Вклад И.М. Сеченова в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.
основателем отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" главные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них таковая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, длятся центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - поступком, движением, речью. Сеченов данной трактовкой сделал попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Но при этом была недооценена специфика психической действительности в сравнении с физиологической ее основой. Была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.
И. М. Сеченов не соглашался с мнением собственного учителя, известного германского физиолога Карла Людвига (1816--1895), считавшего, что учить мозг методом его раздражения (стимуляции) -- все равно, что учить механизм часов, стреляя в них из ружья, отважился на такую “стрельбу” и открыл в одном из отделов головного мозга (таламусе) центры, которые способны задерживать реакции мускул на внешние стимулы. Скоро германские физиологи узнали, что, раздражая электрическим током отдельные участки коры головного мозга собаки, можно следить непроизвольное движение её конечностей.
Благодаря этому физиология выходила за пределы привычной области: ей приходилось сообразовываться со качествами не лишь живого тела, но и с условиями его настоящей деятельности во внешнем мире. А это безизбежно побуждало ученых присоединить к физиологическому объяснению психологическое -- в особенности, когда предметом этого объяснения становился организм человека и его жизнедеятельность. Конкретно на этот путь вышел, в различие от собственных западных коллег, Сеченов. Он опирался на прежние заслуги в научном (причинной, детерминистском) объяснении поведения, в частности, на восходящее к Декарту понятие о рефлексе.
Ценность понятия о рефлексе определялась тем, что юно базировалось на принципе детерминизма, на серьезной причинной зависимости работы живого тела от его устройства и внешних стимулов. Правда, с этим смешивалось представление о том, что присущее человеку сознание не является рефлекторным и потому лишено той причинности, которая присуща телесному миру. Чтоб справиться с дуализмом рефлекса и сознания, но не на пути понимания человека как машины (в чем его сходу же обвинили противники), а сохраняя за человеком и его психическим миром качественное своеобразие, Сеченов радикально преобразовал понятие о рефлексе. Это в свою очередь предполагало радикально новый взор на делему детерминизма, на предпосылки, которые способны объяснить развитие психики.
Многие выводы Сеченова получили неверное толкование; в частности, его винили в отрицании связи меж мыслью и настоящим действием, в том, что мысль у него начинается там, где действие обрывается. Меж тем Сеченов полагал, что задержанное благодаря торможению действие не исчезает, а как бы “уходит вовнутрь мозга”, запечатлеваясь и сохраняясь в нервных клеточках. В то же время, до этого чем “уйти вовнутрь”, реальное действие организма становится “умным”. Эта “мысль в действии” выражена в том, что, общаясь посредством мышечной работы с наружной средой, организм приобретает знание об её объектах.
таковым образом, за фактом сеченовского торможения стояла мысль, имевшая, как он сам подчеркивал, прямое отношение к двум главным проблемам, которыми веками занималась психология--проблемам сознания и воли. Лишь прежняя психология воспринимала сознание и волю за первичные процессы, которые совершаются внутри субъекта, и соотносила их с нервными действиями, которые совершаются в организме; Сеченов же перенес научное объяснение в новенькую, необычную для прежней психологии плоскость, приняв за исходное не сознание субъекта и не мозг сам по себе, а общение организма со средой. Мозг и сознание включены в этот процесс, служат непременными посредниками меж жизнью целостного организма и внешним миром.
Так, общий план «Рефлексов головного мозга» И.М. Сеченова сводился отнюдь не к тому, чтоб повредить систему представлений о душе и таковым образом полностью высвободить человека от ответственности за свои поступки. Напротив, И.М. Сеченов видел мишень объективной науки в том, чтоб научиться сформировывать таковых людей, которые «в собственных действиях управляются лишь высокими нравственными мотивами, правдой, любовью к человеку, снисходительностью к его слабостям и остаются верными своим убеждениям, наперекор требованиям всех естественных инстинктов» (Человек, 1998, №2, с. 47). Для И.М. Сеченова научное исследование и наука были отнюдь не самоцелью, а лишь средствами решения заморочек отдельного человека и человечества: «Только при развитом мною воззрении на деяния человека в последнем возможна последняя из добродетелей человеческих - всепрощающая любовь, т.Е. Полное снисхождение к своему ближнему» (там же).
Концепция психических действий И. М. Сеченова.
