Жизненный путь в понимании психолога 4 страница

Позиция другого типа личности заключается, например, в четком отделении своего собственного жизненного мира, интересных для него задач, важ­ных для него дел от дел и интересов (служебных, семейных и т.д.) окружающих. Значимые для него отношения (связи, контакты) он последовательно и активно реализует, незначимые поддерживает «для вида». С такой позицией молодого мужчины ино­гда сталкивается женщина; она напрасно стремится укрепить, завоевать его отношение к себе, не дога­дываясь, что он может иметь такие же отношения с любой другой на ее месте. Этот человек легко сменит одну работу на другую, одних друзей на других, если новая обстановка поможет ему достичь своих целей. Это эгоцентрическая (если не эгоисти­ческая) жизненная позиция.

Долго и упорно психологи и даже социологи (например, Морено) пытались в качестве главного фактора выделить и исследовать субъективные от­ношения, т.е. симпатии и антипатии людей. Однако при таком подходе реальные отношения людей из поля зрения выпали, а ученые оказались в плену субъективизма, поскольку симпатии и антипатии ча­сто бывают необоснованными и даже неосознаваемы­ми. Хотя они и сказываются в жизненных отноше­ниях, но не могут заменить реальных объективных отношений людей (деловые отношения людей, как правило, не строятся на симпатии или антипатии). «Жизнь,— писал Рубинштейн,— это процесс, в ко­тором объективно участвует сам человек. Основной критерий его отношения к жизни — строительство в себе и в других новых, все более совершенных, внутренних, а не только внешних форм человеческой жизни и человеческих отношений» 20.

Жизненная позиция личности может быть опре­делена и через ее активность, но тогда важно не только раскрыть активность как психологическую особенность самой личности и ее сознания, но и показать, как она реализовала свои возможности, способности, свое сознание в своей жизненной по­зиции. Речь идет о том, насколько она применила свои способности, в какой мере сознательно она живет.

Выше были приведены примеры достаточно по­следовательных позиций. Однако возможны и их раз­двоенные, противоречивые варианты. Человек счи­тает себя принципиальным, любит поговорить о сво­их принципах, однако реально использует свое про­фессиональное положение для своей выгоды, может обмануть, подвести, сделать назло. Его «двойная игра» в конечном счете кроме материальных при­обретений приводит к одним потерям (теряется ува­жение близких, коллег, прочность профессионального статуса, профессиональное мастерство, автори­тет и т.д.).

Другой тип противоречивой позиции проявляется в своеобразных жизненных «метаниях»: человек то принимает решения продвигать свои дела (защиту диссертации, «карьеру»), то замыкается в семейном кругу, откладывая первые до «лучших времен», по­том бросает и то и другое, решив начать жизнь «заново», меняет семью, работу. Позиция такого человека (и он сам) ненадежна, неустойчива, ха­отична, хотя в каждом начинании он берется все «наладить», «устроить», «организовать». Он до кон­ца так и не узнает, чего хотел и чего достиг в жизни.

Жизненная позиция имеет исходную объектив­ную характеристику — участие личности в сферах, где социальная жизнь наиболее интенсивна, пер­спективна, где сконцентрировано множество возмож­ностей. Одни люди начинают жизнь с того, чего другие добиваются только к концу жизни. Это и культурная среда, и возможности образования, и бо­лее или менее благоприятная социальная ситуация, в которой они оказываются независимо от своей воли и усилий. Но существует и «бедная социальная среда», или обстановка, лишенная значительных возможностей, событий. Попадая в такие условия, личность оказывается в бесперспективной жизнен­ной позиции, которая объективно не способствует ее развитию. Но и от человека как субъекта зави­сит, достигнет ли он более высоких успехов, добьет­ся ли более оптимальных условий. Личность как субъекта жизни характеризует стремление, направ­ленность на развивающие, более оптимальные сфе­ры жизни, потребность в собственном развитии.

