Психологические параметры дизонтогенеза

Как указывалось, при квалификации психических отклонений па­топсихолог исходит из закономерностей нормального онтогенеза, опи­раясь на положение о единстве закономерностей нормального и ано­мального развития (Л.С. Выготский, 1956; А.Р. Лурия, 1956, 1958; Б.В. Зейгарник, 1976; и др.).

Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским (1936) двух взаимосвя­занных линий развития: биологической и социально-психической. Бо­лезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития — усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.

Л.С. Выготский считал, что психологическое изучение аномально­го ребенка выдвигает задачи, в определенной мере аналогичные зада-

чам и принципам клинической диагностики: путь от изучения симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее — к типу дизонтогене-за, по существу приравниваемому им к нозологической единице. Только в таком структурно-динамическом изучении аномального развития, во вскрытии его патопсихологических механизмов, Л.С. Выготский видел путь к дифференцированной коррекции нарушений развития. Идеи Л.С. Выготского, выдвинутые около 50 лет тому назад, в настоящее время не только сохраняют свою актуальность, но и приобретают все большее

значение.

Эти положения легли в основу выделяемого нами ряда патопсихо­логических параметров, определяющих характер психического дизон­тогенеза.

1. Первый параметр связан с функциональной локализацией на­рушения.

В зависимости от последней целесообразно различать два основ­ных вида дефекта. Первый из них — частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиза, праксиса, речи. Второй — об­щий, связанный с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдаются снижение уровня бодрствова­ния, психической активности, патологии влечений, элементарные эмо­циональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфичес­ких человеческих эмоциональных образований.

В нормальном онтогенезе имеется определенная последователь­ность в формировании мозговых механизмов психической деятельнос­ти. Развитие отдельных корковых анализаторов не только обгоняет со­зревание лобных регуляторных систем, но и прямо влияет на фор­мирование последних.

Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерар­хию. Дисфункция регуляторных систем, являющихся, по определению В.Д. Небылицина (1976), "сверханализаторной системой", влияет в той или иной степени на все стороны психического развития. Нарушения же частных функций при прочих равных условиях более парциальны и не­редко компенсируются сохранностью регуляторных и других частных

систем.

При изучении любых нарушений развития требуется обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений.

2. Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения.

Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше про­изошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития (Л.С. Выготс­кий, 1956). Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем бо­лее характерны явления повреждения с распадом структуры психичес­кой функции.

Временной фактор определяется не только хронологическим мо­ментом возникновения нарушения, но и длительностью периода разви­тия данной функции в онтогенезе. Повреждению чаще подвергаются фун­кциональные системы с относительно коротким временным циклом раз­вития. Так, чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую лока­лизацию, формирование которых в онтогенезе завершается относитель­но рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период раз­вития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко недоразвиваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психического развития каж­дая функция в определенное время проходит через сензитивный пери­од, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отноше­нию к вредности.

Сензитивные периоды характерны не только для развития отдель­ных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. Выделяются периоды, в которых большинство психофизических систем находятся в сензитивном состоянии, и периоды, для которых ха­рактерны достаточная устойчивость, баланс сформированных и неустой­чивых систем с превалированием первых.

К таким основным сензитивным периодам детства относятся, как известно, возрасты 0—3 года и 11 — 15 лет. В эти периоды особенно вели­ка возможность психических нарушений. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям.

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитив-мого периода, может обусловить явления регресса — возврата функ­ции на более ранний возрастной уровень как временного, функциональ­ного, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Так, на­пример, к временной потере навыков ходьбы, опрятности и т. д. может привести даже соматическое заболевание в первые годы жизни. Приме­ром же стойкого регресса может быть возврат к автономной речи вслед­ствие потери потребностей в коммуникации, наблюдаемой при раннем

детском аутизме. Склонность к регрессу при прочих равных условиях также более характерна для менее зрелой функции.

