Задачи этнической психологии как науки

Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи:

1) всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах
и источниках формирования национально-психологических осо­
бенностей представителей конкретных этнических общностей; вы­
явление на этой основе специфики социально-политического, эко­
номического, исторического и культурного развития наций и на­
родов, определившей в итоге своеобразие зарождения, развития
и функционирования их психологии;

2) изучение специфики мотивационно-фоновой сферы наци­
ональной психики людей с целью анализа и обобщения своеоб­
разия проявления и соотношения мотивационных и других по­
добных качеств (например, деловитости, инициативности, сте­
пени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели эф­
фективной деятельности и специфики поведения людей как
представителей конкретных этнических общностей;

3) исследование национально дифференцированных характе­
ристик интеллектуально-познавательной активности людей кон­
кретной национальности, проявляющихся в своеобразно функ­
ционирующих в ходе трудовой и другой деятельности степени при­
верженности логике, глубине абстрагирования, скорости мысли­
тельных операций, организации интеллектуальных процессов, глу­
бине восприятия, полноте и оперативности представлений, кон­
центрации и устойчивости внимания и других качествах;

4) анализ и выявление закономерностей функционирования и
протекания национальных чувств, их динамики и содержания;
организацию исследований специфики выражения эмоций и эмо­
ционального поведения представителей конкретных этнических
общностей и обобщение полученных результатов с целью конста­
тации закономерностей их эмоциональной жизни;

5) изучение специфики своеобразных установок на волевую
активность, функционирующих в национальной психике того или
иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости
и специфики протекания волевых процессов, своеобразия прояв­
ления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведе­
ние, действия и поступки представителей нации;

6) исследование своеобразия проявления коммуникативной
сферы национального психического склада людей, функциони­
рующей в виде специфических форм взаимодействия, общения и
взаимоотношений и оказывающей влияние на характер протекания
социально-психологических процессов в группах и коллективах,
их иерархию, традиции и нормы поведения;

7) сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихоло­
гических особенностей различных народов мира с целью выявле-

ния наиболее общих закономерностей функционирования и про­явления национальной психики, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их пред­ставителей;

8) выявление отличительных национальных черт психологии
различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в
конкретных государствах с целью изучения и обобщения законо­
мерностей (национальных, политических, социологических, куль­
турных и др.) их развития и функционирования;

9) изучение влияния этнического сознания и самосознания на
национально-психологические особенности людей, на их миро­
понимание, социальные позиции и ценностные ориентации;

10) обоснование важнейших направлений учета и использова­
ния национально-психологических особенностей людей в инте­
ресах повышения эффективности политической, воспитательной,
просветительской, социальной, культурно-массовой и консуль-
тативно-коррекционной работы с ними;

11) исследование национально-психологических предпосылок
совершенствования содержания и качества организации и осуще­
ствления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельно­
сти представителей конкретных этнических общностей;

12) выработку практических рекомендаций для руководителей
предприятий, представителей других административно-хозяйствен­
ных кадров, педагогических работников с целью совершенствова­
ния ими управления и руководства многонациональными трудо­
выми, производственными и учебными коллективами;

13) всестороннее изучение специфики психологии многочис­
ленных наций и народностей нашей страны, социально-психоло­
гических условий и своеобразия межнациональных отношений в
различных ее регионах, форм экономического, политического и
культурного сотрудничества между нациями и народностями;

14) социальное и психологическое прогнозирование развития
политических, национальных и других процессов в разных регио­
нах нашей страны и в других государствах на основе учета специ­
фики психологии представителей различных этнических общно­
стей, ее влияния на характер, содержание и специфику обще­
ственной жизни.

Решение задач, стоящих перед этнопсихологической наукой в России, может достигаться разными способами.

Во-первых, безусловно необходимо дальнейшее осуществ­ление планомерной и тщательной разработки теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний, обобщение и развитие уже накопленного в этой области отечественного и зару­бежного опыта.

Во-вторых, широкие возможности в исследовательской де­ятельности этнопсихологов у нас в стране предоставляет изуче-

ние национально-психологических особенностей представителей большого количества разнообразных этнических общностей на­шего государства, одного из самых полиэтнических в мире. Его народы существенно различаются по своей численности, эконо­мике, культуре, традициям и психологии.

Исследование последней велось совершенно недостаточно, тормозилось в годы культа личности и период застоя. И если бы в XX в. своевременно и всесторонне осуществлялись изучение и учет национально-психологических особенностей, принималась во внимание специфика их влияния на все стороны жизни и дея­тельности представителей различных этнических общностей на­шей Родины, многие трудности, свойственные межнациональ­ным и внутринациональным отношениям сегодня, могли бы быть преодолены гораздо легче. Сегодня долг всех ученых России, и не только этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать национально-психологические особенности на­ций и народностей, проживающих у нас, и тем самым способ­ствовать решению многих национальных проблем, развитию друж­бы и взаимопомощи людей разной этнической принадлежности.