Когда мы говорим о роли социальных условий в жизни отдельного человека (при равенстве прин­ципов труда, прав, свобод и т.д.), то они также могут оказаться более или менее благоприятными для его развития (вовремя и в лучшем учебном заведении полученное образование, благоприятные возможности для освоения профессии и т.д.) 21. Более благоприятные условия в свою очередь могут повышать активность личности, которая более ин­тенсивно (чем другая при тех же условиях) реализует их в профессиональной деятельности, дополняя их своими личными усилиями, способностями, что в совокупности и образует активную жизненную по­зицию.

Однако можно привести много примеров из жиз­ни семей крупных ученых, художников, т. е. людей, предоставивших своим детям исходные оптималь­ные условия для развития, из которых видно, как протекция родителей при поступлении в институт, на работу и т. д. парализуют собственную мотива­цию, потребности молодого человека. Эти благопри­ятные условия еще должны «согласоваться», сов­пасть с внутренними потребностями, возможностями, активностью детей. Иногда молодой человек полу­чает так много, что это закрывает для него перспек­тиву собственного развития и движения, лишает мо­тивации достижения, потребности жить на свой страх и риск. Именно поэтому нужно говорить о пропорци­ональности объективных и субъективных моментов в жизненных отношениях и позиции личности.

И при отсутствии благоприятных социальных условий личность может благодаря своей актив­ности добиться перспективной жизненной позиции (вырваться из провинции, из профессиональных традиций семьи, поступить в лучшее учебное заве­дение страны, в совершенстве овладеть профессией, сочетать учебу и работу и т.д.).

Жизненная позиция — это не только жизненные отношения, но и способ их реализации, отвечающий (или не отвечающий) потребностям, ценностям лич­ности. Человек может иметь активные жизненные устремления, высокие нравственные ценности, но способ организации жизни (иногда неумение, иногда страх, иногда пассивность в реализации) может про­тиворечить этим исходным «добрым намерениям», его жизненная позиция оказывается не соответ­ствующей этим стремлениям, потребностям. Тогда он или начинает оправдывать себя в своих же гла­зах, или пытается изменить такую позицию.

Анализ своей жизненной позиции дает в своих дневниках С. Л. Рубинштейн. В связи с внезапной болезнью отца, который лишился адвокатской практики и возможности материально обеспечивать семью, он очень рано (вначале нравственно-психологически, а затем и жизненно-практически) стал стар­шим в семье, опорой родителей и братьев. Позиция старшинства и связанная с ней ответственность ста­ла его ведущей позицией на всю жизнь, определила его отношения и с близкими, и с «дальними», про­явилась и в его личной, и в научной жизни.

Жизненная позиция — это выработанный лич­ностью при данных условиях способ своей общест­венной жизни, место в профессии, способ самовы­ражения. В отличие от субъективных отношений (смысла, картины и даже концепции жизни) жиз­ненная позиция — это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и най­денный характер их реализации, который и опреде­ляет дальнейший ход жизни.

Если основные жизненные отношения личности интегрированы, отвечают ее исходным намерениям, то ее позиция характеризуется целостностью, целе­направленностью и даже гармоничностью. Если основные отношения не связаны между собой, а спо­соб их осуществления не соответствует им, то такую жизненную позицию можно назвать неустойчивой, неопределенной, а личность — неуверенной. Такая личность не готова к жизненным переменам, не­ожиданностям, жизненным трудностям.

Бывают такие варианты жизненной позиции, когда она оказывается оторванной от реальной жиз­ни. Это происходит с творческими личностями, ког­да они не могут реализовать себя в науке или ис­кусстве, или с людьми, которые сугубо внешне, по­верхностно участвуют в практической жизни и фак­тически занимают позицию неучастия. Их жизнен­ные отношения случайны, но это замаскировано их собственными иллюзиями.

