Задачи этнической психологии как науки
Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи:
1) всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах
и источниках формирования национально-психологических осо
бенностей представителей конкретных этнических общностей; вы
явление на этой основе специфики социально-политического, эко
номического, исторического и культурного развития наций и на
родов, определившей в итоге своеобразие зарождения, развития
и функционирования их психологии;
2) изучение специфики мотивационно-фоновой сферы наци
ональной психики людей с целью анализа и обобщения своеоб
разия проявления и соотношения мотивационных и других по
добных качеств (например, деловитости, инициативности, сте
пени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели эф
фективной деятельности и специфики поведения людей как
представителей конкретных этнических общностей;
3) исследование национально дифференцированных характе
ристик интеллектуально-познавательной активности людей кон
кретной национальности, проявляющихся в своеобразно функ
ционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени при
верженности логике, глубине абстрагирования, скорости мысли
тельных операций, организации интеллектуальных процессов, глу
бине восприятия, полноте и оперативности представлений, кон
центрации и устойчивости внимания и других качествах;
4) анализ и выявление закономерностей функционирования и
протекания национальных чувств, их динамики и содержания;
организацию исследований специфики выражения эмоций и эмо
ционального поведения представителей конкретных этнических
общностей и обобщение полученных результатов с целью конста
тации закономерностей их эмоциональной жизни;
5) изучение специфики своеобразных установок на волевую
активность, функционирующих в национальной психике того или
иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости
и специфики протекания волевых процессов, своеобразия прояв
ления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведе
ние, действия и поступки представителей нации;
6) исследование своеобразия проявления коммуникативной
сферы национального психического склада людей, функциони
рующей в виде специфических форм взаимодействия, общения и
взаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания
социально-психологических процессов в группах и коллективах,
их иерархию, традиции и нормы поведения;
7) сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихоло
гических особенностей различных народов мира с целью выявле-
ния наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей;
8) выявление отличительных национальных черт психологии
различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в
конкретных государствах с целью изучения и обобщения законо
мерностей (национальных, политических, социологических, куль
турных и др.) их развития и функционирования;
9) изучение влияния этнического сознания и самосознания на
национально-психологические особенности людей, на их миро
понимание, социальные позиции и ценностные ориентации;
10) обоснование важнейших направлений учета и использова
ния национально-психологических особенностей людей в инте
ресах повышения эффективности политической, воспитательной,
просветительской, социальной, культурно-массовой и консуль-
тативно-коррекционной работы с ними;
11) исследование национально-психологических предпосылок
совершенствования содержания и качества организации и осуще
ствления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельно
сти представителей конкретных этнических общностей;
12) выработку практических рекомендаций для руководителей
предприятий, представителей других административно-хозяйствен
ных кадров, педагогических работников с целью совершенствова
ния ими управления и руководства многонациональными трудо
выми, производственными и учебными коллективами;
13) всестороннее изучение специфики психологии многочис
ленных наций и народностей нашей страны, социально-психоло
гических условий и своеобразия межнациональных отношений в
различных ее регионах, форм экономического, политического и
культурного сотрудничества между нациями и народностями;
14) социальное и психологическое прогнозирование развития
политических, национальных и других процессов в разных регио
нах нашей страны и в других государствах на основе учета специ
фики психологии представителей различных этнических общно
стей, ее влияния на характер, содержание и специфику обще
ственной жизни.
Решение задач, стоящих перед этнопсихологической наукой в России, может достигаться разными способами.
Во-первых, безусловно необходимо дальнейшее осуществление планомерной и тщательной разработки теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний, обобщение и развитие уже накопленного в этой области отечественного и зарубежного опыта.
Во-вторых, широкие возможности в исследовательской деятельности этнопсихологов у нас в стране предоставляет изуче-
ние национально-психологических особенностей представителей большого количества разнообразных этнических общностей нашего государства, одного из самых полиэтнических в мире. Его народы существенно различаются по своей численности, экономике, культуре, традициям и психологии.
Исследование последней велось совершенно недостаточно, тормозилось в годы культа личности и период застоя. И если бы в XX в. своевременно и всесторонне осуществлялись изучение и учет национально-психологических особенностей, принималась во внимание специфика их влияния на все стороны жизни и деятельности представителей различных этнических общностей нашей Родины, многие трудности, свойственные межнациональным и внутринациональным отношениям сегодня, могли бы быть преодолены гораздо легче. Сегодня долг всех ученых России, и не только этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать национально-психологические особенности наций и народностей, проживающих у нас, и тем самым способствовать решению многих национальных проблем, развитию дружбы и взаимопомощи людей разной этнической принадлежности.
