Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, в условиях стационара

С.В. Климова
психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Европейской Ассоциации психотерапии, преподаватель кафедры «Системная семейная терапия» Института практической психологии и психоанализа (ИППиП), заведующая практикой ИППиП.

Л.Л. Микаэлян
психолог, Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Европейской Ассоциации психотерапии, преподаватель кафедры «Системная семейная терапия» ИППиП, руководитель практики психологов-стажеров в НИИ ДОГ.

Е.Н. Фарих
психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Европейской Ассоциации психотерапии, преподаватель кафедры «Системная семейная терапия» ИППиП, руководитель практики психологов-стажеров в НИИ ДОГ.

Е.В. Фисун
психолог, член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Европейской Ассоциации психотерапии, преподаватель кафедры «Системная семейная терапия» ИППиП, руководитель практики психологов-стажеров в НИИ ДОГ.

Онкологическое заболевание у ребенка – серьезный источник стресса и потенциального дистресса для всей семьи. [19] Данное заболевание рассматривается рядом авторов как хроническое – в силу длительности и сложности лечения и восстановительного периода, опасности для жизни и нанесения вреда здоровью, высокой вероятности рецидивов [14]. В случаях хронических детских заболеваний и нарушений тяжесть переживаний всех членов семьи по поводу постановки диагноза усугубляется многочисленными трудностями, с которыми каждая семья сталкивается при взаимодействии с болезнью. Исследования семей с хроническим заболеванием у ребенка выявили универсальные проблемы, напрямую затрагивающие семейное функционирование, которые можно разделить на четыре основные группы [13]:

1. Эмоциональные трудности, которые могут проявиться в:

  • детско-родительские отношениях,
  • супружеские отношениях,
  • отношениях в расширенной семье.

Эмоциональные трудности, испытываемые членами семьи, можно рассматривать, как реакцию семейной системы на стрессовую ситуацию детского заболевания [10]. Стоит также отметить, что характер стрессора и личностные особенности членов семьи оказывают влияние на интенсивность и продолжительность эмоциональных нарушений. Таким образом, в фокусе внимания исследований оказались следующие специфические факторы [12]:

  • характеристики заболевания,
  • особенности лечения,
  • личные характеристики родителей болеющих детей.

2. Функциональные трудности, искажающие различные аспекты деятельности членов семьи в следующих областях:

  • профессиональные достижения, карьерный рост, самореализация членов семьи,
  • возможности для семейного досуга и отдыха,
  • внутрисемейная организация (перераспределение функциональных ролей и обязанностей).

3. Трудности, связанные с взаимодействием с социумом. Эти трудности носят двусторонний характер. Родственники опасаются негативных реакций друзей и соседей, стыдятся изменений внешности ребенка, тревожатся из-за физической и эмоциональной уязвимости ребенка и ограничивают его контакты. Окружающие отвечают настороженным отношением к больным детям. В результате возникает социальная изоляция.

4. Финансовые трудности, обусловленные функциональными изменениями в жизни семьи на фоне серьезного детского заболевания. Необходимы затраты на:

  • дорогостоящие препараты, медицинское оборудование, пребывание в стационаре,
  • транспортные затраты при переездах к месту госпитализации, которое может находиться на большом расстоянии от места проживания семьи.

Семье трудно справиться с возросшей финансовой нагрузкой, поскольку обычно один из родителей полностью посвящает себя заботе о ребенке и оставляет работу.

Все группы трудностей не существуют изолированно друг от друга, являются взаимосвязанными и взаимодополняющими.

Психологическая помощь семьям с хроническими детскими заболеваниями направлена на снижение семейного стресса и предотвращение дистресса, при котором семейная система оказывается в состоянии хаоса и не способна к эффективному функционированию [15].

Общие цели психологической работы в таких случаях заключаются в том, чтобы:

  1. Помочь родителям и другим членам семьи в адаптации к ситуации болезни и ее лечения.
  2. Способствовать тому, чтобы родители и другие родственники оптимальным образом заботились о ребенке, не игнорируя при этом свои личные потребности.

Практическая часть:

С сентября 2007 года по май 2008 года в стационаре ГУ НИИ ДОГ РОНЦ РАМН им. Н.Н.Блохина работали психологи-стажеры института практической психологии и психоанализа (ИППиП). Работа велась в рамках проекта практики студентов-психологов по теме «Психологическая работа с переживанием болезни и утраты (травмы)».

