Основные концепции менеджмента
В основу современной теории и практики управления положены следующие концепции:
1. научное управление;
2. административное управление;
3. управление с позиции психологии и человеческих отношений;
4. управление с позиции науки о поведении человека.
Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником был Фредерик Уинсоу Тейлор (1856 – 1915), книги которого «Цеховое управление» (1903) и «Основы научного менеджмента» (1911) считают началом признания менеджмента наукой.
Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента.
В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа:
1. создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы;
2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев;
3. сотрудничество рабочих и администрации в деле научной организации труда;
4. равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.
Представители школы научного управления – Генри Гант, Фредерик и Лилия Гилберт, Гаррингтон Эммерсон, Генри Форд.
К 1916 г. сформировалось школа научного управления, благодаря которой менеджмент был признан наукой и было доказано, что методы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике организации и производства.
Концепция административного управления была направлена на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841 – 1925) утверждал: «Управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать».
Основные положения концепции А.Файоля изложены в его работе «Общее и промышленное управление» (1916г.). В основе его воззрений лежит положение, что любое предприятие состоит из двух основных систем:
1. материальной – включает в себя производительный труд работников, средства труда и предметы труда;
2. социальной – представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ.
А. Файоль сформулировал 14 основных принципов управления:
1. Разделение труда. Целью разделения труда является повышение эффективности труда каждого работника в отдельности и организации в целом. В основе разделения труда лежит специализация, необходимая для рационального использования рабочей силы применительно ко всем видам труда, как управленческого, так и исполнительского.
2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности.
3. Дисциплина. Предполагает соблюдение правил поведения работников в конкретных ситуациях.
4. Единоначалие. Каждый работник должен получать распоряжения только от своего непосредственного руководителя. Этот принцип противоречит рекомендациям Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.
5. Единство руководства. Все виды деятельности, преследующие одну и ту же цель, должны осуществляться под руководством одного начальника и в соответствии с единым планом.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. Интересы государства должны быть выше интересов граждан.
7. Вознаграждение – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей работников посредством повышения заинтересованности работника в своем труде.
8. Централизация – это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности.
9. Иерархия – это цепь руководителей от самого высшего до самого низшего ранга.
10. Порядок. А.Файоль подразделял порядок на материальный – «всему свое место и все на свое место» и социальный – «каждому свое место и каждый на своем месте».
11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации, ведет к дополнительным издержкам, является следствием плохого управления.
13. Инициатива. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал.
14. Корпоративный дух. Сила предприятия заключается в объединении персональных усилий всех его работников.
А.Файоль разделял администрирование на шесть основных групп управленческих операций, к числу которых относятся:
1. технические и технологические – изготовление готовой продукции;
2. коммерческие – закупка сырья и полуфабрикатов, реализация готовой продукции;
3. финансовые – привлечение и распределение заемных средств и инвестиций;
4. охранные – обеспечение сохранности собственности предприятия и безопасности его работников;
5. учетные – бухгалтерский учет и отчетность, инвентаризации, аудиторские проверки и т.п.;
6. административные – управление персоналом.
Руководство вышеперечисленными операциями в совокупности А.Файоль обозначал термином «общее управление». Однако основным предметом исследований были лишь административные операции. Остальные пять групп операций А.Файоль рассматривал исключительно как объект воздействия административной функции.
Для работы с персоналом большое значение имеют личные качества менеджера. А.Файоль разработал перечень таких качеств:
Физическое здоровье;