Не кладите визитку в карман

Как правильно пользоваться визитной карточкой, знают далеко не все. Обмен визитками совершается во время общения с потенциальным деловым партнером, в случае если он предложит обменяться координатами. В заключении разговора вы также можете предложить собеседнику свою карточку. Взяв в руки визитку своего визави, внимательно прочтите ее у него на глазах и уберите ее в сумочку. Кстати, собственную карточку вы должны извлечь также из сумочки, ни в коем случае не из кармана! Хорошо, если визитки будут храниться у вас в специальной визитнице. Это придаст вам дополнительный вес. Небрежно крутить в руках полученную визитку, а тем более делать на ней пометки недопустимо. Исключение – ситуация, когда ваши собственные карточки уже закончились, тогда свой телефон или адрес можно записать на визитке собеседника.

Тема. Спор, дискуссия, полемика

Обязательным качеством современного делового человека является умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументирование отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т.е. владеть полемическим мастерством, искусством спора.

1.1. Характеристика понятия «спор»

В современной научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия нет.

Мы будем понимать под спором всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы к слову спор.

Дискуссией называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

Другой характер носит полемика. Полемика – это спор, при котором (конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей) борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются:

- прийти к единому мнению,

- найти общее решение,

- установить истину.

Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не просто ради победы как таковой. Полемика – это наука убеждать. Она особенно, необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение. Она служи воспитанию активное гражданской позиции.

Дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения –обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопроса.

Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п.

Классификация споров

Как видите, существуют разные виды споров. В качестве оснований берутся самые различные признаки. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся:

- цель спора,

- количество участников,

- форма проведения спора.

Рассмотрим, какие виды споров можно выделить в зависимости от этих факторов.

Цель спора.

Известно, что люди, вступают в спор, преследуют далеко не одинаковые цели, руководствуются разными мотивами. По цели различают следующие виды:

- спор из-за истины,

- для убеждения кого-либо,

- для победы,

- спор ради спора.

Кратко охарактеризуем их.

Спор может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. Задачей спора может стать не проверка истины, а убеждение оппонента. При этом выделяются два важных момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но порой он уверен и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т.п. Сам же он вовсе не верит в истину того, что защищает, или в ложность того, на что нападает.

Целью спора бывает не исследование, не убеждение, а победа. Одни считают, что отстаивать правое дело, защищают общественные интересы. Другим победа нужна для самоутверждения. Поэтому им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей. Третьи просто любят побеждать. Им хочется победы поэффектнее. В приемах и средствах для одержания победы они не стесняются.

Довольно часто встречаются и спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, если вы будете отрицать какое-либо положение, они обязательно начнут его защищать.

Приведенная классификация видов спора по цели носит в определенной мере условный характер. Добиваясь победы в споре, стремятся убедить оппонента в правильности своей позиции, а убеждение противника в чем-либо способствует поиску истины, уточнению выдвинутых положений, принятию более правильных решений.

Количество участников

На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. Поэтому признаку можно выделить три основные группы:

- спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый внутренний спор);

- спор-диалог (полемизируют два лица);

- спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами).

В свою очередь спор-полилог может быть массовым (все присутствующие участвуют в споре) и групповым (спорный вопрос решает выделенная группа лиц в присутствии всех участников). Вести спор-полиолог, безусловно, трудно. Между тем он может иметь большое значение при решении важных вопросов общественно-политической, духовной, научной жизни. Чем больше знающих людей принимают участие в таком споре, тем результативнее он будет.

Наши рекомендации