Для исследования агрессивности подростков использовались методы

Речь

Уважаемый председатель и члены экзаменационной комиссии, вашему вниманию предоставляется квалификационная работа Щичко Павла Андреевича

СЛАЙД 1

на тему: «Диагностика и коррекция агрессивности в подростковом возрасте»

Напряженная, нестабильная социальная, экономическая, идеологическая обстановки, сложившиеся в настоящее время, обусловливает рост нарушений в поведенческой и эмоциональной сфере подрастающего поколения.

Особенно поражают факты среди подростков: угрозы, избиения и даже убийства учителей и сверстников. В связи с этим проблема агрессивности в подростковом сообществе в настоящее время весьма актуальна.

С фактами агрессивного поведения можно столкнуться в любом месте (в школе, во дворе и т.д.) и, практически, в любое время. Отмечается учащение случаев демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим и слабым, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах.

Изучению феномена агрессии посвящено большое число зарубежных и отечественных исследований, которые разрабатывались в рамках разных школ и направлений. Причины формирования агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков рассматривали (Р. Берон, Т.Б. Делова, Н.Д. Левитов, и др.). Формы агрессивного поведения исследовались (Е.В. Куприянчук, С. Фешбах, и другие). Способы профилактики и коррекции агрессивности (Р. Кембелл, Г. Менденфилд, Л.М. Семенюк и др.).

Большинство отечественных и зарубежных психологов сходятся во мнении о том, что тремя основными источниками, из которых подростки узнают о моделях агрессивного поведения, являются: семья, взаимодействие со сверстниками и СМИ (А. Бандура, Р. Бэрон, и другие).

В зарубежной и отечественной психологии общепризнанным является влияние семьи на психологические особенности ребенка и становление его личности (Н.Н. Авдеева, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, М.И. Лисина, и др.).

Агрессия современных подростков принимает различные формы, одна из них - это тщательно замаскированные проявления, которые часто ускользают от внимания даже опытных преподавателей. И все же нельзя не заметить общую тенденцию проявления агрессии сегодняшних детей: если ранее место возникновения подростковых групп находилось, как правило, вне школы, за ее пределами, то сегодняшние подростки стремятся пережить ощущения групповой принадлежности в стенах самой школы.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в подростковом возрасте. Исследования несовершеннолетних показали, что агрессия в этом возрасте еще не является следствием устойчивых новообразований индивида, поэтому именно этот возраст наиболее благоприятен для коррекции и профилактики. Все это и определило выбор нашей темы исследования.

СЛАЙД2

Объектом нашего исследования была определена агрессивность подростков, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Предметом исследования - уровень агрессивности в подростковом возрасте.

Цель исследования: изучить половозрастные и индивидуальные особенности агрессивных реакций у подростков.

СЛАЙД 3

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы подростковой агрессивности в отечественной и зарубежной психологии.

2. Изучить психологические особенности, закономерности возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте.

3. Выявить формы агрессивности среди подростков, гендерные различия между мальчиками и девочками.

СЛАЙД 4

4. Составить коррекционную программу по снижению агрессивности у подростков «Познай себя».

5. Охарактеризовать пути и формы вовлечения агрессивных подростков в систему социально признаваемой и одобряемой деятельности.

СЛАЙД 5

Для исследования агрессивности подростков использовались методы

- анализ, наблюдение, беседа.

- опросник «Басса-Дарки». Опросник выделяет следующие формы агрессивности реакций (приложение А), который позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения.

- «Фрейбургская анкета агрессивности». (приложение Г)

Методы статистической обработки данных - коэффициент линейной корреляции Пирсона, t-критерий Стьюдента.

СЛАЙД 6

Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Янтарненская школа» Красногвардейского района Республики Крым. В качестве респондентов исследования выступили подростки 7 «А» - 34 учащихся, 7 «Б» - 37 учащихся. Всего 71 человек в возрасте 13-14 лет. Из них 28 девочек и 43 мальчика.

СЛАЙД 7

Диагностика форм агрессивных и враждебных реакций детей подросткового возраста, проводилась в три этапа:

На первом этапе были использованы: наблюдение, беседа.

На втором этапе проводилась диагностика агрессивности, форм агрессивного поведения подростков с помощью опросника агрессивности Басса-Дарки и «Фрейбургской анкеты агрессивности».

На третьем этапе была разработана программа и проведена коррекционная работа с выделенными агрессивными подростками. Описаны формы и пути социально-одобряемой деятельности.

СЛАЙД 8

Полученные исследовательские данные, свидетельствуют о различном в (процентном отношении) агрессивности подростков на разных стадиях возраста.

Полученные исследовательские данные, свидетельствуют о различном в (процентном отношении) агрессивности подростков, а также агрессивность подростков по половому признаку.

На протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика всех форм агрессивности от младшего к старшему подростковому возрасту (в табл. 3.1.) и (в приложение Б, В).