В-третьих, решение ряда задач этнической психологии мо­жет осуществляться в сотрудничестве с другими науками, с кото­рыми она тесно связана, так как имеет сходный объект — явле­ния, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику.

Совместно с этнологией (этнографией) этническая психология должна накапливать информацию и осуществлять изучение и ос­мысление национальных особенностей поведения, действий и поступков, традиций и обычаев представителей различных этни­ческих общностей.

Без помощи философии и социологии этнопсихологи не могут достичь методологической и теоретической точности в интерпре­тации сущности и содержания национально-психологических фе­номенов.

При научной поддержке исторической науки этнопсихология должна правильно осмысливать факторы и условия, определив­шие специфику формирования и развития явлений, которые она изучает.

В свою очередь, политическая психология (от греч. politike — искусство управления государством + psyche — душа + logos — наука, учение) — отрасль знаний, изучающая психологическое своеобразие протекания политических процессов в обществе и их воздействие на сознание и поведение людей, может помогать эт­нопсихологам отслеживать формы проявления национально-пси­хологических особенностей представителей различных наций и на­родностей нашей страны в различных видах политической дея­тельности, давать им трезвую оценку, анализировать «политичес-

кии смысл» их влияния на поступки и поведение людей, система­тически и всесторонне обобщать результаты исследований соци­ально-политических условий и морально-психологического фона сотрудничающих или противоборствующих друг с другом сторон и на этой основе делать долгосрочные политические прогнозы обстановки в тех или иных национальных регионах России (и за рубежом).

Этническая психология совместно с политической психологи* ей может заниматься анализом социальных явлений, возникаю­щих в обществе, тщательно фиксируя:

• какие национально-психологические особенности влияют на
общие тенденции развития политического сознания представите­
лей той или иной этнической общности, каковы могут быть фор­
мы их анализа и учета при различных обстоятельствах;

• какие потребности, мотивы и ценностные ориентации жи­
телей того или иного национального региона имеют свои специ­
фические этнические особенности, своеобразие функционирова­
ния которых существенно влияет на формы проявления самосоз­
нания данного народа в процессе политической активности;

• находятся или нет эти потребностно-мотивационные ком­
поненты национальной психологии в противоречии с функцио­
нирующими в общественном сознании, традиционно формируе­
мыми нормами политического и межнационального взаимодей­
ствия между людьми;

• какие познавательно-интеллектуальные составляющие на­
ционального самосознания представителей конкретных наций
должны приниматься во внимание при совместной политической
деятельности и как они проявляются при том или ином развитии
политических процессов в регионе;

• каковы механизмы защиты политического самосознания
представителей конкретных этнических общностей от проявле­
ний национализма и шовинизма в ходе межнационального обще­
ния;

• существуют ли конкретные национально-психологические
предпосылки для повышения эффективности интернационально­
го воспитания, которые могут учитываться в ходе политической
деятельности в конкретных национальных регионах.

Участвуя в деятельности по изучению политического самосоз­нания людей разной национальной принадлежности в нашей стра­не, этнопсихологи, в свою очередь, предоставляют политичес­ким психологам по мере необходимости конкретные методики и общую методологию анализа психологических явлений, адапти­руют их к своеобразию изучаемых политических феноменов.

Этническая психология должна решать свои задачи и во взаи­модействии с педагогической наукой, изучающей закономерности воспитания и обучения людей.

С одной стороны, воспитательная работа среди представите­лей различных наций и народов имеет свою специфику. Нацио­нально-психологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она лежит в основе поведения и поступков конкретных людей, национально своеобразного восприятия педагогических воздействий. Эти фак­торы прежде всего и нужно учитывать воспитателю. Вооруженный знанием национальной психологии, он может и должен находить наиболее весомые аргументы, способствующие повышению каче­ства воспитательной деятельности.

С другой стороны, обучение людей различной этнической при­надлежности требует учета закономерностей проявления их наци­ональной психики, поскольку они влияют на восприятие и усво­ение получаемых знаний, на степень эффективного приспособле­ния учащихся к педагогическому процессу и т.д.

Этнопсихология вместе с педагогикой в то же время конкрет­но исследуют:

? специфику восприятия воспитательных и учебных воздей­
ствий представителями конкретных национальных общностей;

? своеобразие содержания воспитательных мероприятий и их
влияния на личность с учетом исторического опыта педагогичес­
кой деятельности у различных наций и народностей;

• особенности адаптации людей той или иной национально­
сти к воспитательным и учебным мероприятиям, осуществляе­
мым политическим руководством, пропагандистами, воспитате­
лями и учителями в различных условиях общественного развития;

• эмоционально-экспрессивную сферу проявления националь­
ной психологии у представителей конкретных этнических общно­
стей в процессе восприятия воспитательных воздействий и учеб­
ной деятельности;

• своеобразие проявления конфликтных отношений в ходе вос­
питательного воздействия и в учебном процессе у различных на­
ций и народностей;

• конкретные формы, способы коммуникативного педагоги­
ческого и учебного взаимодействия, сложившиеся в ходе истори­
ческого и культурного развития тех или иных этнических общно­
стей;

• результативность воспитательной и учебной деятельности в
национальных регионах в зависимости от применяемых методов
психологического воздействия на людей той или иной националь­
ности.

