Молчалка-говорилка» «Установление дистанции», «Дружеская рука») 5. Рефлексия | ||
«Снятие тревожности» | 1. Приветствие 2. Разминка (упр. «Пожмите друг другу руки!») 3.Основная часть (упр. «Ассоциации», «Какой я?», «Банка секретов», «Друг для друга» ) 4. Рефлексия | ||
«Саморегуляция» | 1. Приветствие 2. Разминка (упр. «Путаница») 3.Основная часть (упр. «Улыбка», «Ауторегуляция дыхания») 4. Рефлексия | ||
«Путешествие к своему Я» | 1. Приветствие (упр. «Ритуалы приветствия».) 2. Разминка (упр.«Линеечка») 4.Основная часть (упр. «Я - уникальный», «Самоотношение», «Остров мечты», «Мое самовосприятие», 5. Рефлексия (упр. «Спасибо за приятное занятие») | ||
«Кто я?» | 1. Приветствие (упр. «Эхо») 3. Разминка (упр. «Прогулка») 4. Основная часть (упр. «Кто Я?», «Герб своего «Я», «Представь себя в виде животного») 5. Рефлексия (упр. «На занятии было…») | ||
«Уверенность в себе» | 1. Приветствие (упр. «Художники») 2. Разминка (упр. «Путаница») 3. Основная часть (упр. «Мой портрет в лучах солнца», «Розовый куст», «Символ уверенности», «Я управляю собой») . 4.Рефлексия (упр. «Рожицы») | ||
«Оценка своего «Я»» | 1. Приветствие 2. Разминка (упр. «Калейдоскоп») 3. Основная часть (упр. «Зато я», «Самоисследование», «Мнения» 4. Рефлексия (упр. «На занятии было…») | ||
«Быть увереннее» | 1. Приветствие (упр. «Сигнал») 2. Разминка (упр. «Карлики и великаны») 3.Основная часть (упр. «Письмо себе», «Объявление в газету», «Если бы я был», «Скульптура») 4. Рефлексия (упр. «Аплодисменты») | ||
Знакомство | 1.Принятие правил групповой работы 2. Знакомство 3. Основная часть (упр.«Народная мудрость», «Идеальная семья) 4. Рефлексия | ||
«Язык принятия» | 1. Приветствие 2. Разминка (упр. «Все, некоторые, я…») 3. Основная часть (упр.«Ассоциации», « Оцениваем друг друга», Дискуссия на тему: «язык принятия» и «язык непринятия», «Эксперимент», Психогимнастическое упражнение) 5. Рефлексия | 1,5 | |
«Решим проблему» | 1. Приветствие 2. Основная часть (Информация об алгоритме решения конфликта, «Решим проблему», «Это здорово!», Информирование и обсуждение правил поведения в конфликтной ситуации, «Строим мосты вместо стен…» ) 3. Рефлексия | 1,5 | |
Заключительное | 1. Приветствие 2.Основная часть (упр.«Командир», «Декларация прав», «Что нас объединяет», Процедура заключения договора между родителем и ребенком, «Обратная связь») 3. Рефлексия 4.Диагностика | 1,5 | |
Всего | 13,5 |