Связь тифлопсихологии с другими отраслями научных знаний
Физиология, антропология Медицинские науки Философия, социология и др. социальные науки Исторические науки Науки о трудовой деятельности Педагогические науки | - помогают понять зависимость развития психики от степени тяжести зрительной патологии (диагноза глазного заболевания, состояния зрительных функций и пр.) и других сопутствующих заболеваний и дефектов; - помогают установить связь особенностей развития психики лиц с дефектом зрения с уровнем политического и социально-экономического развития общества; - предоставляют тифлопсихологии информацию об основных направлениях, методах, приемах, способах и средствах обучения, воспитания и социализации детей, что позволяет ей выработать психологические рекомендации к обеспечению процесса образования слепых и слабовидящих; - позволяют понять значение нервной системы в формировании механизмов компенсаторного развития в условиях визуальной депривации; - ориентируют тифлопсихологию на правильное осмысление возможностей психики лиц с дефектом зрения, проявляющих себя в разных видах профессиональной деятельности; - предоставляют тифлопсихологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию развития психики и сознания человека, имеющего тяжелые нарушения зрения. |
Объясните, что может дать тифлопсихология указанным выше отраслям научных знаний.
6. Что затрудняет реализацию научного подхода при решении задач тифлопсихологии на современном этапе ее развития?
7. Объясните сущность понятия «методология». Используя схему «Уровни научного подхода» (Схема 3), определите иерархию уровней методологии в современной тифлопсихологии.
Схема 3
Понятие о методологии в тифлопсихологии
8. Докажите зависимость тифлопсихологических воззрений на особенности психики слепых от общего философского подхода.
Примечание. Для этого прежде всего следует разобраться в сущности философии идеализма, сенсуализма, диалектического материализма.
9. Объясните, как принципы частной методологии, которыми руководствуется общая психология, находят творческое применение в тифлопсихологии (на примере принципа единства сознания и деятельности, принципа развития психики и деятельности).
10. Как реализуются принципы, составляющие третий уровень методологии, при изучении развития психики лиц в условиях визуальной депривации?
11. Обоснуйте нецелесообразность полного дублирования общих психологических методик при изучении развития психики слепых и слабовидящих.
Литература для аннотирования и конспектирования
1. Ермолович З.Г. Значение работы Л.С.Выготского «Слепой ребенок» для развития тифлопсихологии // Тезисы международного конгресса, посвященного столетию со дня рождения ученого Л.С.Выготского. Мн., 1996. Т.2 (с.166-169).
2. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003 (с.13-22).