Новорожденность (0-2 мес.) как кризисный период
Новорожденность (постнатальный период) с физиологической точки зрения – это переходный период между внутриутробным (пренатальным) и внеутробным (постнатальным) образом жизни, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма (Л.С. Выготский). Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание возбуждения над торможением, спонтанная двигательная активность, преобладание нерасчлененных переживаний («сплав аффекта и ощущения» по Л.С. Выготскому), невыделенность себя и своих переживаний, неразличение социальных и физических объектов. Выражение эмоций происходит через реакцию неудовольствия. Первые формы взаимодействия ребенка и взрослого: ротовое внимание и глазной контакт, социальная улыбка (улыбка общения) – 4-5 недель. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако, на протяжении первого года большинство из них угасает. Это свидетельствует о переходе от биологической к органической (социальной) предопределенности поведения.
Безусловные рефлексы:
1) рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.): сосательный рефлекс, рефлекс пищевого и вистибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений;
2) защитные рефлексы: н-р, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете, зажмуривание при близком мелькании предмета перед глазами;
3) ориентировочные рефлексы: поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света;
4) атавистические рефлексы: хватательный рефлекс (цеплятельный рефлекс Робинсона - прикосновение к ладони вызывает её сжатие), рефлекс спонтанного ползания (рефлекс Бауэра), рефлекс автоматической походки).,
Психологические новообразования новорожденности: социальная улыбка (улыбка на обращение близкого взрослого); комплекс оживления - особая положительная эмоционально-двигательная реакция, сопровождающаяся звуками и сосредоточением на лице матери (обращенная к взрослому) - показатель перехода ребенка от периода новорожденности к младенчеству («первый акт поведения и первый акт общения» по Л.С. Выготскому).
Физиологические новообразования: зрительное и слуховое сосредоточение, возвращение веса, с которым ребенок родился (медицинский критерий). Необходимые условия нормального развития: упражнения для органов чувств (анализаторов) во избежание сенсорной изоляции, взрослый, нацеленный на общение с ребенком во избежание явлений госпитализма.
Явление госпитализма: возникновение задержки психического развития в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями (дефицит общения). Следствия госпитализма: отсутствие волевого поведения, инициативности безличное отношение ко взрослому. Методы воспитания, направленные на преодоление госпитализма (рекомендации Эмми Пиклер для воспитателей детских домов (Л.Ф. Обухова): обеспечение стабильного личностного общения, интерес воспитателя к жизни ребенка, соблюдение «золотого правила взрослых»: нужно дать время сориентироваться, а потом действовать; соблюдение прав ребенка на информированность о своем поведении, альтенативность, возможность закончить значимые действия.
3. Характеристика младенческого возраста ( 2 мес. – 1 год)
В младенческом возрасте, по Л.Ф. Обуховой, выделяется два подпериода: 2мес. – 6 мес. - развитие сенсорных систем опережает развитие двигательной сферы и поведения, реакция на новизну; 6 мес. – 12 мес. – возникновение и развитие акта хватания, голосовых реакций.
Структура возраста | |
Социальная ситуация развития | Социальная ситуация развития в младенческом возрасте имеет вид «ребенок-взрослый (мама)» (неразрывное эмоциональное единство ребенка и взрослого, ситуация «мы»). По Л.С. Выготскому, у ребенка – «полная биологическая беспомощность и он лишен человеческой речи как средства социального общения». Специфическое противоречие, выступающее в качестве движущей силы психического развития - ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Разрешение данного противоречия приведет к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила. (Л.Ф. Обухова). |
Ведущий вид деятельности | Непосредственно-эмоциональное общение (Д.Б. Эльконин), ситуативно-личностное общение (М.И. Лисина). Первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека – это эмоционально-личностное общение (в филогенетическом развитии – труд). |
Основные новообразования | Д.Б. Эльконин: потребность в общении, базовое доверие к миру, акты хватания и подражания. Л.Ф. Обухова: ходьба, автономная речь (появление первого слова, указательные жесты). |
Характеристика кризисов | |
Кризис новорожденности | Ребенок отделяется от матери физически, но не отделяется от нее биологически и психологически. Новообразование кризиса: социальная улыбка (улыбка на обращение близкого взрослого); комплекс оживления (особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому) - показатель перехода ребенка от новорожденности к младенчеству |
Кризис 1 года | Суть кризиса: взрыв социальной ситуации развития «изнутри» (Д.Б. Эльконин): там, где было единство, стало двое – взрослый и ребенок. А между ними выросло новое содержание предметной деятельности. Признаки кризиса (К.Н. Поливанова, И.В. Шаповаленко): Разделение единой социальной ситуации «Мы», инициатива ребенка во взаимодействии со взрослыми, аффективные гипобулические реакции (рост самостоятельности, демонстрация непослушания), автономность (своеобразие) речи. Причины кризиса: прямое подавление потребностей, связанных с мотивами, первые запреты. Становление предметного отношения к миру. Новообразования кризиса: появление стремления, желаний («Я желающий). |
Особенности психического развития | |
Развитие познавательных процессов | 1. Акт хватания (с 6 мес). 2. Манипулирование предметом: 4-7 мес. – результирующие действия (перемещение), 7-10 мес. – соотносимые д-я (оперирование двумя предм-ми), 10 – 14 мес. – функциональные действия (нанизывание, открывание, вкладывание). Развитие действий «запрограммировано» в игрушках: формирование ориентировочных реакций, первоначальные формы наглядно-действенного мышления. |
