Ii. блок эмоционального развития

Цели блока - через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка и тем самым помочь ему адаптироваться к новым жизненным условиям и различным ситуациям; ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает. Содержательно зона ближайшего развития эмоциональной сферы старшего дошкольника может включать в себя умения произвольной регуляции собственных эмоций и чувств, способность к их рефлексии, способность понимать эмоциональные состояния другого человека, умение адекватно выражать свое настроение и др.

Накапливая определенные моменты "проживания" и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок может создать свой "эмоциональный фонд", с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

В ходе работы дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции. Это создает условия для формирования у них способности управлять

своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и "проживание" в игровой форме ситуаций, вызывающих негативные эмоции, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия в реальной жизни.

Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт "проживания" эмоциональных ситуаций.

ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ЭМОЦИЙ

Цель: познакомить детей с эмоциональным миром человека.

Детям рассказывают о том, что такое эмоции и зачем они нужны.

Вы можете представить человека, который никогда не смеется, не плачет, не сердится, не боится? Действительно, все люди в различные моменты своей жизни то радуются, то огорчаются, то боятся. Когда это происходит?

Радость, печаль, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции. С их помощью мы показываем свое отношение к тому, что с нами происходит, и наше лицо выражает либо скуку, либо удивление, либо страх... Значит, эмоции отражаются на наших лицах. При удивлении мы приподнимаем брови, когда испытываем радость, уголки наших губ приподнимаются и растягиваются в стороны и т.д.

Давайте подумаем, как еще люди выражают эмоции? Представьте, что вы смотрите цирковое представление, где фокусник демонстрирует разные чудеса. Вспомните, что вы испытывали, когда видели это впервые? Наверное, у вас было много разных эмоций: удивление, восхищение и, может быть, было немного страшно, а потом - очень весело. Оказывается, одно и тоже событие может вызвать сразу много эмоций и проявлять их можно с помощью выражения лица. Но когда нам становится интересно, что же происходит на арене цирка и как это у фокусника все получается, мы можем привстать со своего места или сказать что-нибудь, выражающее любопытство и восторг одновременно: "Ничего себе!", "Здорово!". Значит, свои эмоции можно выражать

еще и с помощью слов. И наконец, когда мы, восхищаясь артистом, хлопаем в ладоши, мы выражаем свои эмоции, свою радость и восхищение с помощью действия (т.е. в выразительных движениях своего тела).

Далее дети выполняют несколько заданий.

• "Азбука настроений" [4; 39 - 43, 221 - 227], [7; 137 - 140].

Цель: знакомство с эмоциональным миром.

Материалы: пиктограммы - изображения разных эмоциональных состояний, наборы из шести карточек с изображением людей и животных с разным эмоциональным состоянием, вырезки из журналов - фотографии людей с разным настроением, ножницы.

A. Дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями с помощью пиктограмм. Психолог просит детей поднять карточку, где персонаж удивлен, обижен, радуется, боится и т.д.

Б. Детям предлагается набор разрезанных фотографий, перемешанных между собой. Предлагается помочь людям найти и собрать их фотографии.

B. Дети разбиваются на пары. У каждого ребенка свой набор пиктограмм, отличающийся от того, что у партнера. Один ребенок выбирает пиктограмму и называет, что на ней изображено, другой - показывает пиктограмму с изображением эмоции, которая предшествовала появлению эмоционального состояния, изображенного на первой пиктограмме.

Таким образом можно моделировать различные ситуации.

• "Мимическая гимнастика" [4; 40].

Детям предлагается выполнить ряд упражнений для мышц лица, продемонстрировав удивление (сморщить лоб, поднять брови), страх (расширить глаза, открыть рот, все тело напряжено), презрение (сжать губы, прищурить глаза) и т.п.

• Этюды на выражение разных эмоций: "Лисенок боится", "Собака лает и хватает за пятки", "Гроза", "Момент отчаяния", "Ночные звуки", "Сочувствие" [14; 114 - 118].

В конце занятия психолог благодарит детей за работу: "Спасибо всем. На этом занятие завершается. До свидания".

ЗАНЯТИЕ 2. ПРИЯТНЫЕ ЭМОЦИИ [6; 45 - 47]

Цели: знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Материалы: пиктограмма "радость", фотографии веселых людей, бумага, цветные карандаши и краски.

Дети садятся в круг. Психолог поворачивается к тому, кто сидит справа от него, называет ребенка по имени и говорит, что он рад его видеть. Далее ребенок поворачивается к своему соседу справа и делает то же самое, и так до тех пор, пока все дети не поприветствуют своего соседа.

Детям показывают пиктограмму "радость". Как вы думаете, этот человечек грустный? А, может быть, он сердитый?.. Да, этот человечек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?

Наши рекомендации