Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2]. Современные концепции личности

Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни - student2.ru Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.  

[править]Персонализм

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид. О таком человеке — биологическом или социальном атоме — ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора) — лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма — утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

[править]Атрибуты личности

· Воля (см. также: Свобода)

· Разум

· Чувства

[править]Понимание личности в социальных науках

Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:[4]

1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.

2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности.

3. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов.

4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит.

[править]Понятие личности в психологии

Личность является базовой категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы)[5]:

· самость

· тень

· анима и анимус

· эго

· персона.

[править]Устойчивые свойства личности

· Темперамент

· Характер

· Способности

· Мотивация

[править]Личность, индивид и индивидуальность

· Индивид-отдельно взятый человек, представитель человеческого рода .

· Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

[править]Понятие личности в религии

[править]Христианство

В христианстве (православии) личностями считаются[источник не указан 1003 дня]:

1. Три Лица Святой Троицы

2. Ангелы и демоны (падшие ангелы)

3. Люди (как сотворённые по образу и подобию Бога)

Вербальные и невербальные средства общения. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни - student2.ru В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 24 января 2013.  

Каждый человек, по учению Церкви[источник не указан 56 дней], непостижимо является полноценной личностью сразу же в момент своего зачатия в утробе матери. Однако, появившаяся по воле Божией, личность человека вечно раскрывается, развивается, обогащается, совершенствуется. [1] Все люди (как и все духи) считаются свободными и уникальными (неповторимыми, созданными по образу и подобию Бога) личностями, в том числе: человеческие эмбрионы, младенцы, дети и другие. [2]

Личность может быть способной и гениальной, а может быть бездарной и серой (невыразительной), притягательной и отвратительной, самоотверженной, героической и эгоистичной и мнительной, добродушной, любящей, честной и преступной, злобной, маниакальной, хитрой.

Что касается домашних животных и диких зверей (а, тем более, растений), то они не считаются личностями, но только особями, не имеющими (в отличие от людей) универсальногосамосознания, абстрактного (беспристрастного) суждения, стремления к познанию сути вещей, бесконечному самосовершенствованию — богоуподоблению, различному раскрытию своей личности и творчеству. Именно поэтому христианство категорически запрещает аборты (убийство зародившихся детей), но очень терпимо относится к убийству животных и вкушению их мяса [3].

[править]Буддизм

Буддисты считали слово «личность» равнозначным слову «душа» (санскр. атман) и для обозначения личности использовали слово «пудгала»[6]. Согласно анатмаваде или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование атмана, души, «я»[7] и личности[8]. Учение буддизма условно определяет личность как упорядоченную совокупность пяти групп элементов (скандх дхарм)[7]. В состав пяти групп входит физическая группа (тело и материальное, обозначаемые как рупа) и четыре «душевные» группы: 1) чувство приятного, неприятного и нейтрального (ведана), 2) способность проводить различия и образовывать понятия (санджня), 3) воля и деятельность, ведущие к образованию кармы (санскара) и 4) сознание (виджняна)[9][7]. Данные группы элементов не являются доказательством существования личности как чего-то самостоятельного, а показывают условность личности[10], являющейся, исходя из «высшей реальности», нереальной[11].

Первая истина из Четырёх благородных истин буддизма утверждает, что пять скандх, из которых образовывается личность, прямо связаны со страданием, яркими формами которого являются рождение, смерть, разлука с приятным и столкновение с неприятным[12]. Остальные благородные истины указывают причину страдания, способ его прекращения и путь, ведущий к полному прекращению страдания[13]. Вера в личность в буддизме порождает ошибочное состояние сознания, связанное с заблуждением и невежеством[14].

[править]Другие религии

Существуют религии (индуизм), где категорически запрещается убивать любых живых существ, так как они являются потенциальными личностями и в одной из своих следующих жизней могут стать человеком, то есть индивидом. К тому же каждая личность может стать единой с Богом (уйти в нирвану, раствориться в абстрактной божественной природе, перестать страдать

Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания людей, осуществляется по следующим основным каналам:

♦ речевому (вербальному, от лат. «устный, словесный»);

♦ неречевому (невербальному).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Вструктуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. («Разум человека проявляется в ясности его речи», — отмечали еще древние ораторы.) Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы

и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса. Это характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации — 38 %, неречевое взаимодействие — 53%.

К изучению невербальных средств общения обращаются следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика — жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика — моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

1. Интимная зона (15-45 см): в нее допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для нее характерны доверительность, тактильный контакт, прикосновение, голос негромкий. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

2. Личная, или персональная, зона (45-120 см): для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3. Социальная зона (120-400 см): обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4. Публичная зона (свыше 400 см): подразумевает общение с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее трети времени разговора.