Базовой целью работы являлось психологическое консультирование родителей детей, находящихся на стационарном лечении, для оказания родителям психологической помощи в адаптации к актуальной ситуации болезни и условиям стационара. Родители - важные участники лечения, потенциальный источник эмоциональной и физической поддержки для ребенка. Поэтому объектом психологической коррекции стало их психоэмоциональное состояние.

За время работы психологами-стажерами ИППиП было проведено 125 консультаций. Из них разовых – 44 (35%), в остальных случаях с семьей (родителем) было проведено от 2 до 6 встреч.

Работа проводилась с 74 семьями, из них первично поступивших в стационар – 55 (74%), вторично – 15 (20%), нет данных – 4 (6%).

Рассмотрим специфические трудности, выявленные психологами ИППиП при консультировании родителей, чьи дети находились на лечении в стационаре ДОГ РОНЦ и конкретные способы психологической помощи для совладания с данными проблемами. Как было отмечено в теоретической части статьи, детскую онкологию допустимо рассматривать в контексте хронических детских заболеваний и нарушений. Следовательно, приведенные выше результаты исследований по проблемам семейного функционирования и направленности психологических воздействий являются релевантной базой для приведенного ниже анализа.

Отметим, что все родители, принимавшие участие в беседах с психологами, испытывали серьезные эмоциональные трудности, которые проявлялись в одной или нескольких областях семейного функционирования.

В сфере детско-родительских отношений нарушения выражались в форме:

  • Гиперопеки больного ребенка, в результате которой ребенок лишается даже доступных ему видов деятельности и самостоятельности. При этом родитель часто занимает позицию самоотречения, что способно привести к физическому измождению и эмоциональному выгоранию [11].
  • Отвержения ребенка. Подавляемый гнев на болезнь часто осознается родителями как недопустимый гнев на ребенка. При этом, стараясь изолировать это чувство, родители эмоционально дистанцируются от сына или дочери, что приводит к минимизации эмоционального общения между ними. Тем не менее, гнев может прорываться в аффективных срывах, что практически всегда влечет за собой чувство вины у родителя, что делает детско-родительские отношения нестабильными и непредсказуемыми.
  • В семьях со здоровыми сиблингами, которые неизбежно получают меньше родительского внимания, отмечалось родительское чувство вины и ощущение собственной некомпетентности.

Психолог, выявивший проблемы в детско-родительских отношениях, прикладывает усилия в следующих направлениях:

  • Повышение ощущения родительской компетентности через выявление позитивных аспектов родительского поведения (внимание родителя к потребностям ребенка, отзывчивость, адекватность эмоционального отклика, предоставление ребенку уместной самостоятельности).
  • Терапевтическая игра с ребенком и родителем, способствующая снятию эмоционального напряжения и сближению ребенка и родителя [6].
  • Рисование и лепка с ребенком и родителем является эффективным методом выявления зон эмоционального напряжения в отношениях и его преодоления в объединяющей творческой деятельности.
  • Использование методов игровой и арт-терапии дает ребенку опыт эмоциональной близости с родителем и, вместе с тем, способствует созданию личного пространства, соответствующего возрасту и потребностям ребенка.
  • В случае присутствия обоих родителей в стационаре, включение всей семьи в игровую и творческую терапевтическую деятельность является мощным ресурсом для создания семейной сплоченности, привносит в семейные отношения ощущение непринужденности и взаимной заинтересованности.
  • Нарушения в сфере супружеских отношений, как правило, были связаны с перераспределением функциональных ролей: один из супругов находится с больным ребенком в стационаре, а другой остается дома и принимает на себя новые обязанности. Каждый из супругов чувствует себя перегруженным. Ожидание поддержки от другого супруга и невозможность ее получения приводит к нарастанию напряжения в супружеской диаде.

Психологические интервенциинаправлены на:

  • Обнаружение и выявление позитивного вклада отсутствующего супруга в дело лечения ребенка и заботу о семье в целом.
  • Создание условий для прямой и открытой коммуникации между супругами в случаях, если оба родителя присутствуют в стационаре.
  • Нормализацию различий в способах эмоционального реагирования и поведения в стрессовой ситуации между мужчинами и женщинами.

