Общее представление о восприятии. Классификация и свойства восприятия
По мнению Р.С. Немова, восприятие представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершающееся формированием образа. С.Л. Рубинштейн считает, что восприятие есть чувственное отображение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на органы чувств.
Существенными особенностями восприятия являются:
1) Единство целого и частей, единство анализа и синтеза;
2) Безотрывность восприятия от ощущения, поскольку на основе информации, поступающей в виде ощущений от различных органов чувств выстраивается целостный образ предмета или явления;
3) В восприятии даны не форма и содержание, а форма некоторого содержания.
Безусловно, выше отмеченные позиции весьма важны для понимания восприятия, как психического процесса.
Внешние явления, воздействуя на органы чувств человека, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, при этом никакой активности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемому объекту не наблюдается. Интересно, что ощущения находятся внутри человека, а ощущаемые ими свойства предметов или явлений локализованы в пространстве. В свою очередь, восприятие представляется в виде некоторой объективации. Вследствие этого восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов и сложных, воспринимаемых, как целое, явлений.
Если говорить о структуре восприятия, то, по мнению С.Л. Рубинштейна [8, с.233], она зависит от типа восприятия: если это слуховое восприятие музыки, то его структурными элементами являются определенные структуры звукового материала, если это зрительное восприятие – структурирование проявляется в виде симметрического расположения однородных частей.
Наиболее распространенной классификацией восприятия является выделение его типов в зависимости от модальности анализатора (зрительное, слуховое и т.д.).
Восприятие обладает некоторыми свойствами:
Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде отдельных, не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов и явлений, обладающих свойствами, которые вызывают эти ощущения;
Целостность – мысленное достраивание образа предмета или явления до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов;
Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, независимо от меняющихся физических условий восприятия;
Категориальность – свойство человека обозначать воспринимаемый предмет словом-понятием, относить его к определенному классу, в соответствии с которым в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании данного понятия.
Существенным станет упоминание о том, что описанные свойства не присущи человеку с рождения, они складываются под воздействием жизненного опыта.
Проблемой для изучения восприятия, как психического процесса является то, что исследования в области восприятия касаются в основном только одного из его видов – зрительного восприятия.
Восприятие, как психический процесс, осуществляется по определенным законам, к которым можно отнести следующие:
Основной закон восприятия заключается в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многоаспектную информацию о воспринимаемом предмете или явлении. Это можно проиллюстрировать таким примером: при восприятии предмета зрительные оси напоминают щупальца, которые со всех сторон охватывают объект с целью получения о нем большей информации;
Еще одним важным законом восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, особенно, если образы связаны с процессом мышления. В качестве примера можно привести результаты исследования, в котором испытуемым с нормальным зрением предлагалось носить очки, искривляющие картину воспринимаемого мира. Отмечалось, что первое время при ношении очков испытуемые испытывали дискомфорт, поскольку их картина мира стала искаженной. Однако спустя некоторое время картина мира приходила в норму. Но самое удивительное состоит в том, что, когда испытуемые снимали очки после окончания эксперимента. Их картина мира снова искажалась, хотя по истечении времени вновь. Этот пример ярко демонстрирует всю сложность процесса восприятия.