Принцип необходимого разнообразия
Принцип внешнего дополнения(структурной избыточности)
Принцип выбора решения по определенному критерию(н-р, эффективность)
Принцип обратной связи.Любая система управления состоит из двух ведущих подсистем – управляющей и управляемой. Между ними существуют разнообразные коммуникационные связи, являющиеся соответствующими каналами передачи управленческой информации от субъекта к объекту и наоборот.
Общие принципы организации процесса управления
Ø Принцип сочетания научности и творчества
Ø Принцип соответствия распорядительства и подчинения, обеспечения целостности прав и ответственности на каждом уровне работы,
Ø Принцип сочетания централизованного руководства и самоуправления (оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления)
Ø Принцип сочетания специализации и универсальности
Ø Принцип целенаправленность, соответствия целей и ресурсов.
Ø Принцип соответствия эффективности производства и экономичности.
Ø Принцип соревновательности, конкуренции.
Ø Принцип дополнительности.
Ø Принцип прямоточности, последовательность, непрерывности, ритмичности
Ø Принцип концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников,
Ø Принцип широкого привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений
Частные и ситуационные принципы.
Частные принципы имеют ограниченное распространение, например, в социально-экономических системах. Их подразделяют на следующие группы:
Ø применяемые в различных подсистемах общества(экономической, социальной, политической, семейно-бытовой и др.);
Ø применяемые в процессе различных видов организационной деятельности(принципы государственной службы, принципы управления персоналом, принципы построения системы управления персоналом в организации, принципы планирования служебно-профессионального продвижения и др.);
Ø управления фирмой, корпорацией.
Один из виднейших специалистов в области теории организации и управления, Э. А. Смирнов, разработал систему принципов организационного аудита: принцип выделения главного, принцип соответствия, принцип энциклопедичности, принцип полноты, принцип системности, принцип стандартизации, принцип своевременного учета данных, принцип эластичности, принцип планирования, принцип координации, принцип включения.
Можно еще выделить ряд частных принципов:
Ø принцип неологии— перенос в анализируемую область новых конструкций, материалов, процессов;
Ø принцип адаптации— приспособление известных процессов к условиям решаемой проблемы;
Ø принцип дифференциации(структуризации) — дробление и разделение элементов системы или объекта;
Ø принцип интеграции— объединение, совмещение, упрощение функций, форм, элементов;
Ø принцип инверсии — переворачивание проблемы «с ног на голову», изменение направления движения, сложившегося порядка;
Ø принцип динамизации — постепенное изменение массы, размеров и других признаков во времени;
Ø принцип аналогии — обнаружение сходства с известными системами в технике, природе;
Ø принцип идеализации — формулировка идеальной ситуации, с ориентацией на которую следует начать корректировку и приспособление;
Ø принцип эмпатии — рассмотрение проблемы с позиции кого-либо;
Ø принцип фантазии — идеализированное предложение, фантазирование с попыткой натолкнуться на решение проблемы;
Ø принцип упрощения — отбрасывание, пренебрежение несущественными и выделение определяющих факторов;
Ø принцип классификации — отнесение проблемы (ситуации) к типовой группе;
Ø индукция — умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению;
Ø дедукция — вывод по правилам логики из общих закономерностей к частному результату.
СИТУАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Особенности действия ситуационных принципов обусловлены складывающейся ситуацией или особым характером деятельности.
Например, при формировании команды это могут быть такие принципы, как профессионализм, опыт, способность решать проблемы, умение взаимодействовать, работать в коллективе, готовность взяться за трудную проблему, личная преданность, предоставление полной самостоятельности, решительность и оперативность в подборе членов команды.
Классификация принципов в зависимости о влияния на результат работы:
Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:
Ø лояльность к работающим;
Ø ответственность — обязательное условие успешного менеджмента;
Ø атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;
Ø своевременная реакция на изменения окружающей среды; установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;
Ø методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;
Ø коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;
Ø непосредственное участие менеджеров в деятельности группы на всех этапах как условие согласованной работы;
Ø честность и доверие к людям;
Ø умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается своей работе;
Ø этика бизнеса — золотое правило менеджмента;
Ø качество личной работы и ее постоянное совершенствование
Ø опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. В совокупности используемых методов можно выделить :
— методы науки управления.
— методы управления;
Методы науки управления — это способы решения проблем управления.
В системе методов науки управления немаловажное значение имеет подсистема методов проведения исследований.Основу данных методовв менеджменте составляют: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование. (диалектический подход)
Применение данных методов прежде всего позволяет последовательно выделять и обосновывать категории сущности, формы, содержания, взаимосвязи и взаимодействия. Это они и группы связей, формируемые на их основе, приводят построения системы закономерностей менеджмента (абстрагирование и выделение).
Под методами управления понимаются способы, подходы, приемы, позволяющие наиболее эффективно организовать выполнение процедур и операций, принятие решений и достижения целей организации.
Методы управления можно разделить на:
Ö Методы исследования, сбора, передачи и анализа информации. |
Ö Методы принятия решений (моделирование, прогнозирование). |
Ö Методы контроля за выполнением решений |
Ö Методы воздействия (на исполнителей и/или на саму организацию). |
Первые три из них — это методы реализации управленческих функций, последний — метод воздействия на деятельность фирм, организаций в целом и их персонал, включая каждого отдельного работника.
Методы осуществления функций менеджмента весьма разнообразны и многочисленны. Они будут рассмотрены в соответствующих разделах, посвященных конкретным функциональным подсистемам.
Свойства методов зависят от всех элементов системы менеджмента. При этом главное воздействие на их характер оказывают цели, принципы, функции и персонал управления .
Таким образом, в методах концентрируются свойства, присущие системе менеджмента.
Принципы менеджмента указывают на качественную направленностьуправленческой деятельности. Методы же определяют уже количественную меру этой направленности.
Так, принцип материального стимулирования указывает на необходимость справедливого вознаграждения за вклад работника в конечные результаты деятельности фирмы, а соответствующие этому принципу методы устанавливают конкретную величину оплаты за трудовой вклад.
СИСТЕМА МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УПРАВЛЯЕМЫЙ ОБЪЕКТ.
Для менеджмента приоритетное значение имеют методы воздействия на людей, так как главная задача менеджеров заключается в обеспечении высокопродуктивной деятельности каждого работника, независимо от его должности и рода выполняемой в организации работы.
Условием эффективности применения методов менеджмента выступает их комплексное использование, направленное на одновременное удовлетворение объективно присущих людям экономических (имущественных), организационных, социальных и психологических интересов.
В зависимости от особенностей этого воздействия различают методы (см. табл.).
Параметр | Методы | ||
Организационные (административные и организационно-правовые) | экономические | социально-психологические | |
1.Основа использования | Законы государственности и права, правовые интересы | Экономические законы и экономические интересы | Законы социально- психологического развития, социальные интересы |
2. Орудия воздействия | Административно-правовые и организационные формы | Экономические формы | Социально- психологические факторы |
3. Объекты соблюдения | Организационно-правовая среда | Экономическая среда | Благоприятный социально-психологический климат |
4. Место в рыночной экономике | Вспомогательный метод | Исходный и основополагающий метод | Обеспечивающий основополагающий метод |
5. Главная нагрузка в аппарате управления | Руководитель с аппаратом управления и контроля | Экономические службы | Общественные организации и руководитель |
Система методов используемых в управленческой деятельности может быть подвергнута декомпозиции на уровни государства, организации и подразделения. Для получения синергетического результата работы системы необходимо взаимоувязывать интересы всех уровней.