Влияние мотивов удовлетворения на организационное поведение
Эмоции и мотивы удовлетворения. Риск и мотивы удовлетворения. Понятие о диагностике профессиональной пригодности персонала. Свойства личности и реализация мотивов удовлетворения. Общие сведения о цветовом тестировании персонала.
Умение управлять эмоциями, настроением и установками персонала - признак высочайшей профессиональной квалификации менеджера. Использование на практике мотивов удовлетворения дает возможность повышать эффективность работы персонала при минимальных дополнительных затратах на эту деятельность.
Эмоции и мотивы удовлетворения. Мотивы удовлетворения базируются на получении положительных эмоций от процесса и результата труда. Эмоции - это совместная функция физиологически возбуждающей ситуации, ее оценки и отношения субъекта к этой ситуации. Поскольку деятельность человека носит дискретный характер и состоит из ряда последовательных состояний, ситуаций, оцениваемых индивидуумом с точки зрения соответствия их поставленным им целям, она всегда эмоциональна. В соответствии же с мотивами приобретения положительные эмоции есть благо для каждого индивидуума, а как следствие действия мотивов безопасности - отрицательные эмоции - есть потери, которые для него нежелательны. Следовательно, мотивы удовлетворения выполняют роль своеобразного фильтра, препятствующего деятельности, при которой индивидуум либо получает отрицательные эмоции, либо не получает положительные.
Рассмотрим основные факторы, усиливающие или уменьшающие силу действия мотивов удовлетворения.
Факторы, усиливающие силу Факторы, уменьшающие силу действия мотивов удовлетворения: действия мотивов удовлетворения:
наличие оптимальных ситуаций риска; отсутствие ситуаций риска или
соответствие структуры личности их излишне сильный характер;
требованиям деятельности; отсутствие процедуры диагностики
групповая деятельность; профессиональной пригодности при найме
демократизация процедур принятия персонала;
решений. индивидуальная деятельность;
централизация процедур принятия решений.
Использование этих факторов менеджером дает ему возможность регулировать силу действия данных мотивов. Следует, однако, отметить, что излишнее усиление мотивов удовлетворения так же вредно, как и противоположная ситуация. В этом случае может произойти перемещение интересов персонала с результата на процесс труда, т.е. работа будет иметь шанс остаться незавершенной.
Риск и мотивы удовлетворения. Как правило, положительный эмоциональный фон деятельности персонала реализуется на основе достижения привлекательной для него цели в ситуации неопределенности, где успех или неуспех частично зависят от случая, а неуспех может проявляться не только в недостижении желаемой цели, но и в возможных неблагоприятных последствиях при выборе данного варианта действий. Подобные условия получили в менеджменте определение как ситуация риска. Рассмотрим две основные гипотезы, объясняющие привлекательность подобных ситуаций для человека. Согласно первой из них, принадлежащей З.Фрейду (Австрия), каждому человеку изначально присущ "инстинкт смерти", который не может в силу понятных причин однозначно реализовываться в жизни. Индивидуум удовлетворяет возникающие с этим потребности путем преодолевания ситуаций риска, где проигрыш воспринимается как игровой вариант смерти.
В соответствии с гипотезой В.Файвишевского (Грузия) избежание неблагоприятных последствий опасной деятельности приводит к положительным эмоциям, поэтому у человека закономерно возникает желание получать положительные эмоции на основе успешных рискованных действий.
При управлении организационным поведением менеджер должен уметь оценивать степень готовности работы персонала к действию в сложившейся ситуации риска и, наоборот, соответствие ситуации риска желаниям персонала.
Все подобные методики, подробно изучаемые в курсе "Диагностика профессиональной пригодности персонала", сводятся к субъективной оценке маргиналия уверенности, т.е. условий рискованного поведения, при которых человек считает ситуацию относительно безопасной для себя. Основными из них являются тест Т.Эллерса (Германия), использование азартных игр с реальными призами, моделирование опасных ситуаций и др.
Менеджеру необходимо знать ряд факторов, используя которые он может увеличивать маргиналий уверенности. К ним относятся: групповая форма выполнения действий; ситуация гипермотивации (см.п.4.2); врожденная ориентация человека на достижение целей, а не на избежание неудач; склонность к доминированию; высокая экстравертность, низкая доброжелательность и выраженная агрессивность поведения.
Половая дифференциация оценки магриналия уверенности имеет следующую форму (рис.3.1). |
Рис 1. Зависимость маргиналия уверенности (М) от вероятности
достижения целей деятельности (Р).
Понятие о диагностике профессиональной пригодности персонала[3]. Соответствие личности работника условиям его трудовой деятельности - основной фактор, определяющий эффективность применения менеджером мотивов удовлетворения в управлении персоналом.
Диагностика профессиональной пригодности базируется либо на использовании уже апробированных тестов, либо на основе составления их самостоятельным путем.
Тест - это основной метод измерения диагностических различий. Он представляет собой систему заданий, позволяющих определить степень выраженности отдельных качеств личности с целью их сравнения с профессиограммой. Основными требованиями к любому тесту являются надежность (степень точности диагностических измерений), валидность (степень качества измерения свойств), стандартизация (степень соответствия формы результатов требованиям их анализа), практичность (уровень затрат на тестирование) и прогнозтическая ценность (соотношение числа выявляемых свойств с количеством заданий в тесте).
В менеджменте при диагностике профессиональной пригодности обычно изучают: основные виды психических процессов у персонала (ощущение, восприятие, внимание, память и мышление), структуру личности, функциональные состояния и групповые отношения.