Отношения в расширенной семье могут страдать в результате поисков «виноватого» в заболевании, что провоцирует внутрисемейные конфликты и отчуждение. Отсутствие консолидации семьи в период трудностей, внутрисемейная эмоциональная изоляция, отсутствие открытой коммуникации, конфликты и взаимные обвинения – все это факторы риска для семейного функционирования [7], затрудняющие адаптационный процесс, увеличивающие эмоциональное напряжение у родителей. На фоне проблемных внутрисемейных отношений отмечались случаи сокрытия диагноза, как от ребенка, так и от других членов семьи. Это увеличивает эмоциональное напряжение в детско-родительских отношениях и препятствует получению родителями помощи внутри семьи и за ее пределами.

Действия психолога:

  • Переформулирование жалоб родителя: «возможно, не свекровь плохая, а вам плохо, трудно, тяжело».
  • Совместное с родителем называние существующей проблемы (например, разобщенность, вражда, отчуждение) и исследование влияния проблемы на различные стороны семейной жизни, в первую очередь, на оказание эффективной помощи ребенку.
  • Планирование реалистичных и конкретных шагов по сближению с родственниками.

Беседы с родителями, проводившиеся психологами-стажерами ИППиП, помогли выявить специфические факторы, которые оказывают серьезное влияние на возникновение и интенсивность переживания эмоциональных трудностей родителями детей, проходящих лечение в стационаре.

Характеристики болезни (прогноз на излечение, последствия болезни и лечения, возможная инвалидность, болевые ощущения) накладывают отпечаток на эмоциональное состояние родителя, и, соответственно, на его способность принять ситуацию. Это происходит из-за того, что эмоциональное состояние родителя напрямую зависит от физического самочувствия ребенка. Независимо от адаптивных возможностей родителя ухудшение состояния ребенка (даже временное и объяснимое, например, после курса химиотерапии) повышает родительскую тревогу.

Психологическая помощь, учитывающая эмоциональные колебания в состоянии родителей, акцентирует следующие аспекты профессиональной позиции психолога и характера терапевтических отношений с клиентом:

  • Психолог, сохраняющий собственное эмоциональное равновесие и не включающийся в эмоциональный «колебательный» процесс клиентов, является источником стабильности в терапевтическом взаимодействии.
  • Складывающиеся терапевтические отношения могут быть охарактеризованы как стабильные и надежные.
  • Подобный тип отношений дает возможность родителям в безопасной обстановке обсуждать свои проблемы с психологом.

Трудности, связанные с пребыванием в стационаре:

1. Первичная госпитализация. Если ребенок попадает в онкологическое отделение впервые, то, в большом количестве случаев, диагноз поставлен недавно. Поэтому семья находится в остром переживании горя, в состоянии шока и дезориентации [5, 9]. Наблюдается затрудненный контакт с реальностью, происходящее воспринимается необъективно, присутствуют явления дезориентации во времени. Кроме того, столкновение с больничными правилами, знакомство с новыми обязанностями, переживания из-за проводимых процедур вызывает значительную фрустрацию, особенно на начальном этапе лечения. Поэтому некоторые родители в этот период склонны защитным образом «не замечать» тяжести происходящего, что может выглядеть как недостаточно серьезное отношение к процессу лечения, отсутствие потребности знать о нем подробнее. Либо ухаживающие за ребенком родственники ощущают себя растерянными, беспомощными, не способными к эффективной заботе о ребенке.Затем у близких больного ребенка возникают обида и гнев – на судьбу, на Бога, на людей, - не только ни в чем не виновных, но даже пытающихся помочь, а также мучительное чувство вины.

2. Повторная госпитализация. В случае повторной госпитализации шок может присутствовать после известия о рецидиве. Родители переживают крушение прежних надежд на полное выздоровление, ожидают повторения сложного лечения ребенка, которое им уже довелось перенести.Здесь, как и при первичной госпитализации, много чувств, отличающихся интенсивностью – это и печаль, и злость, и тревога, и страх рядом с любовью и страстным желанием помочь. Но в данном случае родители являются более компетентными в отношении знания больничных порядков, сути лечения и проводимых процедур, что способствует более быстрой адаптации в стационаре.