Жизненная позиция — это определенное сложив­шееся образование, имеющее свою относительно фиксированную структуру, что не исключает ее из­менчивости, возможности развития. Жизненная позиция может быть охарактеризована на разном уровне конкретности, начиная от эмпирически-опи­сательного и кончая сущностно-абстрактным. Важ­ную ее характеристику составляют жизненные про­тиворечия, которые в результате такой или иной позиции или обостряются, или сглаживаются. Например, личность максимально активна, но не мо­жет данным способом реализовать ее, и, наоборот, у личности отсутствуют готовность, активность, зрелость, казалось бы, в самой оптимальной жиз­ненной обстановке. Легко получаемые материальные блага развращают личность, вырабатывают опасную иллюзию вседоступности и вседозволенности, фор­мируют установку на легкую жизнь. Жизненная позиция характеризуется и противоречиями, и спо­собом их решения (конструктивным, пассивным, поверхностным и т.д.), который показывает, умеет ли личность соединить свои индивидуально-психо­логические, статусные, возрастные возможности и притязания с условиями жизни, умеет ли непроти­воречиво скомпоновать эти условия.

В эпоху застоя жизненные позиции многих лю­дей, как это ни парадоксально, не вступали в про­тиворечие с общественными требованиями в силу внутренних компромиссов, на которые (сознательно или бессознательно) шли люди. Однако личностная цена, которую им приходилось платить за этот ком­промисс, состояла в глубоких личностных потерях и в деградации личности. Занимая позицию «лишь бы уцелеть», «перебиться», люди, сохраняя жизнен­ное благополучие, теряли собственные цели, идеалы, смелость и широту натуры, становились мелкими обывателями. Желая сохранить возможность твор­чества и самореализации в искусстве, человек по­падал в зависимость от чуждых искусству людей, верил некомпетентным оценкам, оказывался связан­ным круговой порукой со спекулировавшими его талантом и постепенно терял свое творческое вдох­новение, превращался в ремесленника.

Реализацию жизненной позиции во времени и в обстоятельствах жизни, соответствующую динами­ческим характеристикам жизненного пути, можно назвать жизненной линией. Такая линия — типич­ный для данной личности способ изменения во вре­мени, в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Жизненная линия — это определенная последова­тельность (или непоследовательность) личности в проведении, реализации своей жизненной позиции, верность себе, своим принципам и отношениям в из­меняющихся обстоятельствах. Она также имеет свои типологические характеристики. У одних жизнен­ная линия последовательна, она укрепляет, выве­ряет жизненную позицию, у других она непоследо­вательна, хаотична, у третьих — застойна, ведет к регрессу личности. В жизненной линии сказывается, прежде всего, потенциал возможностей, присущих жизненной позиции, которые разворачиваются, об­наруживают себя в дальнейшем ходе жизни.

Жизненная линия — это не только линейное, но и иерархическое образование, т. е. каждый более высокий, достигнутый личностью уровень жизни открывает более далекую перспективу, более широ­кие возможности (веер возможностей), жизнь приоб­ретает большую структурированность. Однако это зависит не только от того, предвидит ли личность будущее, а именно от того, насколько конструктивна была ее исходная позиция. Здесь имеет место жиз­ненное продвижение личности (подобно интеллек­туальному продвижению), подъем на более высокий уровень, что характеризуется все новыми жизнен­ными достижениями. «Моя жизнь всегда шла по восходящей, несмотря на жизненные потери, ее со­провождавшие, несмотря на то, что порой она при­нимала трагический оборот»,— писал в своих днев­никах С. Л. Рубинштейн 22. Основной характеристи­кой прогрессивной жизненной линии является не­прерывное обратное влияние результатов предшест­вующего этапа (решений, поступков и т.д.) на по­следующий. Это обратное воздействие достижений жизни на личность, умножение достижений жизни на ее собственные возрастающие возможности мы называем вторичными условиями ее развития.

Занятая личностью позиция «сидеть сложа руки» приводит к непоправимым изменениям в ее жизни: она испытывает разочарование, в ней на­капливаются злоба к людям, мстительность, кото­рые и проявляются в ее последующих жизненных отношениях (таковы вторичные последствия жиз­ненной позиции личности, которые ведут к ее де­градации). Однако иногда человек, заняв активную позицию, может растратить себя на «переделку мира», включиться в решение социально тупиковой ситуации, но потом изменяет себе, занимает пассив­ную, отстраненную позицию. Ему не хватает жизненного разума, чтобы отделить бесплодность своих личных усилий, связанных с тупиковой социальной ситуацией, от собственных личностных возмож­ностей, он переживает поражение и принимает его как судьбу. Траектория жизненной линии здесь прерывается.

