Пример консультирования безработных граждан Ленинградской области. Завышенная самооценка

К. состоит на учете в Службе занятости населения в качестве безработной около 1 года. До этого также не работала в течение нескольких лет в связи с болезнью. Образование - среднее специальное по специальности "культработник". Возраст - 40 лет. Замужем, имеет детей. Работала сперва по специальности, а после в архиве, в военно-учетном столе, паспортисткой и т. д. Дольше чем 2-3 года на одном рабочем месте не задерживалась. На вопрос: "Какую работу Вы ищете?" ответила: "Такую, где хорошо платят". На вопрос о специальности перечислила все виды работ, которые она выполняла, и добавила: "Мне все равно, где работать, лишь бы хорошо платили". Основной причиной, по которой она не могла устроиться на работу, она назвала плохую работу кадровых служб предприятий, их незаинтересованность в качественном подборе персонала. К. утверждала, что главная задача кадровых работников - отвязаться от посетителей. Самое лучшее, что можно от них услышать, - "вакансий нет, а могут и матом послать". К тому же К. совершенно уверена, что бороться с хамством кадровых работников бесполезно, так как "слова к делу не пришьешь". На вопрос об объявлениях в газетах она ответила, что все эти объявления - ложь: "Насчет газеты - идите к ним разбираться, что они там публикуют". К, утверждала, что с ней никто долго не разговаривал, отвечали, что она им не подходит по тем или иным причинам.

Уровень запросов К. достаточно высок. Она претендует на должности, которые, как правило, занимают специалисты с высшим образованием: учитель, начальник отдела в государственном учреждении и т. д. На вопрос одного из участников группы: "Почему же Вы до сих пор не нашли работу, если Вы такой опытный специалист?" она ответила: "По слухам, сейчас не рекомендации нужны и не эти ваши дипломы, а взятки. Дашь взятку -значит поступишь на нормальную работу. А для того чтобы дать взятку, нужно не по телефону звонить, а приходить".

В дальнейшем К. отказалась участвовать в работе группы, заявив, что у нее проблем нет, и лучше она будет искать деньги, чтобы дать взятку.

Аналогичный социально-психологическому тренингу вариант поиска работы предлагает Служба занятости Шотландии - это Клуб ищущих работу. В отличие от тренинга он подразумевает более длительное сопровождение безработных при их высокой личной активности. Главные моменты и в том и в другом случае остаются одними и теми же:

· ответственность за успешность трудоустройства целиком лежит на самом безработном;

· работа в тренинговой группе и участие в Клубе ищущих работу подразумевает

· высокую личную поисковую активность безработных; ив том и в другом случае безработные оказывают друг другу помощь советом,

· информацией и т. д. Психолог или руководитель Клуба выполняет функцию

· консультанта.

В настоящее время клубы ищущих работу с большим успехом работают в службах занятости населения многих регионов страны.

В индивидуальной работе с безработными большую роль играют профориентация и профконсультирование. В большинстве случаев обращения за такого рода помощью связаны с желанием человека поменять профессию. Причины для этого могут быть самыми разными: состояние здоровья, усталость от прежней профессии, отсутствие спроса на нее на рынке и т. д. Человек приходит уже с определенным выбором и ждет от психолога подтверждения своего решения. В этой ситуации важно не брать на себя ответственность за выбор клиента, а показать ему все "плюсы" и "минусы" новой профессии, окончательный же выбор должен оставаться за ним. Часто выбор бывает случайным: клиент слышал, что представители этой профессии много зарабатывают, и решил попробовать себя в этой сфере.

В основе психологической помощи безработным лежит информирование их о состоянии рынка труда, о способах планирования и поиска работы, о методах самопрезентации и т. д., а также содействие им в преодолении кризиса. В этой ситуаций информация выступает в роли фактора, снижающего остроту невротических симптомов. На основе полученной в ходе индивидуальных или групповых занятий информации безработный способен построить эффективную стратегию преодоления кризисной ситуации и постепенного трудоустройства. Успех же целиком и полностью зависит от самого безработного.