Наибольшая вероятность явлений регресса имеется в тех случаях, когда более ранние формы психического реагирования не инволюционируют своевременно, а продолжают сосуществовать с возникшими более сложными формами организации психических процессов. При этом чем дольше сохраняются более ранние формы реагирования, чем боль­ший разрыв между ними и сложными формами психической организа­ции, тем меньше устойчивость психического развития в целом и больше вероятность возникновения регрессивных явлений.

Следует, однако, иметь в виду, что регрессу подвержены не только функции, находящиеся в сензитивном периоде. Регрессу могут быть под­вержены и функции уже достаточно прочно закрепленные. Это наблю­дается при более грубом вредоносном воздействии: при шоковой пси­хической травме, остром начале шизофренического процесса у ребенка и т. д.

Явления регресса следует дифференцировать от явлений распа­да, при котором происходит не снижение функции на более ранний воз­растной уровень, а ее грубая дезорганизация либо выпадение.

В связи с вышесказанным отставание в развитии никогда не носит равномерного характера: при общем повреждении нервной системы в первую очередь чаще страдают те функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде и, следовательно, обладают наибольшей неустойчивостью и ранимостью, затем функции, связанные с повреж­денной. Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки яв­ления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем фор­мировании психических функций.

3. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотноше­ния, между первичным и вторичным дефектом.

Исходя из идеи о системном строении дефекта, Л.С. Выготский (1960), как указывалось выше, предложил различать в аномальном раз­витии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении органов чувств, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.) — и вторич­ные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Это деление принципиально важно для изучения аномалий раз­вития.

Первичныи дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (например, при осложненной олигофрении — недоразвитие корковых систем и повреждение подкор­ковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвес­тен (например, при шизофрении), выделяется не первичный, а "основ­ной" дефект, который определяется местом, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психической недостаточности при дан­ном заболевании.

Вторичный дефект, по мнению Л.С. Выготского, является основ­ным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития. Его структура включает в себя ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, опре­деляющие особенности дизонтогенеза в детском возрасте.

Механизм возникновения вторичных нарушений различен. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной — так называемое специфическое недоразви­тие. Сюда, например, относится недоразвитие понимания речи у детей с нарушениями слуха.

Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся, как указывалось, в сензитивном периоде. В результате разные вредности могут в определенной мере приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возра­сте наиболее интенсивно развивающимися и наиболее уязвимыми явля­ются две функции: произвольная моторика и речь. Обе они нарушаются чаще всего при самых различных вредностях, давая задержку речевого развития, недоразвитие произвольной регуляции действия с явлениями двигательной расторможенности.

Специфичность недоразвития уменьшается по мере удаления от ос­новного дефекта. Чем сложнее психический процесс, чем больше опос­редован он рядом межцентральных взаимодействий, тем больше факторовможет привести к конечному сходному результату вторичных нарушений. Так, например, нарушение сенсорной стороны речи наряду со специфическими вторичными нарушениями обусловливает и задержку «психического развития, которая будет проявляться в замедлении ста­новления логических форм мышления, эмоциональном недоразвитии и т.д. Явления задержки психического развития могут наблюдаться в структурахнервно-психических расстройств и при патологии других систем: нарушеииях зрения, слуха, двигательной и эмоциональной сферы.

В зависимости от места первичного дефекта направление вторич­ного недоразвития может быть "снизу вверх" или "сверху вниз". Л.С. Выготский считал основной координатой вторичного недоразвития на­правление "снизу вверх" — от элементарных функций к более сложным. Однако ряд данных позволяет считать, что вторичное недоразвитие мо­жет наблюдаться не только в отношении высших, но и базальных функ­ций. Известно, что в онтогенезе развитие идет не только "снизу вверх", но и "сверху вниз". В последнем случае развитие высших функций сти­мулирует перестройку базальных, внося в них новые задачи и цели. В случае дефекта высших уровней такого "подтягивания" не происходит, возникает вторичное недоразвитие базальных систем (недоразвитие "сверху вниз"). Так, например, при олигофрении недоразвитие мышле­ния способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранных гнозиса и праксиса.

Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений раз­вития является фактор социальной депривации. Дефект, в той или иной мере препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений. Своевременно не осуществленная психолого-педагогическая коррекция трудностей приводит к выраженной вторичной микросоциальной и пе­дагогической запущенности, ряду расстройств в эмоциональной и лич­ностной сфере, связанных с постоянным ощущением неуспеха (заниженность самооценки, уровня притязаний, возникновение аутистических черт и т. д.).

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского воз­раста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание тре­бует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Трудности в обучении создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, которое в более стар­шем возрасте становится одним из основных факторов, формирующих нарушения поведения у подростков.

Таким образом, в процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленны­ми нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обу­чению и воспитанию является первичный дефект, то затем вторично воз­никшие явления психического недоразвитая, а также негативные, лич­ностные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и, иррадиируя на бо­лее широкий круг психологических возрастных проблем, препятствовать адекватной социальной адаптации. И наоборот, ранняя психолого-педагогическаякоррекция дефекта во многом улучшает прогноз формиро­вания личности и социальной компенсации этой группы детей.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением меж­функциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза.

По современным представлениям физиологии и психологии, новые качества возникают в результате перестройки внутрисистемных отноше­ний.

В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений. К ним можно отнести следующие: яв­ления временной независимости функции, ассоциативные, иерархичес­кие связи.

Явления временной независимости функции характерны для ран­них этапов онтогенеза. Так, Л.С. Выготский (1934) писал, что до двухлет­него возраста линии развития мышления и речи идут раздельно; позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. Явления не­зависимости характерны для ранних этапов формирования и отдельных компонентов психических функций. Так, на ранних этапах становления речи наблюдается независимость в развитии ее фонетической и смыс­ловой сторон (Л.С. Выготский, 1934).

В норме состояние независимости функции имеет относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). В то же самое время те же функции временно вступают в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Напри­мер, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах раз­вития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.

Второй тип связей — ассоциативный (по Н.А. Берштейну, 1966 — по принципу цепочки) — в качестве ведущего также наблюдается на ран­них этапах онтогенеза. При таком типе взаимодействия разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе временно-пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако сам тип такой организации указывает на малую дифференцированность пси­хических процессов.

Психические функции, построенные по третьему, иерархическому типу, формируются в процессе усложняющейся предметной деятельно­сти и общения. Как показал Н.А. Бернштейн (1947, 1966), иерархический, многоуровневый тип взаимодействия обладает высокой пластично­стью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов: выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также оп­ределенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых ре­шает свою "личную" задачу. В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии. В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при со­хранности других ведут к компенсаторной пластичной перестройке пси­хического процесса, а не к нарушению его целостности, как это имеет место при ассоциативном типе организаций межфункциональных свя­зей.

В нормальном системогенезе эти типы связей — временная незави­симость, ассоциативные и, наконец, иерархические, являющиеся наибо­лее сложным вариантом архитектуры функциональных систем, — отра­жают уровни функциональной организации психических процессов.

Их перестройки и усложнение протекают в определенной хроно­логической последовательности, обусловленной законом гетерохронии

— разновременностью формирования различных функций с опережаю­щим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. На­блюдаются вышеуказанные сензитивные периоды ее более быстрого, иногда скачкообразного развития и периоды относительной замедлен­ности формирования.

Так, на ранних этапах психического онтогенеза наблюдается опе­режающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса. Взаимодействие восприятия и речи становит­ся ведущей координацией психического развития. При этом основную роль играет восприятие. Речь на этом этапе, по определению Л.С. Вы­готского, характеризуется прежде всего гностической функцией, кото­рая проявляется в стремлении ребенка "замеченное ощущение обо­значить, сформулировать словесно" (Л.С. Выготский, цит. по Р.Е. Левиной,1968).

Ведущая роль восприятия на раннем этапе наиболее ярко выступа­ет и в известных феноменах Пиаже. В дальнейшем овладение в актив­ном действии функциональными, орудийными свойствами предмета и за­крепление их в слове приводит к перестройке отношений между воспри­ятием, действием и речью и как следствие этого — снятию феноменов Пиаже.