На протяжении жизни изменяются основные жизненные отношения личности, которые иногда на­талкиваются на внутреннюю инерцию: способ жиз­ни и отношение (например, с детьми, с мужем) коренным образом изменились, а человек пытается жить по-прежнему. Жизненную линию определяет жизненная зрелость (или незрелость). Последняя иногда и в пожилом возрасте проявляется в инфан­тилизме — переоценке своей значимости, своих воз­можностей, неадекватной «размашистости» (новая семья, новое дело закладываются без учета жизнен­ных сил). Напротив, жизненная зрелость проявля­ется в равнодушии к «соблазнам», в преодолении препятствий, в отстаивании своей линии жизни. Человек осознает необходимость решать жизненные противоречия или сдать жизненные позиции.

Некоторые противоречия возникают в процессе самой жизни, ее объективного хода, закономерного или случайного, но их общая черта в том, что они не могут быть разрешены личностью, даже если она проявляет активность, изобретательность, все свои способности. Другие противоречия, будучи объек­тивны по своей природе, не зависят от хода жизни конкретной личности и требуют для своего разре­шения активного участия целых групп людей, а не только усилий отдельной личности. Третьи разреша­ются самой личностью, ее усилиями и активностью, четвертые — только данной отдельной личностью. Такова в целом первая группа объективных по про­исхождению и определенных по степени возмож­ности их разрешения личностью противоречий.

Другая большая группа противоречий обуслов­лена особенностями самой личности, организующей жизнь. Вмешательство личности в ход жизни, ком­позиция ею своих жизненных отношений (противо­речивая или гармоничная по отношению друг к другу) порождают внутриличностные и социально-психологические противоречия. В качестве основания для классификации противоречий жизненного пути необходимо определить способ организации личностью жизни, т. е. жизненную позицию лич­ности, и способ проведения этой позиции во времени и в обстоятельствах жизни — жизненную линию. Для характеристики личности как субъекта жизне­деятельности чрезвычайно важен выбираемый ею способ разрешения противоречий.

Классификации жизненных противоречий, таким образом, основаны на разных моделях организации жизни личностью. Одной из наиболее распростра­ненных является модель резких перемен в жизни вследствие изменения жизненной позиции. Напри­мер, уход большого спортсмена, достигшего славы, на другую, гораздо более скромную работу — тре­нера и т.д., обнаруживает или прочность внутрен­ней личностной позиции, или ведет к внутреннему кризису. Сохранение активности при изменении жизненной позиции позволяет отделить подлинно личностную активность от тех социально-психоло­гических опор (славы и т.д.), которые поддержи­вали личность прежде. Другой моделью, в известном смысле противоположной первой, является модель возникновения внутренних противоречий и кризиса как результата отсутствия каких-либо желательных для личности жизненных перемен, жизненных до­стижений.

Иногда позиция внешне, казалось бы, непротиво­речивая, изменяясь и развиваясь, выливается в та­кие отношения, которые личность не может удер­жать или непротиворечиво соединить. Когда отно­шения в семье исходно являются компромиссными, неподлинными, подрастающие дети и новые отно­шения с ними обнаруживают несостоятельность позиции жены (мужа) или их взаимоотношений.

Наиболее яркой иллюстрацией неспособности решать жизненные противоречия являются два фе­номена — уход и возложение ответственности. Уход личности проявляется в самых разнообразных фор­мах: уход из семьи, в другую профессию, в другую возрастную группу и т. д. Однако этот феномен при разнообразии его жизненных форм является симптомом того, что личность хочет избежать труд­ностей. Любая форма ухода, как правило, связана с противоречивой ситуацией, в которой оказалась лич­ность, с ее неспособностью продуктивно разрешать противоречия или их длительно выдерживать. На первый взгляд некоторые формы ухода могут вос­приниматься как проявление активности личнос­ти — поиски новой жизненной позиции, перемена направления жизни, жизненной линии (новой семьи, новой профессии). Однако «уходившие» люди ука­зывали на отсутствие сил для продолжения прежней жизни, выполнения прежней роли.