Структура социально-психологического тренинга "Стратегии эффективного поиска работы" для безработных граждан Ленинградской области

Автор: С. Ф. Левин

Цель тренинга: содействие в создании эффективной стратегии поиска работы для участников и получение ими практических навыков поиска работы.

Задачи тренинга.

  1. Адаптация участников к новой социальной роли.
  2. Мотивация на активный поиск работы.
  3. Создание стратегии поиска работы.
  4. Тренировка навыков активного поиска работы.

Расчетное время: 30-32 часа.

Занятие первое.

Цель занятия: принятие себя в социальной роли безработного, адаптация к;ней.

Задачи.

  1. Знакомство членов группы с тренинговой формой занятий.
  2. Изучение проблематики, связанной с поиском работы, у участников группы.
  3. Установление рабочих отношений внутри группы.
  4. Актуализация эмоциональных состояний, связанных с положением безработного.
  5. Формирование у участников группы уверенности в разрешимости проблем.

Формы.

· Игровые упражнения на снятие напряжения, знакомство, создание работоспособности и т. д.

· Групповые дискуссии, предназначенные для снятия страхов выражения собственного мнения в группе.

· Упражнения в малых группах.

· Задания, направленные на изучение проблематики, связанной с поиском работы в данном регионе. Профессиональные интересы и предпочтения участников группы.

· Задания на актуализацию прошлого профессионального опыта.

· Теоретический материал о тренинге и о психологическом состоянии безработного.

Занятие второе.

Цель занятия: поиск резервов для достижения желаемых целей трудоустройства.

Задачи.

  1. Отреагирование агрессивных чувств; "зачем нас сюда собрали"; "делать нам больше нечего"; "все это ерунда" и т. д.
  2. Формирование позитивного отношения к самому себе.
  3. Формирование умения адекватной оценки и презентации своего профессионального опыта.
  4. Формирование умения ставить перед собой цели поиска работы, оценивать их и определять приоритеты в достижении поставленных целей.

Формы.

· Упражнения, позволяющие отреагировать агрессию, снижающие напряжение

· в межличностном общении. Упражнения, направленные на выявление статуса членов группы.

· Задания, направленные на изучение самого себя, актуализацию своих эмоциональных переживаний, связанных с состоянием безработного, т. е. на личностный рост.

· Работа в группе без разделения на малые группы.

· Упражнения, направленные на формирование позитивной обратной связи от участников группы для каждого.

· Упражнения коммуникативного плана, направленные на умения структурировать информацию.

Занятие третье.

Цель занятия: изучение конкретных методов и методик поиска работы.

Задачи.

  1. Убедить группу в том, что при поиске работы резюме необходимо так же, как и трудовая книжка.
  2. Обучение методам и приемам составления и использования резюме.
  3. Формирование плана поиска работы с использованием резюме.
  4. Телефонные переговоры с работодателем.

Формы.

· Упражнения на концентрацию внимания.

· Теоретическое изложение материала о методах поиска работы и составления резюме.

· Групповые дискуссии, посвященные наиболее эффективным способам использования резюме.

· Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков.

· Ролевые игры (например, "Телефонные переговоры").

Занятие четвертое.

Цель занятия: освоение приемов успешного поведения во время собеседования.

Задачи.

  1. Формирование коммуникативных навыков, необходимых для успешного прохождения собеседования.
  2. Снятие страхов перед собеседованием с работодателем.
  3. Формирование стратегии подготовки к собеседованию с работодателем.
  4. Отработка практических навыков прохождения собеседования.

Формы.

· Теоретическое изложение материала, посвященного особенностям прохождения собеседования с работодателем. Ролевые игры.

· Упражнения на формирование коммуникативных навыков. Упражнения на формирование обратной связи.

Занятие пятое.

Цель занятия: закрепление полученных в ходе предыдущих занятий навыков, обобщение и проработка проделанной работы.

Задачи.

  1. Формирование обратной связи для участников группы.
  2. Закрепление наиболее эффективных способов поведения.
  3. Формирование позитивных взглядов на перспективы трудоустройства.

Формы.

· Ролевые игры.

· Упражнения на формирование позитивной обратной связи.