В-третьих, решение ряда задач этнической психологии может осуществляться в сотрудничестве с другими науками, с которыми она тесно связана, так как имеет сходный объект — явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.
Совместно с этнологией (этнографией) этническая психология должна накапливать информацию и осуществлять изучение и осмысление национальных особенностей поведения, действий и поступков, традиций и обычаев представителей различных этнических общностей.
Без помощи философии и социологии этнопсихологи не могут достичь методологической и теоретической точности в интерпретации сущности и содержания национально-психологических феноменов.
При научной поддержке исторической науки этнопсихология должна правильно осмысливать факторы и условия, определившие специфику формирования и развития явлений, которые она изучает.
В свою очередь, политическая психология (от греч. politike — искусство управления государством + psyche — душа + logos — наука, учение) — отрасль знаний, изучающая психологическое своеобразие протекания политических процессов в обществе и их воздействие на сознание и поведение людей, может помогать этнопсихологам отслеживать формы проявления национально-психологических особенностей представителей различных наций и народностей нашей страны в различных видах политической деятельности, давать им трезвую оценку, анализировать «политичес-
кии смысл» их влияния на поступки и поведение людей, систематически и всесторонне обобщать результаты исследований социально-политических условий и морально-психологического фона сотрудничающих или противоборствующих друг с другом сторон и на этой основе делать долгосрочные политические прогнозы обстановки в тех или иных национальных регионах России (и за рубежом).
Этническая психология совместно с политической психологи* ей может заниматься анализом социальных явлений, возникающих в обществе, тщательно фиксируя:
• какие национально-психологические особенности влияют на
общие тенденции развития политического сознания представите
лей той или иной этнической общности, каковы могут быть фор
мы их анализа и учета при различных обстоятельствах;
• какие потребности, мотивы и ценностные ориентации жи
телей того или иного национального региона имеют свои специ
фические этнические особенности, своеобразие функционирова
ния которых существенно влияет на формы проявления самосоз
нания данного народа в процессе политической активности;
• находятся или нет эти потребностно-мотивационные ком
поненты национальной психологии в противоречии с функцио
нирующими в общественном сознании, традиционно формируе
мыми нормами политического и межнационального взаимодей
ствия между людьми;
• какие познавательно-интеллектуальные составляющие на
ционального самосознания представителей конкретных наций
должны приниматься во внимание при совместной политической
деятельности и как они проявляются при том или ином развитии
политических процессов в регионе;
• каковы механизмы защиты политического самосознания
представителей конкретных этнических общностей от проявле
ний национализма и шовинизма в ходе межнационального обще
ния;
• существуют ли конкретные национально-психологические
предпосылки для повышения эффективности интернационально
го воспитания, которые могут учитываться в ходе политической
деятельности в конкретных национальных регионах.
Участвуя в деятельности по изучению политического самосознания людей разной национальной принадлежности в нашей стране, этнопсихологи, в свою очередь, предоставляют политическим психологам по мере необходимости конкретные методики и общую методологию анализа психологических явлений, адаптируют их к своеобразию изучаемых политических феноменов.
Этническая психология должна решать свои задачи и во взаимодействии с педагогической наукой, изучающей закономерности воспитания и обучения людей.
С одной стороны, воспитательная работа среди представителей различных наций и народов имеет свою специфику. Национально-психологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она лежит в основе поведения и поступков конкретных людей, национально своеобразного восприятия педагогических воздействий. Эти факторы прежде всего и нужно учитывать воспитателю. Вооруженный знанием национальной психологии, он может и должен находить наиболее весомые аргументы, способствующие повышению качества воспитательной деятельности.
С другой стороны, обучение людей различной этнической принадлежности требует учета закономерностей проявления их национальной психики, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу и т.д.
Этнопсихология вместе с педагогикой в то же время конкретно исследуют:
? специфику восприятия воспитательных и учебных воздей
ствий представителями конкретных национальных общностей;
? своеобразие содержания воспитательных мероприятий и их
влияния на личность с учетом исторического опыта педагогичес
кой деятельности у различных наций и народностей;
• особенности адаптации людей той или иной национально
сти к воспитательным и учебным мероприятиям, осуществляе
мым политическим руководством, пропагандистами, воспитате
лями и учителями в различных условиях общественного развития;
• эмоционально-экспрессивную сферу проявления националь
ной психологии у представителей конкретных этнических общно
стей в процессе восприятия воспитательных воздействий и учеб
ной деятельности;
• своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе вос
питательного воздействия и в учебном процессе у различных на
ций и народностей;
• конкретные формы, способы коммуникативного педагоги
ческого и учебного взаимодействия, сложившиеся в ходе истори
ческого и культурного развития тех или иных этнических общно
стей;
• результативность воспитательной и учебной деятельности в
национальных регионах в зависимости от применяемых методов
психологического воздействия на людей той или иной националь
ности.