Взгляд бывает:

♦ деловой: фиксируется в районе лба собеседника; это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

♦ светский: опускается ниже уровня глаз собеседника (до линии губ); это способствует созданию атмосферы непринужденного общения;

♦ интимный: направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — на другие части тела, до уровня груди; говорит о заинтересованности друг другом в общении;

♦ взгляд искоса: свидетельствует о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Легче всего распознаются положительные эмоции (радость, любовь, удивление), труднее воспринимаются отрицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты в общении дают много информации. В их языке, как и в речи, есть слова, предложения. Богатейший жестовый «алфавит» можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы. Это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы — движения телом; жесты-«биты» (жесты -«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение говорящего к чему-либо. К ним относят кивки, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы. Своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки (как при рукопожатии), слегка приподнятые, означают во многих случаях — «здравствуйте», а воздетые над головой — «до свидания».

4. Жесты-адапторы. Это специфические движения рук. К ним относятся также почесывания, подергивания отдельных частей тела; прикасания, пошлепывания партнера; поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаша, пуговицы и т. п.).

5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.

6. Микрожесты: покраснение щек, увеличенное количество морганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему человеку следует научиться понимать ложные, притворные жесты. Особенность их заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений рук и корпуса); подавляют сильные (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, совершаются конечностями, потом задействуются мышцы лица.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

♦ жесты оценки: почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и начинает прохаживаться (оценка информации) и

др.;

♦ жесты уверенности: соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

♦ жесты нервозности и неуверенности: переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть, и др.;

♦ жесты самоконтроля: руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

♦ жесты ожидания: потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

♦ жесты отрицания: сложенные на груди руки; наклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

♦ жесты-расположения: прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

♦ жесты доминирования: руками делаются решительные, резкие взмахи сверху вниз и др.;

♦ жесты неискренности: «прикрывание рукой рта», дотрагивание до носа как более утонченная форма прикрывания рукой рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать расхожие жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные, поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях (см.: Нирен-берг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. — М., 1990).