большущим вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических действий. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению - нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения главных категорий концептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических действий. "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, обязана быть удержана как основная, во-первых, потому, что она представляет собой в самом деле крайний предел отвлечении от суммы всех проявлений психической деятельности - предел, в сфере которого мысли соответствует еще настоящая сторона дела; во-вторых, на том основании, что и в данной общей форме она все-таки представляет удачный и легкий критерий для проверки фактов; наконец, в-третьих, потому, что данной мыслью определяется основной характер задач, составляющих собою психологию как науку о психических реальностях... [Эта мысль]... обязана быть принята за начальную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи" (Сеченов, 1952).
Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович(1857-1927) - русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог.
В 1907—1910гг Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.
Для описания сложных форм рефлекторной деятельности Бехтерев предложил термин «сочетательно-двигательный рефлекс» Также он описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов. Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя—Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева—Якобсона) отражают поражение пирамидных путей. Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, анги-отрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д.
Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д ).
Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева.
В 1908г. Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором. После революции в 1918г. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектоло-гическим институтом по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.
В 1921г. академик В. М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В. Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В. Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б. Б. Кажинского.
Уже к началу 1921г. в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их. Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки.
В 1927г Бехтереву было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Умер великий ученый 24 декабря 1927г.
Вклад И.П. Павлова в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.
Иван Петрович Павлов (26.09.1849 - 27.02.1936)выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности и современных представлений о процессе пищеварения; основоположник наикрупнейшей русской физиологической школы; преобразователь способов исследования функций организма на базе разработанных им способов хирургической физиологии, позволивших вести долгие хронические опыты на фактически здоровом животном.
В процессе многолетних исследований закономерностей работы головного мозга И.П.Павлов разрабатывал главные принципы деятельности мозга, такие как формирование ассоциативных связей при выработке условных рефлексов, закономерности закрепления и угасания условнорефлекторной деятельности, открытие такового принципиального явления как торможение нервных действий, открытие законов иррадиации (распространения) и концентрации (т.Е. Сужение сферы деятельности) возбуждения и торможения. Подробное исследование этих базовых действий нервной системы дозволили И.П.Павлову внести значимый вклад в разработку таковой значимой трудности как механизмы сна, его отдельные фазы, предпосылки нарушений сна при ряде невротических заболеваний.
Огромную роль сыграло учение И.П.Павлова о типах нервной системы, которое базируется на представлениях о силе, уравновешенности и подвижности действий возбуждения и торможения в нервной системе. В исследованиях И.П.Павлова были найдены экспериментально обоснованные четыре главных типа нервной системы, которые эмпирически выделялись предшествующими учеными (холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический тип нервной системы). Наряду с этими исследованиями И.П.Павловым были заложены теоретические базы учения об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга, а также о системности в работе огромных полушарий головного мозга. Эти исследования дозволили И.П.Павлову сконструировать важнейшую отличительную изюминка в работе головного мозга человека, заключающуюся в формировании у него не лишь первой сигнальной системы (характерной также и для животных), но второй сигнальной системы - базы речевой функции человека, его способности к письму, обобщениям.
В 1925 г. Академик И.П.Павлов организовал и возглавил Физиологический институт академии наук.Основная задачка Института состояла в исследовании физиологии огромных полушарий головного мозга по способу условных рефлексов. Экспериментальные исследования на собаках и человекообразных мортышках и патофизиологический анализ нервных заболеваний в клиниках дозволили И.П.Павлову в эти годы сконструировать новейшие принципиальные закономерности работы коры головного мозга - принцип структурности, принципы взаимодействия действий возбуждения и торможения в нервной системе, главные типы нервной системы и зависимость условнорефлекторной деятельности от врожденных особенностей нервной системы, создать первую в истории науки, патофизиологически обоснованную, нейродинамическую концепцию неврозов. Эти результаты дали массивный импульс углубленным исследованиям структурных и физико-химических основ физиологии головного мозга животных и человека, исследованиям роли наследственных факторов в формировании типологических особенностей нервной системы.
Научное наследие И.П.Павлова в значимой мере определило вид физиологии ХХ века и направление её развития, способствовало бурному развитию смежных отраслей биологии и медицины, оставило заметный след в формировании многих направлений развития психологии, педагогики, генетических основ деятельности нервной системы человека и его поведения.
А.Ф.Лазурский. В своих экспериментальных психологических исследованиях А. Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им метод естественного эксперимента, благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия[1].
