Психологический инструментарий

При использовании термина «психологический инструмента­рий» в широком смысле понимается система методов и техноло­гий психологической деятельности практического психолога; в узком смысле – совокупность средств и материалов, необходи­мых для введения субъекта в коррекционно-диагностическое вза­имодействие с практическим психологом и его результативного осу­ществления.

Остановимся на классификации психологического инструмента­рия, опираясьна второе значение данного термина. Выделяется два основных вида психологического инструментария применительно к практической деятельности психолога. Это специфический вид психологического инструментария (собственно психологический инструментарий) и неспецифический вид, призванный сопровож­дать или технически обеспечивать психологическую деятельность. Дальнейшая дифференциация средств и материалов осуществляет­ся в соответствии с видовой принадлежностью.

Классификация психологического инструментария

       
  Психологический инструментарий - student2.ru
 
    Психологический инструментарий - student2.ru

Стимульный материал:

· набор по типу «коробочка форм»,

· объемные геометрические фигуры

· складывающиеся пирамидки

· разъемная матрешка

· 3-4 набора последовательностей сюжетных картинок

· наборы карточек, объединенных заданным признаком («Самая непохожая», «Классификация», «Комплекс Венгера»)

· печатный материал со схемами, матрицами, контурными и образными изображениями

· набор плоскостных геометрических фигур различной формы, цвета и размера

Интерпретационные средства:

· шкалы, таблицы, графики, профили, сетка перевода количественных данных в качественные характеристики

· компьютерные программы по соотнесению, сравнению, интерпретации данных

Технический материал:

· цветные карандаши, краски и т.д.

Вспомогательные средства

· дискеты и CD-диски с музыкальным и вербальным сопровождением коррекционно-диагностической деятельности;

· атрибуты основных сюжетно-ролевых игр дошкольников в комплекте с предметами-заместителями

· некоторые виды наборов для конструирования и моделирования

· мячи и игрушки по половой дифференциации

Набор методик определяется комплексом прикладных средств, которые лежат в поле его теоретических и концептуальных представлений, а также в его про­фессиональной компетенции.

Так, практический психолог, рабо­тающий только в русле деятельностного подхода, оперирует мето­диками, концептуальной основой которых является развитие веду­щих типов деятельности у детей дошкольного возраста. Это означа­ет, что его психологический инструментарий будет составлен из материалов и средств, обеспечивающих целенаправленное реше­ние поставленных задач в процессе:

· изобразительной деятельности («Пиктограмма», «Дорисовывание фигур» и др.)

· деятельности кон­струирования («Рыбка»)

· предметной деятельности («Пирамидки», «Матрешка» и др.)

· вербальной деятельности («Дополнение фраз», «Три желания» и др.)

· игровой деятельности («Игровая комната»).

Психолог-практик, теоретической основой деятельнос­ти которого является психодинамический подход, оснащен инстру­ментарием, обеспечивающим механизм проекции личностноэмо-циональных особенностей:

· фотографиями с растушеванным изо­бражением – CAT (Child Apperception Test – Детский апперцептивный тест)

· размытыми цветными пятнами – методика Роршаха

· установками изображения – «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного»

Практический психолог, объединяющий в своей деятельности несколько теоретических подходов, работающий в поликонцепту­альном профессиональном пространстве, использует методическую и тестовую базы в зависимости от запроса и психологической про­блемы.

Таким образом, востребованность различных технологий в ра­боте практического психолога обязывает его к подготовке соответ­ствующего психологического инструментария как специфического, так и неспецифического.

В чем заключаются требования, предъявляемые психологичес­кому инструментарию:

· требование соответствия (соответствие оригиналу, стандартам, заложенным в оригинальном (ав­торском) экземпляре коррекционно-диагностического средства. Это относится ко всему стимулыюму и интерпретационному мате­риалу. Так, в методике «Самое непохожее» заложены геометричес­кие фигуры круга и квадрата определенного размера ицвета (крас­ный исиний). Варьирование заданных параметров размера, цвета и формы недопустимо. В методике «Последовательность картинок» серия картинок со сквозным сюжетом и общими персонажами не может быть заменена картинками с добавлением деталей к предмету ит.д. В методиках CAT и ТАТ фотографии не могут быть «доработаны» прорисовыванием деталей и цветовым оформлением. Что касается интерпретационных средств, то они должны соответствовать авторской (оригинальной) методике, носить те же количественные и качественные значения

· требование комплектации. Оно относится к необходимости комплектации стимульного и интерпретационного материалов. если в оригинальной методике (тесте) заложен комплект инструментария, то использование данных диагностических средств при отсутствии того или иного материала не рекомендуется. Так, отсутствие шкал переводов баллов в стандартизированных методиках делает невозможным интерпретацию диагностических данных

· монофункциональность. Это означает невозможность использования стимульного или интерпретационного материалов того психодиагностического средства как модификацию другого. психологический инструментарий специфичен и ни в коей мере не взаимозаменяем. Так, варианты печатного стимульного материала комплекс Венгера) рассчитаны на одноразовое индивидуальное использование.

Таким образом, говоря о психологическом инструментарии как средстве профессиональной деятельности, необходимо соотносить его как с теоретическими представлениями, коррекционно-диагностическими технологиями, так и с требованиями, предъявляемыми к его подбору и комплектации.

Наши рекомендации