Развитие общения и речи | Развитие общения: по М.И. Лисиной: с 2 мес. до 6 мес. – ситуативно-личностная форма общения, с 6 мес. до 3 лет – ситуативно-деловая (предметно-действенная). Развитие речи: (речь автономна, ситуативна, эмоционально окрашена, понятна только близким), по С.Н. Карповой: 1-2 мес. – слуховое сосредоточение, 3 мес. – собств. речевые реакции: отрывистые и протяжные звуки (гудение), подражание, 4 мес. – различие интонаций взрослого, гукание, 5 мес. – возникновение лепета (соответствует фонематическому строю родной речи), |
8-9 мес. – произносит звуки, целые слова по образцу, 10-12 мес – усваивает семантику слов, понимает 10 – 12 слов. | |
Развитие личности | Зачатки формирующегося самосознания личности, потребность в доброжелательности и внимании. |
Задания и вопросы для самоконтроля:
Продолжительность внутриутробной жизни в среднем составляет... | ||
а) | 280 дней | |
б) | 240 дней | |
в) | 340 дней | |
г) | 300 дней | |
Центральная нервная система плода закладывается... | ||
а) | на 2 неделе после оплодотворения | |
б) | на 4 неделе | |
в) | на 6 неделе | |
г) | на 8 неделе | |
6-7 месячный плод обладает... | ||
а) | самосознанием | |
б) | определенными свойствами личности | |
в) | ощущениями | |
г) | мышлением | |
Я согласен(а) с утверждением, что мысли, чувства, переживания матери... | ||
а) | передаются плоду, и эти впечатления определяют потом его характер, поведение, степень психического здоровья | |
б) | не передаются плоду, и эти впечатления не определяют его характер, поведение, степень психического здоровья | |
Контакт ребёнка с матерью непосредственно после родов важен для формирования…(установите последовательность) | ||
а) | восприятия | |
б) | привязанности | |
в) | самооценки | |
г) | темперамента | |
Найдите соотношение между рефлексами и их проявлениями в младенчестве 1. защитные рефлексы 2. ориентировочные рефлексы 3. цеплятельные рефлексы | ||
а) | прикосновение к ладони вызывает её сжатие | |
б) | сильный источник света вызывает поворот головки ребёнка | |
в) | зажмуривание при близком мелькании предмета перед глазами | |
Установите соответствие между понятиями и их характеристиками. 1. кризис новорожденности 2. комплекс оживления 3. явление госпитализма | ||
а) | возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями | |
б) | показатель перехода ребенка от периода новорожденности к младенчеству | |
в) | ребенок отделяется от матери физически, но не отделяется от нее биологически и психологически | |
Период новорожденности, согласно Л.С. Выготскому, длится... | ||
а) | до 10 дней | |
б) | до 1 месяца | |
в) | до 2 месяцев | |
г) | до 3 месяцев | |
Комплекс оживления как попытка влияния на взрослого включает в себя... | ||
а) | двигательное оживление | |
б) | улыбку | |
в) | вокализацию | |
г) | все перечисленное | |
Основа развития в младенческом возрасте заложена в противоречии между... | ||
а) | максимальной социальностью и минимальными возможностями общения | |
б) | растущими потребностями ребенка и его возможностями | |
в) | растущими возможностями ребенка и условиями для их реализации | |
г) | желаниями ребенка и возможностями их удовлетворения | |
Среди познавательных процессов у младенцев доминирует... | ||
а) | мышление | |
б) | память | |
в) | речь | |
г) | ощущение и восприятие | |
Важнейшая специфическая особенность развития младенцев... | ||
а) | опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой | |
б) | опережающее развитие моторики по сравнению с сенсорными системами | |
в) | одновременное развитие сенсорной системы и моторики | |
г) | ни одно утверждение не подходит | |
Этапы развития речи: …. (установите последовательность) | ||
а) | внимание к речи взрослого | |
б) | лепет и лепетное говорение | |
в) | гукание и гуление | |
г) | первые псевдослова | |
Особенность развития речи в младенческом возрасте: | ||
а) | появление ориентировочно-исследовательской реакции в ответ на называние предмета | |
б) | усвоение грамматического стороя | |
в) | формирование активной речи | |
г) | появление ситуативной речи | |
Динамика акта хватания: | ||
а) | собственно хватание | |
б) | реакция удержания предмета | |
в) | ощупывание рук и предмета | |
г) | рассматривание рук | |
д) | размахивание предметом | |
Установите соответствие между типами движений и их примерами: 1. соотносящиеся 2. функциональные 3. результативные | ||
а) | хватание игрушки, размахивание ею, перемещение, бросание | |
б) | манипулирование предметом, открывание и закрывание коробочки, складывание пирамидки | |
в) | подражание действиям взрослых в употреблении предметов | |
Я согласен(а) с утверждением, что общее физическое развитие в первые два года жизни... | ||
а) | предопределяет умственное развитие ребенка в дальнейшем | |
б) | не предопределяет умственное развитие ребенка в дальнейшем | |
Ситуативно-личностная форма общения в младенческом возрасте — это форма, для которой характерны: | ||
а) | потребность во внимании взрослого, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства общения | |
б) | потребность в сотрудничестве со взрослым, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения | |
в) | потребность в уважении, познавательные мотивы и речевые операции | |
г) | потребность в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции | |
Основное личностное образование младенческого возраста... | ||
а) | система «Я-сам» - психическая обособленность | |
б) | образование «Пра-мы» - психическая общность ребенка и матери | |
в) | склонность к подражанию | |
г) | активность ребенка | |
Одна из первых эмоций, которая появляется в жизни младенца — это: | ||
а) | стыд | |
б) | вина | |
в) | страх | |
г) | интерес | |
Новообразование, приводящее к разрушению социальной ситуации развития в младенчестве.. | ||
а) | становление ходьбы | |
б) | комплекс оживления | |
в) | хватание | |
г) | чувство привязаннности к матери |
Лабораторная работа 2 (2 часа)