Задания для самостоятельной работы. Фонды оценочных средств по дисциплине

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСОиП (филиал) ДГТУ)

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

C.И. Ершова

_____________

(подпись)

«1» сентября 2016 г.

На правах рукописи

Фонды оценочных средств по дисциплине

Языковая коммуникация в профессиональной сфере

(деловой русский язык)

для самоконтроля магистрантов 1 курса ОФО и ЗФО

всех направлений подготовки

Электронный образовательный ресурс

Составители:

к.филол.н., доцент Н.В. Сербиновская

рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Иностранные языки».

Протокол № 1 от 30.08.16 г.

ШАХТЫ 2016

Задания к R1

Задание 1. Спишите. Проставьте ударения в словах. Прочитайте.

А) Партер, жалюзи, диспансер, квартал, ходатайствовать, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, бармен, феномен, каталог, некролог, аналог, гальванометр, хронометр, километр.

Б) Христианин, договор, большие средства, эксперт, кулинария, наркомания, флюорография, асимметрия, обеспечение, вероисповедание, сосредоточение, упрочение, экспертный, украинский, августовский, завидно, красивее.

В) Родился, нанялся, начался, закупорил, избаловал, запломбировал, начавший, заключит, звонит, заразит, включит, давящий, новорожденный, осужденный, избалованный, запломбированный.

Задание 2. Определите значения паронимов. Составьте с ними предложения, так чтобы определить различия в их значении.

Например:наследие (духовная сфера) - наследство (материальная сфера): Отец оставил мне в наследство этот дом. - Роман «Евгений Онегин» — важная составляющая творческого наследия А.С. Пушкина.

Союзник — сообщник, эффектный – эффективный, гуманистический — гуманный, земляной – земельный, объемный — объемистый, невежа – невежда, представить – предоставить, усвоить – освоить, здравица –здравница.

Задание 3. Составьте словосочетания со следующими паронимами.

Гражданство – гражданственность, квалифицированный – квалификационный, дискриминация – дискредитация, демонстративный – демонстрационный, удачный – удачливый, понятный – понятливый, хозяйский — хозяйственный, обидный – обидчивый.

Задание 4. Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары.

Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.

Задание 5. Объясните значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения.

Абонемент – абонент; адресат – адресант; бережно – бережливо; статут – статус; экономный – экономичный.

Задание 6. Из слов, заключенных в скобки, выберите нужное.

1. Никогда не забудет наш народ (геройские — героические) дни Ленинградской блокады.

2. Сюжетом повести стала (драматичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.

3. Регистрация (командированных — командировочных) производится в вестибюле.

4. В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Москвича».

5. Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры.

Задание 7. Определите, какие ошибки допущены в предложениях. Отредактируйте предложения.

1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже».

2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.

3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.

4. Председатель собрания представил слово докладчику.

5. Авторы предоставили издательству рукопись книги.

6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают.

7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

8. Можно начинать собрание: форум уже есть.

9. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый.

За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.

Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку — о требовании простоты и ясности, понятливости.

Задание 8. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям.

1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.

2. Качество холодильника улучшено в результате интересных (конструкторских, конструктивных) решений.

3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной.

4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице.

5. Некоторые наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом.

6. Ниже своих возможностей (сработали; работали) в декабре строители.

7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек.

8. В конце книги был приведен список (рекомен­дательной, рекомендованной) литературы.

9. (Решимость, решительность) его поступка удивила всех.

10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались.

11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли.

Задание 9. Подберите антонимы к словам. Например:дорогой (сервиз) — дешевый.

А) Демократия, оригинальный, легальный, эксклюзивный, элитарный, традиционный, стартовый, либеральный.

Б) Бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, состояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, политизация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы.

Задание 10. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением.

Смелость, родина, благородство, зависимость; подлинный, заурядный, активный; отставать, одобрять, освобождать, осла­бевать; естественный, духовный, деятельный, динамичный; доброта, уныние, черствость, нежность.

Задание 11. Подберите русские синонимы к словам. Например:Декорум — приличие, благопристойность.

Интенсивный, детально, абсурд, ликвидация, абстрактный, вульгарный, пассивный, игнорировать, ориентироваться, фиктивный, доминировать, нюансировать, инкриминировать, корректив, дефект, индифферентный, превалировать, спонтанный, дилетант, электорат, раритет, толерантный, беспрецедентный, эксклюзивный, претенциозность, девальвация, деградация.

Задание 12. Составьте предложения со следующими синонимами.

Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.

Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клеймить, пригвождать к позорному столбу.

Задание 13. Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.

1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из лому, с телефонного узла, из лицея). 2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек). 3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

Задание 14. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетаниях:

а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность;

б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;

в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.

Задание 15. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:

а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр;

б) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный;

в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 16. Используя толковые словари, определите значение следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Со­ставьте с ними предложения.

Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглаше­ние; доход, рента, дивиденд, прибыль.

Задание 17. К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания.

Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады.

Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.

Задание 18. Составьте предложения со следующими омонимами.

Среда1 (день недели) и среда2 (окружающая обстановка, общество); повод1 (предлог, причина) и повод2 (ремень); свет1 (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет2 (земной шар, Земля со всем существующим на ней); акция1 (ценная бумага) и акция2 (действие, направленное на достижение какой-либо цели); боны1 (кредитные документы) и боны2 (плавучие ограждения); бумагодержатель1 (владелец ценных бумаг) и бумагодержатель2 (приспособление для бумаги); гриф1 (птица), гриф2 (длинная пластинка из дерева у струнных инструментов) и гриф3 (клеймо, штемпель); некогда1 (нет времени) и некогда2 (когда-то); несколько1 (некоторое количество) и несколько2 (немного, в некоторой степени).

