Введение. Государственное образовательное учреждение

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Формирование самооценки у детей в возрасте 10-11 лет с задержкой психического развития

050714.65 «олигофренопедагогика»

Работа защищена Выполнил(а)студент(ка)

на оценку:VIкурса заочной формыобучения

______________________________ Копёнкина Ирина Викторовна__

фамилия, имя, отчество

протокол от «___» ______________20__г.

№________________ Научный руководитель

кандидат биологических наук

доцент

учёная степень, должность,

Председатель ГАКЛ.Ф. Старцева

инициалы, фамилия

______________________________

учёная степень, должность

______________________________ Рецензент

инициалы, фамилия

кафедра специальной педагогики и

психологии

кандидат биологических наук

И.С. Депутат

Допустить к защите

Зав. Кафедрой _____________________

наименование кафедры

_____________________________

подпись расшифровка подписи

протокол от «__» __________20__г.

№________________

Архангельск

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….............3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития……………………………..6

1.1. Понятие самооценки, её структура и виды………………………….6

1.2. Формирование самооценки в онтогенезе……………………………9

1.3. Особенности самооценки детей 10-11 лет с задержкой психического развития…………………………………………..........................15

1.4. Значение игр в развитии самооценки у детей……………………18

Выводы по главе 1………………………………………………………...25

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития............................................26

2.1. Методика констатирующего эксперимента………………………...26

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………..28

Выводы по главе 2………………………………………………………...35

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ адекватной самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития ……………………………………………..36

3.1. Цель и задачи формирующего эксперимента…...…………………36

3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента………..………49

Выводы по главе 3………………………………………………………...55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….58

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...62

Введение

В настоящее время, в связи с глубокими изменениями в системе образования, переосмыслении его целей, содержания, методов, наметившейся тенденции воспитания в направлении к гуманистического, личностно-ориентированного подходов, повышенное внимание уделяется детям с задержкой психического развития различного генеза.

С клинико-психологических позиций задержка психического развития рассматривается как один из вариантов психического дизонтогенеза, при котором в качестве основных проявлений выступают нарушения познавательной деятельности, дефицитарность эмоциональной, волевой, мотивационной сфер и личностная незрелость.

Специальная психология в настоящее время располагает целым рядом исследований, посвящённых: изучению конкретного проявления и причин снижения темпа психического развития у этих детей, описанию различных вариантов ЗПР, анализу специфики развития мышления, изучению мыслительной деятельности, познавательной активности, учебной деятельности, отдельных психических процессов, вопросам отграничения ЗПР от сходных состояний (6; 9; 10; 11; 13; 24; 31; 32).

Круг исследований, посвящённый изучению школьников с задержкой психического развития, постоянно расширяется, однако проблемы специфики развития самооценки детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития по-прежнему остаются мало изученными. В литературе по специальной психологии до настоящего времени не достаточно исследований особенностей самооценки у детей 10-11 лет с задержкой психического развития. Вместе с тем, рассмотрение вопроса формирования самооценки у данной категории детей имеет чрезвычайно важное значение, так как самооценка занимает центральное место в процессе развития самосознания, обеспечивает единство, стабилизацию и целостность личности, включена во множество связей и отношений с другими психологическими образованиями, каждый из которых вносит свой вклад в ее формирование и вместе с тем корригируется и направляется ее непосредственным воздействием.

Поэтому изучение особенностей самооценки, приемов формирования адекватной самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития является весьма актуальной.

Цель работы: разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера, направленный на развитие адекватной самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить теоретический аспект проблемы формирования самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.

2. Исследовать и сравнить особенности самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием; выявить особенности самооценки детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.

3. Разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера, направленный на формирование адекватной самооценки у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.

Объектом исследования являются особенности самооценки детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.

Предметом исследования выступает комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера, направленный на формирование адекватной самооценки детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития.

Гипотеза: предполагается, что самооценка у детей 10 – 11 лет с задержкой психического развития носит дисгармоничный характер, проявляющийся в неадекватно заниженной, либо завышенной самооценке, при этом будет наблюдаться высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности. Комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера позволит сформировать адекватную самооценку у данной категории детей.

В соответствии с целью и задачами в работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ данных.

Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенный нами комплекс коррекционно-развивающих занятий игрового характера может использоваться в работе учителя-дефектолога, психолога.


Наши рекомендации