3. Страх выписки после длительного пребывания в стационаре. Во время длительного пребывания родителя и ребенка в отделении происходит привыкание к больничным условиям, поведение становится более адаптивным. Семьи перестраивают свою деятельность в соответствии со сложившимися условиями. Тревоги обостряются к моменту выписки, когда возникает понимание необходимости заново налаживать свою жизнь за стенами стационара. Возникает страх инфекций, опасных для сниженного иммунитета ребенка. Появляются вопросы организации жизни, как самого ребенка, так и всей семьи в целом с учетом новых обстоятельств. Актуализируются опасения по поводу реакции окружающих на информацию о болезни. Физическая и социальная уязвимость ребенка провоцирует сомнения в родительской компетентности такого ребенка. Также выглядит пугающим то, что рядом не будет круглосуточной медицинской поддержки. Появляется боязнь рецидивов.

4. «Прерывистая» госпитализация. Если состояние здоровья ребенка позволяет, курс лечения может быть разбит на несколько отрезков, перерывы между которыми пациенту разрешается провести дома. По отзывам родителей, такая схема является желательной и обнадеживающей, но не способствует надежной адаптации семей к условиям стационара. За короткое время пребывания в больнице сложно привыкнуть к ее условиям и правилам, не вырабатываются достаточные навыки справляться с ситуацией, хуже налаживаются контакты с другими родителями. «Прерывистые» госпитализации начинаются, будто с нуля - с состояния шока, вызванного необходимостью адаптироваться. И вновь переживание тревоги и надежды, раздражения и подавленности.

5. Перенос сроков операции относится к травмирующим факторам. В основном это происходит из-за ухудшения состояния ребенка, (например, ребенок простудился). При этом нарушается процесс переживания ситуации, психологической подготовки родителя к операции ребенка. В этом случае изменение в ходе лечения сопровождается чувством неопределенности и повышением уровня тревоги, гнев сопутствует беспомощности.

6. Смерть, произошедшая в отделении, является мощным стрессором, обостряющим страхи каждого из родителей, подрывающим веру в благоприятный исход лечения. При этом происходит цепная реакция шока, вызывающая эмоциональный хаос в отделении. Родителям в таких случаях сложно сосредоточиться на своих актуальных задачах, их состояние похоже на первичную шоковую реакцию.

Психологическая помощь

  • При обнаружении признаков эмоционального шока и дезориентации направлена на улучшение контакта родителя с реальностью. Полезными оказываются конкретные вопросы, обращенные к родителю, касающиеся настоящего момента его жизни, а также информирование по вопросам детско-родительского взаимодействия.
  • Для облегчения адаптации к условиям стационара полезно побуждать родителя искать недостающую информацию у соседей по отделению, воспитателей, социальных работников, медицинского персонала.
  • Также для успешной адаптации полезно предоставить родителю возможность выразить, проговорить негативные чувства, направленные на других, и помочь ему понять, что в такой ситуации они нормальны, почти закономерны. Осознание и принятие негативных эмоций позволит родителю справиться с ними, направить в конструктивное русло.
  • Необходимые родителю знания о заболевании можно получить у лечащего врача. Психолог помогает родителям составить список значимых и конкретных вопросов, адресованных доктору их ребенка.
  • Совместное выявление задач, актуальных в данный момент жизни и пошаговое планирование конкретных действий по решению этих задач дает родителям ощущение контроля над ситуацией и ощущение собственной компетентности.

Личные характеристики родителей болеющих детей:

1. Неудовлетворительное состояние физического и психологического здоровья у родителя серьезно затрудняет способность эффективно ухаживать за ребенком и адаптивно справляться с трудностями.

2. Непрожитое горе, наличие травматических эпизодов в личной истории, в том числе аналогичных заболеваний среди близких родственников – это факторы, серьезно затрудняющие адаптацию. Психоэмоциональное состояние родителей в ряде случаев может быть охарактеризовано, как патологическое горевание [8]: заболевание ребенка «накладывается» на непрожитые травматические эпизоды прошлого. Возникает риск ретравматизации и возникновения посттравматического стрессового расстройства [3]. В результате родитель не способен проявлять чуткость, как к потребностям ребенка, так и к своим собственным. В ситуациях осложненного и непрожитого горя родителям рекомендуется регулярная работа с психологом. В этих ситуациях родители, желая сделать все для выздоровления ребенка, в то же время не в силах выйти из состояния фиксации на случившихся раньше горестных событиях; депрессивная симптоматика здесь ярко выражена, включенность в актуальную ситуацию ослаблена. При встрече с подобными состояниями психологическая помощь сосредоточена на оказании эмоциональной поддержки и сфокусирована на поиске внутренних и внешних ресурсов, служащих основой жизнестойкости человека.

