Тема 10. Методы семейной диагностики и психокоррекции семейных взаимоотношений
Заполнить пробелы
1. Под методикой в семейной психотерапии понимается типовая .............
.............. , с помощью которых психотерапевт решает определенную психотерапевтическую .................
2. Поэтапная методика изучения семьи, предложенная Эйдемиллером, включает 4 этапа: 1 этап: установление необходимости психотерапевтического изучения семьи.
2 этап: общее знакомство с семьей.
3 этап: выявление психотравмирующей ситуации.
4 этап: ..............
Верно или нет
3. Реакция клиента на психолога или на других клиентов, если речь идет о групповой работе, реакции детей на психолога и друг на друга, поведение в ходе психотерапии все это становится важнейшим психодиагностическим материалом, на основе которого определяется тактика консультирования.
4. Структура диагностики строится по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.
Выбрать правильный ответ
5. Для формирования нового желаемого поведения нужно выполнить ряд условий:
а) формируемое поведение должно быть четко определено;
б) разделение целей поведения на частичные или этапные;
в) выбор и использование эффективных усилителей (социальных и материальных);
г) все ответы верны.
6. К обстоятельствам, искажающим показываемую или рассказываемую членами семьи картину их жизни («семейным фильтрам») относят:
а) особенности контакта глазами;
б) особенности интонации;
в) значение общей картины жизни семьи во взаимоотношениях членов семьи;
г) ни один из ответов не верен.
Тема 11. Семейное консультирование и терапия супружеских и детско-родительских отношений
Заполнить пробелы
1. Период, в который увеличивается риск дестабилизации супружеских отношений или развода, называется ……………
2. Путь достижения гармоничной иерархии в семье заключается в ............ личности каждого члена семьи, поддержании и укреплении...................
Верно или нет
3.Совместная семейная терапия наиболее эффективна для семей, члены которых объединены близкими, почти «симбиотическими» связями, основанными, однако, на искаженных эмоциональных и личностных предпосылках.
4. Жалоба родителей на некоторые особенности поведения ребенка обоснована, если ребенок не контактирует со сверстниками, не успевает в школе, однако в домашней обстановке все в порядке.
Выбрать правильный ответ
5. Если жалобы, касающиеся поведения ребенка в семье и вне ее, обоснованы, при этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального, то объектом работы становится:
а) родитель;
б) супруги;
в) ребенок;
г) все ответы верны.
6. При определении стратегии диагностики исходят из того, что причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо
а) в особенностях отношений родителей к ребенку и их стиле воспитания;
б) в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка;
в) в неправильно протекающих процессах общения между детьми и родителями;
г) все ответы верны.
РЕЩЕНИЕ ЗАДАЧ дисциплине «Психология семьи»:
Задание 1
Условие задачи.Старшая дочь обращается к матери за разрешением о замужестве. Жених пожелал срочно оформить отношения вследствие длительной загранкомандировки. Но невеста – третьекурсница, есть угроза для получения высшего образования. Мать разрешения не дает («Без диплома ты всю жизнь при нем будешь уборщицей»). Разгневанный жених выбирает другую и уезжает.
Старшая дочь заканчивает университет и содержит родительскую семью. Замуж не выходит. Спустя годы, бывший жених возвращается женатый и с двумя детьми. Дочь с ним встречается, они по-прежнему любят друг друга, но соединение невозможно. Мать презирает малодушную дочь.
Вопрос задания:Следует ли дочкам слушать мам?
Задание 2
Условие задачи.Встретились две знакомые и рассорились из-за проблем воспитания двоих детей в семье. Одна утверждает: «Я говорю всегда младшему - ты мой самый любимый младший сын, а старшему – ты мой самый любимый старший сын. Думаю, что это правильно». Другая не соглашается: «Я говорю: укуси любой палец на руке – больно. Так и вы, доченьки, одинаково мной любимы, равны для меня, и люблю я вас поровну. Даже подарки одинаковые дарю, без обид».
Вопрос задания:Какая позиция является действительно разумной?
Задание 3
Условие задачи.Миша, семилетний первоклассник, вот уже год как «свержен с трона». Любовь и забота матери и бабушки всецело принадлежат его младшей новорожденной сестренке. Уже полгода первоклассник Миша во время школьных занятий «пачкает штанишки», приводя в ужас маму, отца, бабушек и дедушек. Мама водила Мишу к психологу пять раз, дважды к врачу, вывозила один раз на летние каникулы в Анталью. Наконец Миша перестал «пачкать штанишки».
Вопрос задания:Почему это не обрадовало Мишину маму?
Задание 4
Условие задачи.В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнуются, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть.
Вопрос задания:Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.