· Упражнения на формирование позитивного образа будущего.

· Упражнения на завершение работы группы.

Материалы для консультирования безработных граждан

Автор: психолог-профконсультант Тихвинского ЦЗН А. В. Мошкарова.

Полезные советы.

· Не вините себя за сокращения, в результате которых вы лишились работы.

· Постарайтесь обратить свой гнев и недовольство утратой работы в стимул для поисков нового места.

· Осознайте свои проблемы, связанные с потерей работы, обсудите их с семьей, близкими друзьями. Дайте детям понять, что они не повинны во внезапно пришедшем в дом несчастье. Разделенная с другими тяжесть становится посильной.

· Продумайте конкретный план поисков работы. Подготовьте резюме, читайте рекламные предложения рабочих мест, постарайтесь, чтобы как можно больше людей знали, какая именно работа вам нужна.

· Если нет возможности вернуться на прежнее место работы или если вы потеряли к ней интерес, подумайте о курсах переподготовки. Оцените свои возможности, свой потенциал и интересы и воспользуйтесь ситуацией для того, чтобы выбрать новое направление профессиональной деятельности.

· Постарайтесь в максимальной степени сохранить устои и привычки своей прежней жизни. Продолжайте занятия, приносящие вам удовлетворение, и не теряйте контакта с друзьями.

· Изыскивайте позитивные способы выражения своих отрицательных эмоций: например, делайте гимнастику, что может также помочь вам сохранить необходимую физическую и моральную форму.

· Возьмите работу на полставки. Или станьте "предпринимателем". Работая на дому, превратите свое хобби или свои дарования в источник доходов.

· Заполняйте свободное время бесплатной работой в качестве добровольца. Это укрепит ваше уважение к самому себе.

Условия выбора профессии.

ХОЧУ: профессиональные склонности и интересы.

МОГУ:

  1. состояние здоровья;
  2. профессиональная квалификация;
  3. профессиональные способности.

НАДО: спрос на рынке труда и возможность трудоустройства.

В том случае, если вы сумеете совместить "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО", ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

  1. интересна и привлекательна для вас,
  2. соответствует вашим возможностям,
  3. пользуется спросом на рынке труда.

Вопросы, которые наиболее часто встречаются на собеседовании.

- Почему вы хотите работать именно по этой профессии?

- Что вы знаете об этой работе; о нашей организации (фирме)?

- Почему вы выбрали именно эту карьеру?

- Что вы будете делать, если... (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации)?

- Как вы могли бы описать самого себя?

- Что вы хотите рассказать о себе?

- Каковы ваши главные сильные стороны?

- Каковы ваши основные слабости?

- Какого типа работу вы больше всего любите делать?

- Какого типа работу вы не любите делать больше всего?

- Каковы ваши интересы вне работы?


Условия выбора профессии

- Какие достижения или результаты работы доставляют вам наибольшее удовлетворение?

- Какая была ваша самая серьезная ошибка?

- Что бы вы хотели изменить в своем прошлом?

- Каково состояние вашего здоровья?

- Какие предметы вам нравились больше всего и меньше всего в школе?

- Что вам нравились больше всего, а что меньше всего на прежней работе?

- Почему вы оставили свою прежнюю работу?

- Какое отношение имеет ваше образование или опыт трудовой деятельности к данной работе?

- На какие изменения в вашей профессиональной карьере и жизни вы рассчитываете?

- Каковы ваши цели в жизни? Как вы планируете их достичь?

- Чем вы надеетесь заниматься через 5-10 лет?

- На какую зарплату вы рассчитываете?

Вот некоторые из вопросов, которые следует задать тому, кто проводит собеседование:

- Как примерно будет выглядеть мой рабочий день?

- Кому я буду непосредственно подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?

- Будет ли кто-то в подчинении у меня? Могу ли я с ним встретиться?

- Насколько важна эта работа для организации (фирмы)?

- Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?

- Могу ли я рассчитывать на повышение квалификации или обучение за счет организации?

- Почему это место оставил прежний работник?

- Чем этот работник занимается теперь?

- В чем состоит главная проблема (задача, цель) данной работы?

Наши рекомендации