Цель консультирования -- помочь клиенту:

  • оплакать и прожить потери прошлого,
  • научиться различать нынешнюю сложную ситуацию и утраты, случившиеся прежде,
  • действовать в соответствии с задачами, которые возникают сейчас,
  • эмоционально откликаться на потребности ребенка,
  • чутко относиться к собственному эмоциональному и физическому состоянию.

3. Недостаточная способность налаживать контакты с окружающими замедляет процесс адаптации в условиях стационара. Родители, находящиеся в отделении вместе со своими детьми, способны оказывать друг другу значительную поддержку: информировать о правилах больницы, специфике процедур, делиться опытом прохождения лечения, оказывать помощь в бытовых вопросах и т.д. Кроме того, многомесячное проживание в одной палате делает актуальной способность находить друг с другом общий язык, умение договариваться, соблюдать принципы общежития. При замкнутости родителя или его конфликтности он чувствует себя в изоляции или во враждебном окружении, что может угнетающе влиять на его эмоциональное состояние, а, следовательно, и на эффективность его взаимодействия с ребенком.

Психолог в таких случаях может

  • Использовать элементы тренинга социальной компетентности.
  • Обучать родителя навыкам прямой и открытой коммуникации, безоценочных высказываний, методам аффективного самоконтроля.
  • В особо сложных ситуациях исследовать с родителем имеющиеся возможности по переселению в другую палату.

Функциональные трудности

Вынужденное перераспределение функциональных ролей и обязанностей в семьепроисходит, когда один из родителей (чаще всего мать) в течение долгого времени находится с больным ребенком в стационаре. При этом ее функции должны распределить между собой другие члены семьи. Как любое радикальное и вынужденное переструктурирование, этот процесс может быть болезненным, вызывающим внутрисемейное напряжение. Требуется время, чтобы семейная система перестроилась и наладила свою функциональность [10].

Изменения, касающиеся профессиональных достижений.Родители, находящиеся с ребенком в стационаре (как правило, матери) в большинстве случаев вынуждены оставить работу. Даже после выписки из отделения многие из них не могут продолжить свою карьеру, посвящая свои усилия уходу за ребенком. Другой родитель при этом вынужден зарабатывать деньги на лечение. При этом предпочтения в поиске работы часто склоняются в сторону ее прибыльности и/или приближенности к месту лечения ребенка, а не в сторону перспективности с точки зрения карьерного роста. Отказ от профессии или прежнего места работы усиливает ощущение слома привычного образа жизни, что, в свою очередь, способно вызвать ощущение фрустрации.

Ограничение возможностей семейного отдыха и досугапроисходит в силу разделенности семьи, отсутствия свободных денежных средств, особого режима для ребенка, перенесшего онкологическое заболевание. Совместный семейный отдых является ресурсным с точки зрения получения ощущения общности, эмоционального общения. Кроме того, планирование досуга придает энергию и оптимизм семейным отношением [16]. Ограничение этого ресурса в силу болезни ребенка негативно влияет на эмоциональный настрой членов семьи.

Трудности, связанные с адаптацией в условиях стационара, у родителей с различной функциональной позицией в семье.

Гиперфункциональная позиция означает повышенное чувство ответственности за происходящее в семье, присваивание большого количества обязанностей, склонность к контролю за семейными процессами [1]. Роль гиперфункционала мешает принимать поддержку и помощь друзей и родственников даже в сложной ситуации болезни, что может привести к физическому истощению и психоэмоциональному выгоранию [2].

Также о сложностях адаптации в стационаре сообщают родители, занимающие в своих семьях гипофункциональную, пассивную позицию. Непривычная ситуация, требующая ответственного и активного отношения к лечению, вызывает чувство беспомощности, особенно на начальном этапе.

Психологическая помощь по преодолению функциональных трудностей:

  • Помочь родителям в освоении новых функциональных ролей.
  • Искать вместе с родителями доступные способы профессионального развития (например, через интернет или чтение литературы).
  • Мотивировать родителей обращаться за помощью к членам расширенной семьи с тем, чтобы дать себе возможность отдохнуть и временно переключиться на другой вид деятельности.