Задание 19. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант. С помощью Толкового словаря русского языка и Словаря иностранных слов установите смысловое и стилистическое сходство и различие между этими словами.

1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств.

2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны).

3. (Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно.

4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества.

5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), исходя из своей собственной (концепции, представления) о (персонажах, героях, образах).

Задание 20. Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, в связи, вследствие.

Срыв поставок — расторжение договора; непредвиденные обстоятельства — задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы — повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай — повышение цен на зерно; внедрение новой технологии — повышение качества продукции; потеря рабочего времени — низкая производительность труда; ремонт оборудования — остановка цеха.

Задание 21. Прочитайте приведенные ниже термины. Разбейте их на три группы:

1) термины, которые вы можете объяснить;

2) термины, значение которых вы знаете приблизительно;

3) термины, которые вам незнакомы.

Проверьте значение слов по толковому словарю.

Аккредитив, акционер, акция, аренда, аукцион, аукционист, банк, бартер, безработица, брокер, валюта, гиперинфляция, девальвация, демпинг, дивиденд, дилер, евровалюта, заем, залог, импорт, инвестиция, инвестор, инфляция, картель, клиринг, конвертируемость, конкуренция, корпорация, кредит, лизинг, лицензия, лот, маклер, маркетинг, менеджер, оферта, патент, резидент, стагнация, фирма, штраф, экспорт, эргономика.

Задание 22. Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме.

Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность

Задание 23. Исправьте лексические ошибки в предложениях.

1. Ошибки, допущенные архитектором, играют большое значение для всего строительства.

2. Сейчас отечественные производители стараются
удешевить стоимость товаров.

3. Часто перед родителями стоит дилемма: где учиться их ребенку.

4. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди.

5. Президиум составили люди, обреченные властью, люди, от которых зависела дальнейшая жизнь города. На фестивале исполнялись произведения народного фольклора,

6. Этот человек — отменный негодяй.

7. Большое внимание он уделил на тесную связь между качеством работы и дисциплинированностью.

8. Книга этого писателя пользуется интересом у читателя.

9. В час пик поезда метро наполнены пассажирами до отвала.

Задания к R2

1. Научный стиль речи. Общая характеристика.

Задание: Написать аннотацию к научной книге/статье.

2. Подстили научного стиля речи.

Задание: Описать в пяти стилях речи тематику своей научно – исследовательской работы (5-10 предложений).

3. Лексические особенности научной речи. Терминология.

Задание: Составить глоссарий к своей научно-исследовательской работе (объем 10-15 терминов).

4. Работа над языком научного стиля.

По предложенным текстам выполняются задания:

Задание 1. Какой композиционной части не хватает в структуре тезисов? Предложите свой вариант отсутствующей части.

Задание 2. Найдите и исправьте речевые ошибки в научных текстах.

Задание 3. Найдите в приведенных ниже предложениях случаи, когда такие «цепочки» родительных падежей оказываются избыточными или затрудняют восприятие содержания.

Задание 4. Отредактируйте статью. Напишите к ней аннотацию.

5. Написание научных текстов разных жанров.

Написать тезисы к выступлению по проблеме научного исследования.

6. Оформление библиографии. Оформить список литературы к диссертации (не менее 20 источников)

7. Основы риторики и научной дискуссии.

Подготовить презентацию и доклад по теме исследования.

Подготовить устное выступление на 5-10 мин. по теме научно-исследовательской работы.

Вопросы к зачету

1.Речевой имидж (магистрант выбирает профессиональную сферу по направлению подготовки).
2.Языковые особенности профессиональной коммуникации (магистрант выбирает профессиональную сферу по направлению подготовки).
3.Мое языковое развитие.
4.Теория языковой личности.
5.Как человек понимает речь.
6.Речевая организация диалога в профессиональной сфере.
7.Речевые нормы научной сферы.
8.Речевые нормы деловой сферы.
9.Совершенствование навыков устной речи.
10.Совершенствование навыков письменной речи.
11.Этика и виды речевой деятельности.
12.Понятие об общении. Общение и деятельность.
Управленческое общение: сущность и специфика. Виды управленческого общения: краткая характеристика.
13. Коммуникативные потоки и их психологические особенности. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления.
14.Виды управленческих коммуникаций.

15.Правила организации и проведения деловой беседы.
16.Совещание как вид управленческого общения.
17.Психология переговоров. Манипулятивные приемы при проведении переговоров и противостояние им.
18.Национально-культурные особенности партнеров при проведении переговоров.
19.Особенности коммуникации менеджера, способствующие ответственности и активности исполнителя. Ответственность исполнителя и ее проявление в коммуникации.
20.Речевые тактики сферы управления (или инспектора налоговой службы).

Задания для самостоятельной работы

Примерный план исследования (около 30 стр.) :

Введение (актуальность темы, степень изученности проблемы, объект и предмет исследования, гипотеза исследования, цели и задачи исследования).

1. Анализ теоретических аспектов решения проблемы и используемый понятийный аппарат (основные понятия по теме, соотношение понятий). Теория вопроса (основные положения теории, взгляды ученых, разные позиции, подходы, их критический анализ с точки зрения исследователя.

2. Анализ нерешенных аспектов проблемы. Выбор методов исследования, методик (инструментов) исследования). План исследования. Описание хода и результатов исследования.

3. Анализ результатов исследования, синтез и обоснование положений, выводов, рекомендаций.

Заключение.

Список библиографических источников.

Примечание: лучшие работы, переработанные в статьи, будут опубликованы в научных изданиях.

Наши рекомендации