Собственно сотрудничество между этнопсихологией и педаго­гикой давно уже осуществляется. Например, педагоги на основе учета национально-психологических особенностей выработали ряд этнопедагогических принципов: принцип этнопедагогического де­терминизма воспитательных воздействий, предполагающий, что

воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагоги­ческие мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали ее историче­ски сложившимся традициям, привычкам и учитывали бы влия­ние на этот процесс национально-психологических особенно­стей, сложившихся под воздействием специфики социально-по­литического, экономического и культурного развития; принцип единства национального сознания и национально своеобразной педа­гогической деятельности, предусматривающий, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специ­фику мировосприятия воспитанника, которые сложились под вли­янием национального самосознания представителей данной эт­нической общности, сформировавшегося в ходе исторического развития; принцип воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, диктующий осу­ществление всего комплекса воспитательных мероприятий в про­цессе национально специфической жизни и труда в соответствии с национальными традициями; принцип индивидуального и диффе­ренцированного подхода к воспитанию представителей каждой на­ции, предусматривающий учет не только общенациональных осо­бенностей личности, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных конкретным людям и их группам; принцип развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, с одной стороны, предполагающий наличие определенных трудно­стей в восприятии педагогических воздействий воспитателя, осо­бенно тогда, когда он является представителем другой националь­ности, и с другой — оставляющий перспективы для приспособ­ления к этим трудностям, так как сам воспитатель и его воспи­танники могут со временем усовершенствовать свое взаимодей­ствие и общение [247].

Наконец, особую роль должна сыграть этнопсихология в форми­ровании культуры межличностных отношений, которая представ­ляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эс­тетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций. Этнопсихология, исследуя вместе с другими на­уками психологическое содержание составных элементов культу­ры межнациональных отношений, может приходить к значимым научным выводам относительно путей повышения эффективнос­ти деятельности по формированию доверительности, согласия, взаимопомощи во взаимоотношениях представителей конкретных этнических общностей.

Осуществляться все это должно на базе тщательного изучения и всестороннего анализа содержания и направленности взаимо­действия представителей различных этнических общностей, вы-

явления негативных установок в ходе различного рода контактов людей той или иной национальной принадлежности, определе­ния путей и средств выхода из конфликтных ситуаций, возника­ющих в разных национальных регионах.

Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства. В сегодняш­них условиях развала прежних национальных отношений, разно­гласий между населяющими Россию этническими общностями, небывалого роста национального самосознания ее народов изуче­ние и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяю­щихся национально специфическими потребностями, интереса­ми, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны жизни и деятельности народов, их взаимодействия и со­трудничества, приобретают новый важный смысл, требуют при­оритетного внимания со стороны всех категорий населения и ру­ководства страны. В этих условиях этнопсихология должна разви­ваться не спонтанно и хаотически, как это часто случалось рань­ше, а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и источниках развития, в соответ­ствии с потребностями общества, политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и исследова­ний представителей многих отраслей знаний.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этнопсихологичес­
ких знаний и исследований в современных условиях?

2. Дайте определение этнопсихологии как науки.

3. Дайте характеристику основных взглядов на предмет этнопсихоло­
гии.

4. Охарактеризуйте методологические принципы подхода к понима­
нию сущности этнопсихологических явлений.

5. Каковы задачи этнопсихологии как науки?

6. Покажите взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.

Направления дальнейшего совершенствования знаний

1. Попробуйте доказать, что этническая психология может быть впол­
не самостоятельной отраслью научных знаний.

2. Классифицируйте по конкретным признакам основные отличия
предметов исследования этнической психологии и других наук.

3. Разработайте методологические подходы к осмыслению сущности,
с одной стороны, мотивов и потребностей, а с другой — особенностей
волевого поведения представителей конкретной этнической общности.

4. Сформулируйте самые перспективные направления этнопсихоло­
гических исследований.

Глава вторая

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И В СССР

Проблематика: причины особого внимания к этнопсихо­логии в России; отличия во взглядах на этнопсихологию в нашей стране; специфика отечественных этнопсихологических иссле­дований.

Информация к размышлению. Проблема изучения особен­ностей психологического облика представителей различных народов возникла как результат естественного стремления людей познать спе­цифику поведения и обычаи населения, живущего рядом, поддержи­вать с ним тесные политические, экономические и культурные отноше­ния и связи.

Потребность в этнопсихологических исследованиях всегда была больше в России, поскольку она являлась многонациональным госу­дарством и подобные исследования инициировались объективными жизненными обстоятельствами. Именно поэтому наша страна сразу же стала лидером в изучении национально-психологических особен­ностей людей, разработке методологических и теоретических проблем новой отрасли знаний. Именно в нашем государстве этническая пси­хология намного раньше, чем за рубежом, стала самостоятельной на­укой и уже к концу XX в. накопила опыт непосредственного исследова­ния особенностей психики большинства народов России.

Наши рекомендации