Трудности, связанные с взаимодействием с социумомактуализируются, в основном, к моменту выписки из стационара, когда начинается планирование предстоящей жизни с учетом болезни ребенка. При этом обостряются различные страхи, связанные с социальной жизнью семьи:

Страх социального отвержения, осуждения.Недостаточная изученность природы онкологических заболеваний порождает в обществе большое количество мифов по этому поводу. Есть, например, представление об онкологическом заболевании, как о заразном. Опасность и серьезность болезни внушает страх и также заставляет многих дистанцироваться от самой темы онкологии. Такое отношение переносится и на онкологических больных. Поэтому родители и сиблинги часто испытывают стыд за изменившуюся внешность ребенка, стремятся избежать негативной реакции соседей, друзей. Желание не столкнуться с подобной реакцией склоняет семью к изоляции от социума.

Страх не суметь вписаться в социум.Родители, находящиеся с ребенком в стационаре в течение многих месяцев, испытывают чувство неуверенности и социальной невостребованности после выписки. Кроме того, они сомневаются, что способны посвящать такое же количество времени и сил социальной жизни (работа, общение с друзьями, учеба и т.д.) как до болезни ребенка. Они ощущают себя «отставшими от жизни», и это действует на них дестабилизирующее.

Практически во всех случаях присутствует стремление выстроить социум вокруг ребенка оптимальным образом.Страх инфекций, соблюдение специального режима жизни ребенка в период ремиссии, ограничение возможностей посещения детских учреждений заставляет родителей отказаться от многих прежних контактов и планов. Но желание поддерживать возрастное развитие вынуждает решать задачу нахождения оптимального баланса между изоляцией и социализацией ребенка. Этот непростой вопрос порождает много тревог и сомнений у родителей.

На данном этапе помощь психолога заключается в:

  • Прояснении вместе с родителем его опасений, их локализации и конкретизации.
  • Предотвращении социальной изоляции посредством активного поиска родителями государственных, социальных, благотворительных и интернет сообществ, объединяющих неравнодушных и сочувствующих людей, являющихся источником эмоциональной и финансовой поддержки для семей, чьи дети перенесли онкологическое заболевание.

Финансовые трудности, связанные с лечением ребенка, пребыванием в стационаре, обеспечением дорогостоящими лекарствами.

В период заболевания общий доход семьи сокращается за счет того, что один из родителей вынужден оставить работу ради ухода за ребенком. Расходы при этом непропорционально возрастают за счет дороговизны лечения, трат на дорогу в стационар, иногда прибавляются расходы на съемное жилье вблизи больницы. Нехватка финансовых средств, необходимых на проведение лечения и реабилитации, способна стать серьезным источником стресса для семьи. Особенно растерянными чувствуют себя при этом родители-одиночки, родители, оставшиеся без родственной поддержки, люди, приехавшие в Москву из отдаленных мест.

Помощь психолога в данном случае может идти по двум направлениям:

  • информирование о существовании различных социальных структур, фондов, занимающихся поиском средств для лечения детей;
  • поиск внутренних ресурсов клиента для решения этой проблемы. При этом поощряется активность в поиске средств – выявляются и усиливаются успешные эпизоды из прошлого самого клиента или его окружения; осуществляется конкретизация шагов, ведущих к решению проблемы (Что уже сделано? Что помогло? Что можно сделать еще?); расширяется список лиц, способных помочь (друзья, родственники, члены национальных диаспор, религиозные организации и т.д.).

Выводы:

Приведенный выше подробный анализ эмоциональных, функциональных, адаптационных и финансовых трудностей, переживаемых родителями детей с онкологическими заболеваниями, проходящих лечение в стационаре, а также направлений психологической помощи по совладанию с данными проблемами, позволяет сделать следующие заключения.

Для облегчения процесса адаптации семей к ситуации болезни и условиям стационарного лечения целесообразно предпринимать следующие шаги:

1. Эмоционально поддерживать адаптационный процесс у родителей. Данная задача решается посредством нормализации переживаний и переносимых трудностей, позитивного подкрепления усилий, предпринятых родителями для лечения ребенка.