Навигация по статьямНазад | Оглавление | Вперед
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешнихвоздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.Постепенное усложнение поведения осуществляется за счёт накопленияиндивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образывнешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно, Вступая вразличные связи между собой они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся всоответствии с требованиями жизни и деятельности. Память – запоминание, сохранение и последующее использованиеиндивидом его опыта.В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение,воспроизведение и забывание.Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека.Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека.Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладаетдругими более продуктивными видами памяти, связанными с использованиемразличных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие видыпамяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент,служащий для накопления и использования жизненного опыта. Виды памяти и их особенности В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную,кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная память представляет собой непосредственное отражение образаинформации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с. Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени(в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболеесущественные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единицинформации и определяется количеством информации, которую человек способенточно воспроизвести после однократного предъявления.Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Измгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствуетактуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе егоповышенное внимание." Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной долитого, что видит глаз". Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течениеопределенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторогодействия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд донескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями. Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно). В зависимости от преобладающего впроцессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную,слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие видыпамяти. У человека преобладающим является зрительное восприятие. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу". Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок. Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видовпамяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональнойпамятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют. Впроцессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразныеизменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другиевиды обработки информации. По характеру участия воли в процессезапоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную инепроизвольную. В первом случае перед человеком ставится специальнаямнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение),осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционируетавтоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольноезапоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многихслучаях жизни оно превосходит его. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единаясистема. Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающаяинформация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратноисчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточногохранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразуотсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную. Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом, сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке. Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания. Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именносмысл вспоминаемого приходит на память первым; мы в конечном счете можемвспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близкок нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-товиденного или слышанного. Индивидуальные различия памяти у людей Различия памяти у людей бывают количественные икачественные. К количественным характеристикам относятся скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания. Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. "Чистые" виды памяти в смысле безусловногодоминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мысталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательнойпамяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная,зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людейвсе же доминирует зрительная память. Наибольшего развития у человекаобычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большойотпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например,у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, носравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развитапамять на лица. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностямиличности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Ониопределяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, чтоинтересно и эмоционально значимо, запоминается лучше. Память человекатеснейшим образом связана с физическим состоянием и личностными ощущениями. Этодоказывается случаями болезненного нарушения памяти. Практически во всех такихслучаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные илидлительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройствапамяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного. Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по несколькимнаправлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) имеханическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется изамещается логической и образной. Во-вторых, непосредственноезапоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активными осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различныхмнемотехнических приемов и средств. В-третьих, непроизвольноезапоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается впроизвольное. И сами средства-стимулы для запоминания подчиняются некоторойзакономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязываниеузелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок,пальцев рук, записей и т.п.), а затем становятся внутренними (речь, чувство,ассоциация, представление, образ, мысль). Характерно, что в формированиивнутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи, которая такжеиз чисто внешней функции общения все больше превращается во внутреннюю. Законы памяти Впечатление и эмоции Нужнополучить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить.Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохраниттуманных впечатлений. Поскольку впечатление напрямую связано своображением, то любые приемы, позволяющие развить воображение и образноемышление, а также управлять ими, могут оказаться полезными и для запоминания. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильноевпечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и поистечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могутвыступать в сознании с отчетливостью и ясностью. Более сложные и менееинтересные события человек может переживать десятки раз, но они в памятинадолго не запечатлеваются. При пристальном внимании к событиюдостаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и внужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. Отсутствие достаточного внимания при восприятии информации не может бытьвозмещено увеличением числа ее повторений. То, чем человек особенноинтересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо этазакономерность проявляется в зрелые годы. Редкие, странные, необычныевпечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностьюпозволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а, следовательно, инастроить память на восприятие только потенциально полезной информации. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго донормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти,поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течение дляобычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекаянаше внимание. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий,эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях.Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательныепрепятствуют. Если в момент запоминания человек находится вприподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у негосоответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память. Необходимо получить четкое зрительное впечатление. Оно прочнее. Однако,комплексные впечатления, то есть впечатления, полученные при помощи возможнобольшего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материалеще лучше. Линкольн, например, читал вслух то, что хотел запомнить, чтобывосприятие было одновременно и зрительным и слуховым. Повторение Дейл Карнеги называет повторение вторым законом памяти и приводит следующийпример: "Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примернотакого же объема, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этогопутем повторения. Мы можем запомнить все, что угодно, в разумных пределах, еслибудем достаточно часто повторять это". Чем больше объем информации,тем больше потребуется повторений для запоминания. Объемный материалзапоминается легче, если его разбить на части. Повторение подрядзаучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределениетаких повторений в течение определенного периода времени. Новоеповторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых дляего выучивания наизусть, может быть уменьшено. Лучше, чтобы на началои конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем насередину. Распределение повторений в течение суток дает экономиювремени более, чем в два раза, по сравнению с тем случаем, когда материал сразузаучивается наизусть. Ассоциации Один из способовзапомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особоважным представляется то, являются ли они разрозненными или составляютлогически связанное целое. Чем больше разнообразных ассоциаций припервом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени уделяетсямысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается сам материал. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памятиизолированным. Запомнившись в одном виде, оно со временем может несколькоизмениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав наних влияние и изменившись под их воздействием. Эффективностьзапоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации сдругой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникаеттогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с разнымисобытиями и их появление в сознании порождает припоминание конкурирующихсобытий. Осмысленное восприятие Установка назапоминание способствует ему, то есть запоминание лучше происходит в томслучае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. При установкена запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама посебе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучшеорганизуется в памяти, легче запоминается и воспроизводится. Чембольше умственных усилий прилагается к тому, чтобы организовать информацию,придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается.Один из эффективных способов структурирования запоминания – это приданиезапоминаемому материалу структуры типа "дерево". Такие структуры широкоиспользуются везде, где необходимо кратко и компактно представить большой объеминформации. Данный прием существенно облегчает и доступ к хранящейсяинформации. Наличие заранее продуманных и четко сформулированныхвопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены впроцессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию. Призапоминании какого-либо текста в памяти запечатлеваются не столько сами слова ипредложения, составляющие данный текст, сколько содержащиеся в нем мысли. Некоторые эффекты и законы памяти Эффект Зейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что приполучении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, котораяусиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализуетсебя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно недоведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью перваявлияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первуюочередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболееактуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям. Эффект края. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец. Эффект реминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 ¼ 3 дня) воспроизведение нередко даетлучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловыесвязи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятсяболее ясными, очевидными. Заключение Память – важнейшая, конструирующая характеристикапсихического. Ее роль может быть сведена к запечатлению того, что «было впрошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибопротекание любого, пусть даже самого элементарного, психического актаобязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления»с последующими. Без способности к такому сцеплению невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного» (Сеченов). Литература ü Немов Р.С. Психология. Кн. 1.Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. ü Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей,выступая публично. – М.: Прогресс, 1989. ü Общаяпсихология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского -М.: «Просвещение», 1970.- 432с.ü Психология. Учебник./Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект»,2000. – 584с.

Наши рекомендации