Другой феномен ухода личности от противоре­чий — возложение ответственности — также прояв­ляется в самых разнообразных формах, в которых фактически занижается роль «я», роль личной ак­тивности, имеет место отсутствие инициативы или избежание ответственности. «Возложение ответст­венности» определяется нами как стремление лич­ности переложить ответственность на других. Пере­ход от нравственной регуляции к юридической (об­винения, порицание окружающих, начальство и т.д.), религиозность как возложение ответственности на внеличностные силы (судьбу и т.д.) — все это формы падения активности, неспособности отстоять собственную позицию.

Негибкость жизненной позиции проявляется в стремлении сохранять свои взгляды на жизнь, «принципы», привычки, круг общения и т. д. неиз­менными. Это часто присуще старческому возрасту и выражается в нежелании перемен (путешествий, встреч и т.д.). Однако такое состояние довольно часто проявляется и у молодых, и в зрелом возрасте как нежелание что-либо изменять в жизни, что-то «сдвигать со своих привычных мест», проявлять активность, идти навстречу трудностям. Такие люди во всех отношениях придерживаются ритуальных правил, твердого распорядка. Для них важна не мудрость, которая свойственна возрасту, а форма субординации старших и младших, мужа и жены, педагога и учеников. Они скорее согласятся разру­шить сложившиеся отношения, по существу сломать свою жизненную позицию, чем изменить привычный для них стиль жизни.

Возрастные противоречия обостряются противо­речиями, связанными со сменой жизненной позиции, с изменением жизненной линии, жизненной направленности. Наиболее сложным этапом жизни трудновоспитуемых подростков является их переход от этапа жизни в колонии к этапу новой трудовой жизни. Предполагается, что в колонии они прошли перевоспитание и, попадая в хорошие, передовые коллективы, сразу должны успешно включиться в трудовую жизнь. Однако часто они уходят с работы, бросают «благополучную» жизнь и даже уезжают в другие города в поисках близкой себе группы. Чем объяснить это возвращение к прошлому? Неэф­фективностью перевоспитания?

В этих и аналогичных случаях сама личность до поры до времени не разрешает противоречий: происходит чисто внешняя перемена жизни, пусть даже и радикальная. Новый образ жизни не при­сваивается личностью: она должна перейти от при­нудительного к добровольному способу жизни, что требует не только времени, но и внутренней пере­стройки. Противоречия, связанные с изменением (потерей, удержанием, «переосмыслением») жизнен­ной позиции, являются наиболее трудными для жизни личности. Жизненная позиция может ме­няться или оставаться неизменной в зависимости от характера и способа решения противоречий, конфликтных ситуаций, причем для изменения жиз­ненной позиции как таковой необходимо разрешение жизненно значимых противоречий, ситуаций и т.д. Жизненно значимыми, жизненно важными явля­ются только те противоречия, которые служат сред­ством, способом изменения взглядов, привычек, от­ношений личности с обществом, с самим собой и т.д. Противоречия, разрешаемые только на «сло­вах», приводят к демагогии, к нежеланию на деле отказаться от своих установок, «принципов», к «изо­бразительной деятельности».

В период застоя за декларациями, правильными словами не стояли правильные действия. Непра­вильно было бы думать, что постоянное разрушение связи слова и реального дела не разрывало естест­венной психологической связи намерения и дейст­вия, а сама личность не утрачивала своего воле­изъявления. В личной жизни это зачастую приводи­ло не только к потере личностью истинных мотивов, но и к утрате ею чувства, что это ее собственная жизненная позиция, что отчуждало личность от ее жизни.