СЛАЙД 9

Из рисунка 3.1. видим, что 25 подростков проявляют физическую агрессию причем исследуемых учащихся готовы применять силу, не задумываясь о ее целесообразности и последствиях, действуя импульсивно.

СЛАЙД 10

Анализ уровня косвенной агрессии подростков (рис 3.2) позволил сделать вывод, что 20 подростков (36,3%) целенаправленно или неосознанно перенаправляют свою агрессию на третье лицо.

СЛАЙД 11

Вербальной агрессией пользуются 15 подростков из двух классов. (рис. 3.3) При этом учащиеся проявляют негативные установки, как в отношении взрослых, так и в отношении своих ровесников, что обычно отрицательно сказывается на их поведении.

Данная агрессия деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможности взаимопонимания, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия между подростками.

СЛАЙД 12

Анализ результатов исследования по шкале негативизм (рис. 3.4) показал, что 50 учащихся склонны к проявлению негативизма.

Этот показатель характерен для подросткового периода, когда взрослеющие дети начинают доказывать себе и всем окружающим, что они знают, понимают и умеют все не хуже любого взрослого.

СЛАЙД 13

Физическая агрессия, косвенная агрессия, негативизм и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, который показали 8 человек из числа испытуемых. (рис. 3.5)

СЛАЙД 14

Также выявлены, значительные различия в проявлении агрессивности девочками и мальчиками подросткового возраста (в табл. 3.2.).

СЛАЙД 15

Далее значения обеих выборок проанализированы для установления достоверных различий между ними с помощью t-критерия Стьюдента (табл. 3.3). Было выявлено, что подростки – мальчики превосходят своих сверстников в уровне выраженности агрессии по факторам теста: «Косвенная агрессия», «Негативизм», «Вербальная агрессия».

По итогам проведенного сравнительного анализа агрессивных тенденций по двум выборкам можно сделать следующие достоверные выводы:

1. У подростков-мальчиков агрессивные проявления в основном имеют объект направленности, а подросткам-девочкам более свойственна косвенная агрессия, которая либо окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), либо ни на кого не направлена, но выражающаяся во взрывах ярости, в крике, битье кулаками по столу и т.д.). Эти взрывы характеризуются не направленностью и неупорядоченностью.

2. Подросткам- мальчикам более свойственен негативизм, чем девочкам. Эта мера поведения может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

3. Подросткам-мальчикам также свойственно проявление вербальной агрессии, чем девочкам. Они демонстрируют свои негативные чувства через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань), а девочки через форму (крик, визг).

Итак, более высокая агрессивность была выявлена у подростков-мальчиков, причинами которой были сложные взаимоотношение с одноклассниками, требующие длительного эмоционального напряжения со стороны всех членов класса, проявление агрессии и насилия со стороны сверстников по отношению к подростку.

У подростков, демонстрирующих такое поведение, чаще всего присутствует педагогическая запущенность, недостаток общения между сверстниками и вообще с социальным его окружением.

СЛАЙД 16

Результаты по фрейбургской анкете агрессивности, выглядят следующим образом. Вопросы анкеты разделены на категории. С помощью анализа ответы были дифференцированы по категориям.

Наиболее насыщенными категориями являются Агрессивность (18,6%), Директивность (18,6%), Демонстративность (18,6%) для мальчиков; Активность (21,4 %) Директивность (17,8%), Коммуникация (10,7 %) для девочек. Из приведенных данных видно, что для девочек наиболее важным является жизненная активность, на втором месте стоит директивность, то есть управление, руководство, на третьем - коммуникация, межличностное общение. У мальчиков иная ситуация. Одинаковый процент набрали категории агрессивность, директивность, демонстративность. Исходя из полученных взаимосвязей можно констатировать, что многие агрессивные формы поведения подростков, такие как,вспыльчивость, грубость, зависть, ненависть по отношению к окружающим, а также подозрительность, враждебность являются следствием переживаний своих состояний тревоги или проявления тревожности, как личностного свойства.

СЛАЙД 17

Полученные эмпирические данные выявили 10 агрессивных подростков.

Была составлена коррекционная программа «Познай себя» состоящая из 10 занятий и 21 упражнения, которые направлены на понижение агрессивного поведения таких подростков.

Результат диагностики по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки показал, что у подростков, участвующих в коррекционной программа, произошло снижение показателей агрессии. Заметно снизились показатели страха и пассивности. (в табл. 3.5)

Полученные данные имеют еще и подкрепления со стороны педагогов, работающих с данными подростками. Они утверждают, что после участие в коррекционной программе подростков, ранее демонстрирующих агрессивные поведенческие проявления, у учащихся снизились.

Слайд 18

Получив такие данные, была предпринята попытка определить пути и формы вовлечения таких подростков в конкретную деятельность, осуществление которой поможет ему посмотреть на свои дела и жизнь, с другой стороны. Эта деятельность была определена, как социально одобряемая. Получая со стороны других людей добрые слова и благодарности, агрессивный подросток будет сам стараться избавиться от агрессии.

Наши рекомендации