2. Укреплять родительскую самооценку: повышение у родителей чувства их эффективности, ощущения контроля, понимания своей компетентности и функциональности. Здесь от психолога требуется помощь в систематизации опыта клиента пребывания в больнице и поиска эпизодов, свидетельствующих об успешном преодолении трудностей.

3. Помочь родителям в исследовании ситуации болезни с целью снятия непродуктивного чувства вины. Кроме того, это способствует лучшему пониманию особенностей заболевания и его последствий.

5. Способствовать эффективной коммуникации родителей с профессионалами (медицинский персонал, психологи, педагоги, социальные службы), которая выражается в двустороннем обмене информацией, понятной всем участникам взаимодействия. Способствовать переводу родителей в сотрудничающую позицию.

6. Способствовать конструктивному и эмоционально открытому взаимодействию родителей с ребенком. Такая родительская поддержка улучшает физическое и психологическое благополучие ребенка.

7. Помогать налаживанию прямой и открытой коммуникации внутри семьи, взаимной поддержке.

8. Ориентировать родителей на поиск источников поддержки за пределами их семьи (в расширенной семье, у друзей, в социальных организациях).

Стоит отметить терапевтическую значимость отношений, складывающихся в процессе взаимодействия между психологом и родителями. О важности отношений между психологом и клиентом говорится в большинстве психотерапевтических школ. Безоценочность, эмпатия, искренность, уважение являются необходимыми условиями для установления доверительного эмоционального контакта[4].

Хотелось бы обратить внимание еще на одну важную характеристику профессиональной позиции психолога. Это гибкость, которая требуется при консультировании родителей детей с онкологическими заболеваниями в условиях медицинского учреждения. Например, в ситуации острой тревоги у клиента, оказывается уместной экспертная позиция психолога, предусматривающая информирование родителя в вопросах взаимодействия с ребенком, нормализацию эмоционального состояния и т.д. В других ситуациях необходимо выявить и усилить компетентность самих родителей. Тогда на первый план выходит их конструктивный опыт по совладанию с разнообразными трудностями, возникающими в процессе лечения ребенка, их личностные и внутрисемейные ресурсы [17]. Адекватная профессиональная позиция психолога для решения задач такого рода может быть описана, как «не-экспертная» - равноправная, партнерская, сотрудничающая [18].

Литература

  1. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Журнал практической психологии и психоанализа, № 2, 2000,
  2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. Питер, 2005.
  3. Волкан В., Зинтл Э. Жизнь после утраты. Психология горевания. М. Когито-Центр, 2007.
  4. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. М. Академический Проект, 2008.
  5. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. София, 2001.
  6. Лэндрет, Г.Л. Новые направления в игровой терапии. М. Когито-Центр, 2007.
  7. Николс, М., Шварц, Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М. Эксмо, 2004.
  8. Сарджвеладзе Н., Беберашвили З., Джавахишвили Д., Махашвили Н., Сарджвеладзе Н. Травма и психологическая помощь. М. Смысл; ЧеРо, 2005.
  9. Сидорова В.Ю. Четыре задачи горя. Журнал практической психологии и психоанализа, №1-2. 2001.
  10. Системная семейная терапия: Классика и современность. Черников А.В. (Сост.). Класс, 2005.
  11. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. // Ткачева В.В. Дефектология. М. 1998.
  12. Beresford B.A. Resources and strategies: How parents cope with a disabled child. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 35, р. 171-209, 2001.
  13. Garwick, A.W. Levels of meaning in family stress theory, Family Process. Sep; 33(3), р 287-304, 1994.
  14. Hilton D. Counselling parents of children with chronic illness or disability, BPS Books, 1993.
  15. Horowitz M.J. Stress response syndromes. (2nd ed.). New York: Jason Aronson,1986.
  16. Imber-Black E., Karpel, M. A. Toward a resource model in systemic family therapy. New York: The Guilford Press, 1986.
  17. Karpel, M.A. Family Resources: The hidden partner in family therapy. New York: Guilford Press, 1986.
  18. Madsen, W.C. Collaborative therapy with multi-stressed families. New York: Guilford Press, 1999.
  19. Dempsey S. (2008). Extreme parenting: parenting your child with a chronic illness. Jessica Kingsley Publishers. London and Philadelphia. 2008.

Наши рекомендации