Наступившая эпоха гласности дала возможность многим людям открыто признать не только свои достижения, но и потери, трудности, причем как на общественном, так и на личном уровне. Гласность в постановке жизненно значимых проблем позволи­ла выявить их важность, прежде всего, для самого человека, а не только для общества, как это практи­ковалось в предыдущие периоды. Индивид получил право на признание своей личной свободы, неза­висимости как право на собственную жизненную позицию, мнение, даже на свою личную трагедию. Плюрализм мнений открыл возможность не только самостоятельно выбирать позицию, но и последова­тельно отстаивать (изменять, перестраивать) ее на всех этапах жизни.

Личность получила право на решение своих сугубо личных проблем без привлечения «официаль­ных» инстанций. Таким образом, социалистический плюрализм становится гарантом того, что личные проблемы каждого перестают быть под обществен­ным контролем, что и является гарантом права на личную жизнь. Признание каких бы то ни было личных противоречий не является признаком ни идеологической неустойчивости, ни низкой произво­дительности труда, а лишь правом личности решать их по своему усмотрению. Мнение коллектива те­ряет общественно-нормативную функцию «добро­вольного принуждения» и приобретает другие — совета, порицания, одобрения.

Разрешение жизненных противоречий осущест­вляется человеком на уровне повседневных, быто­вых проблем, ситуаций. Контроль за «жизненным раскладом» (в семье, на службе) необходим для поддержания нравственного здоровья не только че­ловека, но и общества в целом. Исследования вен­герскими социальными психологами причин само­убийств свидетельствуют о важности своевременного самоконтроля, об опасности утраты чувства цен­ности собственной жизни, ответственного отношения к будущему своих детей 23.

Преобладание внутренних противоречий личности над общественными — не нарушение социалисти­ческой морали, а показатель того, насколько лич­ность в состоянии справиться с их решением самосто­ятельно. Анализируя направленность личности на решение внешних проблем, надо, прежде всего, вы­явить истинные мотивы этой направленности, источ­ники недовольства личности своим положением в об­ществе: имеется ли оно в действительности или яв­ляется показателем неспособности личности занять это положение, пустоты ее жизни и т.д.

Интересные примеры можно привести из прошло­го. В России существовал суд присяжных, и, как отмечает известный советский историк психологии Е. А. Будилова, и судьи, и присяжные прекрасно знали психологию людей, что помогало им выявлять противоречия, сложные ситуации, связанные с преступлениями и нарушениями законов. Поэтому они могли отделить личные мотивы преступления от тех, которые, скажем, были типичны и даже попу­лярны в определенных слоях общества, группах на­селения, отделить глубоко личный конфликт от традиционного и т.д. 24

В подходе к противоречиям внутреннего мира личности, часто выплескивающимся наружу, прини­мающим социально типичные и даже массовые фор­мы, важно учитывать связь ее внутренних проблем и жизненных социальных обстоятельств. Связь эта обнаруживается только при рассмотрении целостно­го жизненного пути личности. Нельзя абсолютизи­ровать только внешние, социальные или только внутренние причины противоречий. Например, при изучении проблемы самоубийств в Венгрии, число которых в последние годы катастрофически росло, вначале отдельно рассматривались только личные или только социальные их причины и традиционные формы их разрешения. Когда же к проблеме подош­ли комплексно, т.е. стали анализировать и экономи­ческие, исторические и собственно личные причины, то выяснилось, что при общем довольно высоком жизненном уровне реальный уровень жизни людей из разных слоев населения сильно различается, бо­лее того, есть группы, живущие за чертой бедности. Однако не бедность сама по себе является причиной преждевременного ухода из жизни, а бедность на фоне сознания того, что в социалистическом общест­ве все должны быть равны. Бедность рассматривает­ся личностью как социальная несправедливость. Венгерский психолог К. Яро считает, что противоре­чия социалистического общества наиболее концент­рированно и остро проявляются и сосредоточиваются в сфере семьи, личной жизни, в малой группе.