Ощущения и восприятия менеджер может изучать с помощью циркуля Э.Вебера (Германия) т е. тактильной чувствительности, и самооценки промежутка времени.
Внимание можно исследовать путем испытаний, связанных с совершением логических действий на скорость, а память - с помощью упражнений - воспроизведений.
Для оценки качества мышления и интеллекта проще всего применять тест А.Ровена (Франция).
Методы исследования личности бывают двух вариантов: опросники и проективные тесты.
Опросники построены на анализе ответов испытываемых на определенное число вопросов. Их действие основано на гипотезе, что выбор варианта ответа зависит от степени развития определенного качества личности. Наиболее популярными в менеджменте опросниками являются:
- Банк личностных данных Р.Вудвортса (США);
- MMPI - Миннесотский многофазный личностный перечень С.Хатуэя и Дж.Мак-Кинли (США);
- интерперсональный диагностический тест Т.Лири (Нидерланды);
-1 б - ФЛО -16-факторный личностный опросник Дж. Кетлера (США)
и др.
Общим недостатком всех опросников является потенциальная возможность опрашиваемого произвольно менять ответы, что искажает результаты тестирования.
Проективные тесты лишены этого недостатка, но они значительно более сложно расшифровываются и, как правило, их результаты трудно интерпретировать количественно. В них отсутствуют какие-либо ограничения на характер выполнения заданий, последние носят нейтральный, безобидный характер, а для неспециалиста тест не поддается логическому осмыслению. Основными проективными тестами, доступными практическому менеджеру, являются:
- цветовой тест М.Люшера (Швейцария);
- тематический апперцептивный тест (ТАТ) К.Моргана и Г.Мюррея (США);
- тест Г.Роршара (Швеция);
- рисуночно-фрустрационный тест Р.Розенцвейга (Германия) и др.
Для диагностики функциональных состояний персонала менеджер может использовать электроэнецефалограмму - ЭЭГ (оценка степени оперативной готовности к действию), электромиограмму- ЭМГ (оценка степени переутомления и эмоционального напряжения), электрокардиограмму-ЭКГ (оценка степени напряженности функциональных систем организма) и др.
Для изучения групповой деятельности можно применять общеизвестные социометрический и гомеостатический методы.[4]
В целом же оценка менеджером степени профессиональной пригодности персонала производится в три этапа.
На первом из них формируются профессионально значимые признаки и на их основе составляется профессиограмма.
На втором этапе определяются прогнозтические признаки, т.е. факторы, используемые для прогноза временного развития профессионально значимых признаков.
На третьем - составляется модель отбора либо на основе ограничений по нежелательным свойствам, либо на основе допуска по желательным. Иногда эти способы построения модели могут сочетаться между собой.
Свойства личности и реализация мотивов удовлетворения. Основными свойствами личности, которые менеджер обязан учитывать при использовании мотивов удовлетворения, являются: темперамент, характер, конформность - агрессивность, лабильность - ригидность, экстравертированность - интровертированность и спонтанность - сензитивность.
Распределяя задания в соответствии со степенью выраженности у персонала этих свойств, менеджер может повышать эмоциональный фон деятельности и добиваться увеличения эффективности труда персонала.
Под темпераментом принято понимать совокупность свойств индивидуума, определяющих его эмоциональную реакцию на окружающие события (интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний). В графической форме классификация типов темперамента по И.П.Павлову (Россия) имеет следующий вид (рис.3).
Рис.3. Графическая интерпретация типов темперамента.
Лица, тяготеющие к темпераменту меланхолика, предпочитают тихую, способную работу без больших физических нагрузок и имеющую творческий характер.
Холерики больше стремятся к деятельности в условиях риска, работе связанной с многочисленными межличностными контактами, активными перемещениями и т.п.
Сангвиники предпочитают руководящую работу, хорошо относятся к исполнению организаторских функций.
Флегматики положительно оценивают те виды деятельности, где качество выполнения работ важнее, чем их скорость.
Характер- это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, обусловливающая типичные для нее способы поведения (рациональная реакция на окружающие события). Выделяют 10 основных типов характера. Их базовые признаки и эмоционально положительно окрашенные сферы деятельности приведены ниже (табл.3.1).
Таблица 3.1
Признаки характера и сферы деятельности, оцениваемые как положительные
Следующие свойства личности носят полярный характер, т.е. приведенные показатели являются крайними случаями вариации данного показателя.
Комформность - агрессивность. Податливость человека влиянию внешней среды - жесткое сопротивление влиянию внешней среды. Выраженная комформность положительно окрашивает деятельность, где надо следовать неличным, а групповым интересам; выраженная агрессивность - противоположная положительная сфера деятельности.
Лабильность - ригидность. Высокая скорость адаптации человека - низкая скорость. Высоко лабильные личности с интересом работают в сфере, где надо приспосабливаться к запросам клиентов, а не навязывать им свое мнение. Ригидные - там, где следует подавлять клиента, не оставлять ему свободы выбора.
Экстравертированность-интровертированость. Повышенный интерес к миру внешних объектов - повышенный интерес к явлениям собственного субъективного мира. Экстраверты как положительно окрашенную рассматривают деятельность организаторского характера, а интроверты - творческую.
Спонтанность-сензитивность. Пониженная чувствительность к окружающим воздействиям внешней среды - повышенная чувствительность к ним. Лица с высокой спонтанностью с интересом работают в сферах, где не следует реагировать на слабые внешние сигналы. Лица с высокой сензитивностью - где анализ слабых внешних сигналов - основная рабочая операция.