В 1906 году вышла работа А. Ф. Лазурского «Очерк науки о характерах». Ученый подчеркивал необходимость создания характерологии как важного шага на пути к решению проблем общей психологии. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведён А. Ф. Лазурским в отношении понятия наклонность, введённого им самим. Основой формирования характера А. Ф. Лазурский считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса[3].
Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия эндопсихики и экзопсихики, введённые им в 1916 году. Под эндопсихикой он понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одарённость и темперамент. Экзопсихика – это отношения личности ко внешним объектам и среде в целом. В понятие среды здесь входят природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида.
После определения этих фундаментальных понятий А. Ф. Лазурский предпринял еще одну попытку классификации личности. В её основу он положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы:
Низший уровень (неприспособленные личности) – люди этого уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосабливаются к её требованиям.
Средний уровень (приспособленные личности) – к этому уровню относятся люди, основной характеристикой которых является способность к получению образования, а в дальнейшем – к ведению успешной деятельности в условиях любой среды.
Высший уровень (приспособляющие) – эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам, которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют большое социальное значение.
Н.Н. Ланге. Николай Николаевич Ланге окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, где обучался у Владиславлева. После стажировки во Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте Вундта) он стал профессором Новороссийского университета, где проработал до конца дней. Первая крупная психологическая работа Ланге – "Элементы воли" (опубликована в 1890 году в журнале "Вопросы философии и психологии"). Как уже было сказано, он создал в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Последний обобщающий труд Ланге – книга "Психология" (1914). Наряду с научной он активно занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности образования, организовывал деятельность школ, пытался реализовать там принципы трудового обучения и методы пробуждения у детей научных интересов и умения самостоятельно мыслить.
Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Ланге изучает акт внимания и становится автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, оббегающих изображенный контур. Моторная теория внимания Ланге принесла ему широкую известность, в том числе на Западе.
Работы Лаете ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии, которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, открываемом субъекту его самонаблюдением. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Ланге противопоставил понятие о психическом мире – огромном целом, простирающемся по планете, – "от едва брезжущей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека". Следуя генетическому стилю мышления, Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".
Лапте выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально-приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень – развитие психики у человека как социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения меняется. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутой культуры осуществляется через подражание и обучение, т.е. путем социальной преемственности. Ланге писал, что "душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности". В связи с этим решающая роль отводится языку: "Язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях". В значении любого слова, писал Ланге, можно найти множество "полей сознания", уходящих все глубже в неопределенную темную даль. Говоря его словами, океан истории мысли плещется за каждым словом.
Таким образом, в конце концов Ланге переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Ланге явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.
Г. И. Челпанов (1862—1936) не создал нового направления в психологии, но внес в нее значительный вклад. Много внимания он уделял проблеме предмета психологии и сущности психихческого. В 1900 г. Челпанов читал курс лекций «Мозг и душа», в котором поднимал эту проблему, в 1915 г. вышли его книги «Введение в экспериментальную психологию» и «Введение в философию». В 1912 г. Челпанов создал в Москве Институт психологии, где велась подготовка профессиональных кадров для теоретической и практической психологии, и являлся директором этого института вплоть до 1923 г. В своих трудах Челпанов выдвигал следующие психологические идеи:
1) определение психологии как науки о душевных явлениях или законах душевной жизни;
2) душевные явления — это чувства, представления, мысли и желания;
3) отсюда вытекает и задача эмпирической психологии, которая состоит в определении законов душевных явлений, психических состояний и психической жизни вообще;
4) методом и источником психологии является самонаблюдение как способ познания через органы чувств, потому что любое психическое явление понимается человеком только тогда, когда переводится на язык его собственных переживаний, а их можно выявить только с помощью самонаблюдения. Однако в качестве метода необходимо использовать и объектное наблюдение, которое опять же становится понятным человеку при переводе его в плоскость самонаблюдения;
5) вспомогательными средствами для изучения законов психологии могут выступать: описание, классификация, анализ явлений и др.;
6) предмет психологии — состояния сознания;
7) психология должна делиться на чистую, в которой психика и закономерности ее развития рассматриваются независимо от практики; и прикладную, которая связана с решением практических задач;
8) отличие психических явлений от физических — в том, что они не могут быть воспринимаемы и познаваемы через внешние органы чувств, а только путем самонаблюдения или внутреннего опыта, причем они могут быть доступны только тому, кто их переживает, в то время как физические явления могут быть одновременно доступны для непосредественного наблюдения большому числу людей.