Таким образом, одним из основных проявлений гетерохронии яв­ляется возникновение на каждом возрастном этапе наряду с постоянны­ми иерархическими координациями — факультативных, отражающих переходный характер ряда психических образований. При этом чем слож­нее психическая функция, тем больше таких факультативных координа­ции возникает на пути ее формирования.

В патологии же имеет место нарушение межфункциональных свя­зей.

Временная независимость превращается в изоляцию. Изолирован­ная функция, лишенная воздействий со стороны других психических фун­кций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. При этом изо­лированной может оказаться не только поврежденная функция, но и со­хранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирую­щее воздействие со стороны нарушенной функции. Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар боль­ного ребенка может представлять ритмическое раскачивание, стерео­типное повторение одних и тех же актов. Эти нарушения вызваны не столько дефектностью двигательного аппарата, сколько недоразвити­ем интеллектуальной и мотивационной сфер. При олигофрении с явле­ниями гидроцефалии нередко обращают на себя внимание хорошие ме­ханическая память и речь. Однако возможности использования этих спо­собностей очень ограничены из-за нарушения мышления; поэтому хо­рошее развитие механической памяти выступает изолированно; внешне богатая речь с усвоением достаточно сложных оборотов остается на уровне подражательной.

Ассоциативные связи в условиях органической недостаточности нервной системы характеризуются повышенной инертностью, в результате чего возникают их патологическая фиксация, трудности усложнения, перехода к иерархическим связям. Явления фиксации больше описаны в познавательной сфере в виде различных инертных стереотипов. Значительно менее изучены фиксации в аффективной сфере. Инертные аффективные комплексы тормозят психическое развитие. Так, по данным А.Макфарлейн (1954), "пик" страхов в норме ограничен сензитивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды (М. Злотович, 1974, и др.). Патологическая фиксация приводит и к нарушению своевременной инволюции более ранних форм психической деятельности, что также замедляет развитие. Наиболее страдает в патологии развитие сложных межфункциональ-ных связей, какими являются иерархические координации. Большей частью речь идет о недоразвитии иерархических координации, нестойкости, регрессе при малейших затруднениях.

Так, например, дети с задержкой психического развития, уже ос­воив простые счетные операции в речи, при любом затруднении возвра­щаются к счету на пальцах. Такое явление наблюдается и в норме, одна­ко в патологии оно может носить стойкий характер, требующий специ­альной коррекции. Такие же стойкие регрессивные тенденции отметили Б. Инельдер (1944) и Н. Мильгрем (1973) в интеллектуальных операциях умственно отсталых детей.

Описанные типы патологических связей, возникающих в результа­те дефекта, нарушают нормальный системогенез.

Как уже отмечалось выше, в норме одним из механизмов возник­новения новых координации является гетерохрония. В патологии же на­блюдается его нарушение, возникновение диспропорции в развитии -явление асинхронии (Е. Кречмер, 1956; Г. Штутте, 1967; Р. Заззо, 1968), среди основных проявлений которой можно выделить следующие:

а) явления ретардации - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее ха­рактерно для олигофрении и задержки психического развития. Р.Е. Ле­виной (1936) описаны дети с общим речевым недоразвитием, у которых наблюдалось патологически длительное сохранение автономной речи. Дальнейшее речевое развитие у этих детей происходит не в результате смены автономной речи на обычную, а внутри самой автономной речи за счет накопления словаря автономных слов. В этом случае патологичес­ки фиксируется один из низших речевых этапов, в норме занимающий очень короткий период;

б) явления патологической акселерации отдельных функций, на­пример, чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влече­ния при преждевременном половом созревании церебрально-органичес­кого генеза;

в) сочетание явлений патологической акселерации и ретардации пси­хических функций, например, сочетание вышеуказанного раннего воз­никновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме. При нем также могут длительно сосуществовать развитая обычная речь и речь автономная, наглядные, ком­плексные обобщения и обобщения понятийные и т. д. Таким образом, на одном возрастном этапе имеется смешение психических образований, наблюдаемых в норме в разные возрастные эпохи.

Вышеописанные механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Наши рекомендации