Вопрос 29. Понятие о психофизических шкалах. Основные методы психофизического шкалирования

Шкала– это упорядоченная совокупность данных. В широком смысле слова – изоморфное отображение эмпирической системы с отношениями в численную систему с отношениями. Задача построения шкал состоит в упорядочении, ранжировании ряда объектов, событий, изменений по какому-либо признаку и присвоение им количественных значений в соответствии с определенными правилами. Однако на практике шкала не всегда представляет собой упорядоченный численный ряд, а может задаваться качественными обозначениями.

Таким образом, понятие шкалирования часто оказывается шире измерения.

Выделяют 4 типа измерительных шкал:

1) номинальная шкала (шкала наименований) основана на приписывании названий тем или иным объектам, явлениям. Предусматривает группирование признаков или свойств в классы и обозначение этих классов определенным символом. Приписывание к классам разных обозначений предполагает отличие одного от другого, но не преобладание. Разделение на группы свидетельствует о том, что они отличны друг от друга, но сравнить их не можем. Например, обозначим разные вкусы цифрами 1 (сладкое), 2 (соленое), 3 (кислое), 4 (горькое), но это не означает, что 1<2 или 3>4.

2) порядковая (ординарная) шкала предполагает ранжирование ряда объектов по какому-то признаку. Например, ранжирование по коэффициенту интеллекта, по среднему баллу успеваемости. Порядковая шкала устанавливает, 1>2>3, или наоборот, но не определяет степень различия, т.е. не позволяет количественно сравнивать между собой выраженность свойства объекта.

3) интервальная шкала предполагает точку отсчета (условный нуль на шкале), есть интервал наблюдения. Можем сказать, насколько больше или меньше значения, но соотнести не можем. Пример – температурная шкала. Можем складывать, вычитать значения, но делить и умножать не можем. Можем сказать, что на пять градусов теплее, но не можем сказать, что вдвое теплее, так как нуль – произвольная точка, которая не указывает на отсутствие свойства.

4) шкала отношений отличается от интервальной тем, что ноль здесь указывает на полное отсутствие свойства. Пример – шкала длины, массы, расстояния. Является наиболее информативной шкалой

Психофизическое шкалирование представляет собой своеобразную «градуировку» субъективных шкал (шкал ощущений, оценок) по отношению к физическим шкалам сенсорного раздражителя.

Методы психофизического шкалирования:

1. Методы воспроизведения и идентификации. Метод воспроизведения (репродукции) состоит в том, что испытуемый, активно манипулируя клавишами, регуляторами, должен воспроизвести значение предъявляемого ему стимула Sр как можно точнее. Предъявляя стимулы в случайном порядке, экспериментатор получает соответствующий стимулам ряд воспроизводимых значений Sr.

Обработка результатов может производится для каждого отдельного стимула или их совокупности. Абсолютная ошибка воспроизведения каждого сигнала представляет собой разность значений воспроизводимого и предъявляемого сигналов (σ = Sr-Sp). Относительная ошибка вычисляется как отношение абсолютной ошибки к величине предъявляемого раздражителя: (σ = Sr-Sp)/Sp. При построении субъективной шкалы анализируется вид функции Sr = f(Sp), которая имеет вид степенно функции.

Если n = 1, то испытуемый адекватно воспринимает стимул (д), n>1 – переоценка стимула (а,б,в,г), n<1 – оценка отстает от интенсивности стимула.

Вопрос 29. Понятие о психофизических шкалах. Основные методы психофизического шкалирования - student2.ru Метод идентификации.Является «пассивным», испытуемый не манипулирует с величиной сигнала, он должен выбрать значение стандарта в ряду раздражителей. Обработка данных включает в себя вычисление вероятности идентификации различных сигналов как стандарта.

Эти методы редко используются, но имеют ценность для изучения кратковременной памяти, так как позволяют оценить характер трансформации субъективного образа сигнала при его запечатлении и хранении.

2. Интервальные методыподразумевает ознакомление испытуемого с диапазоном предъявляемых сигналов _________________

Smin Smax

Задача испытуемого состоит в том, чтобы подобрать среднее значение, которое делит этот диапазон субъективно на две части, опираясь на максимальное и минимальное значения. Может использоваться как пассивная, так и активная модификация (или ему крутят, или сам). Если пассивная, то испытуемый может относить каждый сигнал к одной из трех категорий – больше середины, меньше или середина. Могут давать инструкцию, поободрать не среднее значение, а некоторое соотношение (1:1, 2:3).

При построении интервальных шкал отмечено, что они могут иметь характер различных психофизических функций – линейной, логарифмической, степенной. Это во многом зависит от модальности раздражителя и ширины предъявляемого стимула.

3. Методы группировки (категориальные методы).Похожи с интервальными. Задача испытуемого состоит в том, чтобы относить сигналы к одной из групп, которые заданы экспериментатором. Например, 1,2…до 10, не больше, либо качественные определения – «тусклый», «яркий». При обработке данных качественные результаты могут быть переведены в количественные.

Как правило, категориальные шкалы имеют вид функции, промежуточной между логарифмической и степенной зависимостью.

4. Методы оценки. Являются наиболее распространенными. Предъявляемые раздражители должны быть оценены числами (как целыми, так и дробными) по отношению к стандартному стимулу, которому присваивается определенное значение (1, 10 или 100).

Оценка должна даваться по принципу - во сколько раз значение сигнала больше (меньше), во столько раз его оценка должна быть больше (меньше) численного обозначения стандарта. Может быть вариант, когда нет стандарта. Это происходит только в том случае, если испытуемый хорошо знаком с предъявляемым рядом, и мы хотим изучить индивидуальные особенности.

Шкалы оценки в большинстве подчиняются степенному закону Стивенса.

5. Методы установки.Испытуемый решает задачу, противоположную оценке. Экспериментатор предъявляет стандартный сигнал и сообщает его значение. Затем испытуемый должен подбирать значения сигналов в соответствии с числами, задаваемыми экспериментатором. Характер субъективных шкал носит степенной характер.

Наиболее простые модификации:

А) метод мультипликации – предполагает подбор стимула в N раз больше предъявляемого (например, удвоение);

Б) метод фракционирования – предполагает подбор стимула в N раз меньше предъявляемого (равноделение). Эти методы промежуточные между методами установки и воспроизведения.

6. Кросс-модальный подбор.Задача испытуемого – подбор стимулов одной модальности к стимулам другой модальности по принципу соответствия: чем больше (меньше) величина предъявляемого сигнала, чем больше (меньше) величина сигнала испытуемого. Например, на вспышки разной яркости испытуемый подбирает звуки разной громкости.

Шкалы представлены значениями физических величин сигнала.

7. Неметрическое и многомерное шкалирование.В их основе лежат оценки сходства или различия между сигналами. Испытуемому дается размерность шкалы оценок (10 или 100-бальная шкала). Например, если два сигнала абсолютно идентичны, то они обозначаются нулем. Если абсолютно различны, то максимальной оценкой. Такие методы используются тогда, когда физическая шкала стимула не является одномерной, например, вкусовая или цветовых оттенков.

В заключении можно отметить, что различные методы шкалирования дают психофизические шкалы, зачастую различающиеся. Поэтому важную информацию можно получить, используя весь арсенал методов в совокупности. В то же время стоит отметить, что психофизические шкалы не являются шкалами ощущений в прямом смысле – они вовлекают в себя кроме сенсорно-перцептивных процессов, мыслительные операции. Поэтому результирующие шкалы не всегда описывают логарифмическим законном Фехнера.

Наши рекомендации