Собственно сотрудничество между этнопсихологией и педагогикой давно уже осуществляется. Например, педагоги на основе учета национально-психологических особенностей выработали ряд этнопедагогических принципов: принцип этнопедагогического детерминизма воспитательных воздействий, предполагающий, что
воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее исторически сложившимся традициям, привычкам и учитывали бы влияние на этот процесс национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития; принцип единства национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности, предусматривающий, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей данной этнической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития; принцип воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, диктующий осуществление всего комплекса воспитательных мероприятий в процессе национально специфической жизни и труда в соответствии с национальными традициями; принцип индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию представителей каждой нации, предусматривающий учет не только общенациональных особенностей личности, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных конкретным людям и их группам; принцип развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, с одной стороны, предполагающий наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий воспитателя, особенно тогда, когда он является представителем другой национальности, и с другой — оставляющий перспективы для приспособления к этим трудностям, так как сам воспитатель и его воспитанники могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение [247].
Наконец, особую роль должна сыграть этнопсихология в формировании культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций. Этнопсихология, исследуя вместе с другими науками психологическое содержание составных элементов культуры межнациональных отношений, может приходить к значимым научным выводам относительно путей повышения эффективности деятельности по формированию доверительности, согласия, взаимопомощи во взаимоотношениях представителей конкретных этнических общностей.
Осуществляться все это должно на базе тщательного изучения и всестороннего анализа содержания и направленности взаимодействия представителей различных этнических общностей, вы-
явления негативных установок в ходе различного рода контактов людей той или иной национальной принадлежности, определения путей и средств выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в разных национальных регионах.
Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства. В сегодняшних условиях развала прежних национальных отношений, разногласий между населяющими Россию этническими общностями, небывалого роста национального самосознания ее народов изучение и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяющихся национально специфическими потребностями, интересами, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны жизни и деятельности народов, их взаимодействия и сотрудничества, приобретают новый важный смысл, требуют приоритетного внимания со стороны всех категорий населения и руководства страны. В этих условиях этнопсихология должна развиваться не спонтанно и хаотически, как это часто случалось раньше, а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и источниках развития, в соответствии с потребностями общества, политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и исследований представителей многих отраслей знаний.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этнопсихологичес
ких знаний и исследований в современных условиях?
2. Дайте определение этнопсихологии как науки.
3. Дайте характеристику основных взглядов на предмет этнопсихоло
гии.
4. Охарактеризуйте методологические принципы подхода к понима
нию сущности этнопсихологических явлений.
5. Каковы задачи этнопсихологии как науки?
6. Покажите взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.
Направления дальнейшего совершенствования знаний
1. Попробуйте доказать, что этническая психология может быть впол
не самостоятельной отраслью научных знаний.
2. Классифицируйте по конкретным признакам основные отличия
предметов исследования этнической психологии и других наук.
3. Разработайте методологические подходы к осмыслению сущности,
с одной стороны, мотивов и потребностей, а с другой — особенностей
волевого поведения представителей конкретной этнической общности.
4. Сформулируйте самые перспективные направления этнопсихоло
гических исследований.
Глава вторая
ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И В СССР
Проблематика: причины особого внимания к этнопсихологии в России; отличия во взглядах на этнопсихологию в нашей стране; специфика отечественных этнопсихологических исследований.
Информация к размышлению. Проблема изучения особенностей психологического облика представителей различных народов возникла как результат естественного стремления людей познать специфику поведения и обычаи населения, живущего рядом, поддерживать с ним тесные политические, экономические и культурные отношения и связи.
Потребность в этнопсихологических исследованиях всегда была больше в России, поскольку она являлась многонациональным государством и подобные исследования инициировались объективными жизненными обстоятельствами. Именно поэтому наша страна сразу же стала лидером в изучении национально-психологических особенностей людей, разработке методологических и теоретических проблем новой отрасли знаний. Именно в нашем государстве этническая психология намного раньше, чем за рубежом, стала самостоятельной наукой и уже к концу XX в. накопила опыт непосредственного исследования особенностей психики большинства народов России.