ЗАНЯТИЕ 1. Радость. (1 чел)
1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского
"Новая кукла".
Вопросы к детям:
— О чем вы думали, когда слушали му
зыку?
— Что чувствовали?
— Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального
произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как
они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
3. Беседа.
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.
4. Рисование на тему "Радость"
Предложить желающим рассказать о своем рисунке.
Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.
5. Ответы детей на вопрос:
— Что такое радость?
Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:
— Радость — это когда все радуются. Бывает радость боль
шая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одно
го, а большая — когда у всех.
— Радость — это когда праздник.
— Радость — когда никто не плачет. Ни один человек.
— Радость — когда нет войны.
— У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с
ней вместе радуемся.
— Радость - это я! Потому что мама говорит: "Ты моя ра
дость!"
(М. Потоцкая "Что такое радость") 6. Хоровод.
Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне "Вместе весело шагать..." (муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского).
ЗАНЯТИЕ 2. Горе.
1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара "Тре
вожная минута" и "Раздумье".
Вопросы к детям:
— Каков характер этих пьес?
— Похожи ли они между собой?
Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем — второе.
2. Беседа по сказкам: "Теремок". "Заюшкина избушка", "Кра
деное солнце". "Волк и семеро козлят".
Предлагается вспомнить
— Когда герои этих сказок переживали горе?
— Как они справились с горем?
3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского "Федорино
горе".
Прочитать отрывок, в котором описывается, как Федора переживает уход посуды. Затем — заключительную часть произведения, где описывается радость Федоры.
4 Драматизация ситуации "Пропала собака"
Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.
После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:
— Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?
— Кто лучше всех тебя успокоил?
ЗАНЯТИЕ 3. Гнев.
1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского "Мой-
додыр", где автор описывает гнев Умывальника и Кроко
дила.
Вопросы к детям:
— Почему рассердились Умывальник и Крокодил?
— Как описал автор гнев Умывальника?
— Как описал автор гнев Крокодила?
Рассматривание иллюстраций художника A.M. Алянского. на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.
Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.
2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н. Толстого "Три мед
ведя".
Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.
Обращается внимание детей на то. как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.
3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гнева
лись, злились.
4. Упражнение "Зеркало".
Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.
5. Рисование гнева.
Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.
Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.
ЗАНЯТИЕ 4. Страх.
1. Игра "Гуси-лебеди".
Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стульчики.
Игра повторяется несколько раз.
2. Упражнение "Найди пиктограмму".
Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.
Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.
Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.
3. Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики".
Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.
Вопрос к детям:
— Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?
4. Чтение отрывка из сказки С. Михалкова "Три поросенка"
(эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от
волка и дрожат от страха).
Вопрос к детям:
— Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?
1) Рисование на тему "Наф-Наф не бо
ится страшного волка".
2) Предложить детям нарисовать эпизод
из сказки С. Михалкова "Три поросен
ка".
Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.
ЗАНЯТИЕ 5. Удивление.
1. Чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..." (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).
Вопросы:
— Какие чудеса описывает автор?
— Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали лю
дей?
Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.
2. Упражнение "Зеркало".
Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться. Обратить внимание детей на то, что каждый человек удивляется по-своему, но, несмотря на разницу, в выражениях удивления всегда есть что-то похожее. Вопрос:
—- Что общего в том, как вы изображали удивление?
3. Игра "Фантазии".
Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:
— К нам пришел слон...
— Мы оказались на другой планете...
— Внезапно исчезли все взрослые...
— Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...
I РАЗДЕЛ
Цель занятий II раздела:
продолжать знакомство детей с эмоциями радости, горя, гнева, страха и удивления;
закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать,
продолжать развивать эмпатию, воображение.
ЗАНЯТИЕ 1. Радость и горе.
1. Знакомство с гномами.
К детям в гости пришли гномы Кирюша и Антоша. Один гном радостный, а другой — грустный. Одеты гномы одинаково.
Гномы знакомятся с детьми.
Вопросы к детям:
— Чем похожи гномы?
— Чем отличаются?
— Как вы думаете, что
могло огорчить Кирюшу?
— Что могло обрадовать
Антошу?
31 2. Литературные загадки.
Дети делятся на две группы. Одну возглавляет Кирюша, другую — Антоша. Группам по очереди предлагаются радостные и грустные отрывки из сказок. Кирюшина (грустного клоуна) команда поднимает руку, когда прочитают радостный отрывок, Антошина (радостного клоуна) команда реагирует на грустный отрывок.
Литературные отрывки;
1) Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица...
(АС. Пушкин "Сказка о царе Сатане...")
2) Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей,
И никто с начала мира Не видал такого пира, Я там был, мед, пиво пил. Да усы лишь обмочил.
(А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне..."}
3) Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет
лягушачьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала,
искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты
еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А те
перь прощай, ищи меня за тридевять земель, за три
девять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном
государстве, у Кощея Бессмертного
(Русск. нар. ск. "Царевна-лягушка")
4) Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к
нему Василиса Премудрая и говорит:
— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я
весь век твоя буду!
Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
(Русск. нар. ск. "Царевна-лягушка")
5) Иванушка говорит:
— Сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь я из ко
пытца!
— Не пей, братец, козленочком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком... Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.
Залилась Аленушка слезами, села под стожок — и плачет, а козленочек возле нее скачет.
(Русск. нар. ск. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
6) Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелко
вые и вытащили Аленушку на берег. Отрезали камень
с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в наряд
ное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.
А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
(Русск, нар. ск. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Выигрывает та команда, которая дружно и быстро поднимает руки и не ошибается.
3. Рисование гномов.
Предложить детям нарисовать портреты Кирюши и Антоши. Когда дети закончат рисовать, подарить портреты гномам.
Обратить внимание детей на то, что Кирюша улыбается.
4. Хоровод.
Дети вместе с гномами водят хоровод.
5. Прощание.
Дети прощаются с гномами, а Кирюша обещает чаще улыбаться.