Плюрализм подразумевает богатство, всю палитру оттенков человеческой жизни со всеми ее труд­ностями, противоречиями, «разрешимыми» и «не­разрешимыми». При оценке человеком своей жизни всегда присутствует момент субъективности, и имен­но он в первую очередь заслуживает самого прис­тального рассмотрения и всестороннего анализа 25. Именно он выступает результирующей и движущей силой реальной жизни человека, ее достижений и потерь. Поэтому, как говорилось выше, удовлетво­ренность (или неудовлетворенность) жизнью являет­ся серьезным показателем ее реальной проблемности. В любом сложном положении, в любой жизнен­ной ситуации помимо ее «диагноза» должно при­сутствовать осознание ее проблемности, а в этом осознании на первом месте должно стоять понима­ние самоценности жизни для самого человека. Ка­кие бы противоречия ни разрывали человека, он должен решать их с позиций ценности своей жизни и для самого себя, и для общества.

Однако можно разрешить любую ситуацию, пере­менив свою жизненную позицию (уйти из семьи, с работы, бросить любимое дело, изменить жизненным принципам). Но это будет внешнее решение, внеш­нее изменение, которое, если противоречие носит принципиальный характер, возобновится в новой форме и в новой ситуации. Поэтому стратегия жиз­ни должна, по-видимому, заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Когда, обсуждая проблемы роста числа разводов, обрати­лись к психологу с вопросом, где же выход, он ответил так: если нельзя устранить все причины конфликтов и противоречий в семье, то можно сде­лать только одно — научить людей их разрешать.

Конечно, не нужно создавать проблемы искусст­венно и раздувать конфликты там, где их нет. Но нельзя закрывать глаза и оттягивать решение набо­левших проблем, назревших конфликтов. Некото­рые люди, желая сохранить устоявшуюся жизнен­ную позицию, сложившиеся отношения, оттягивают решение внутренних конфликтов. Это можно понять. Но незаметно серьезный конфликт разрушает лич­ность, отнимает душевные силы, выводит из состоя­ния душевного равновесия, оборачивается внутрен­ним оцепенением, падением активности, интереса к жизни.

Нередко думают, что внутренние противоречия — это только разлад с самим собой, борьба разных побуждений. Однако это не так. Например, такое, казалось бы, внешнее несоответствие размера оклада статусу или способностям, большому объему выпол­няемой работы, отсутствие условий для профессио­нального роста являются причинами глубоких внут­ренних переживаний. Сорокалетний мужчина начи­нает считать себя социально несостоятельным, не способным прокормить семью и т.д. Его пережива­ния, как кажется на первый взгляд, не принимают формы противоречий. В силу отсутствия условий для полноценной реализации своих способностей возникает озлобление, появляется чувство скуки, неудовлетворенность. Именно эти переживания при­водят к внутренней ломке личности: к отказу от профессиональных интересов, к появлению ориента­ции на карьеру, «денежную должность» и т.д. Создается как бы иерархия противоречий, когда к внешним противоречиям надстраиваются внутрен­ние, образуя противоречия второго порядка. Иногда исчезает желание бороться за жизнь, соответствую­щую возможностям человека. В подобных ситуациях человек нередко обращается к алкоголю, под дейст­вием которого его поведение изменяется так, что он сам лишает себя «прав» на улучшение своей со­циальной ситуации. Лечение такого человека — это забота не только медиков, но и психологов, которые помогли бы ему решить его жизненные противоре­чия.

Долгие годы из общественного сознания исклю­чалась проблема противоречий, хотя в теории ут­верждалось, что противоречия — основа развития. Они чаще всего отождествлялись с недостатками, с негативными явлениями. Между тем противоречия приносят личности не только «вред», но и «пользу», поскольку их разрешение, как правило, способству­ет ее развитию. Важно только, чтобы человек мог найти их правильное решение, чтобы он имел силы и потребность их преодолевать. Польские психотера­певты, сталкиваясь с больными, находящимися в так называемых пограничных состояниях, крити­ческих для душевного здоровья, утверждают, что часто таким людям бывает полезно испытать силь­ное потрясение, пережить и разрешить конфликт.

Подлинное разрешение противоречия вызывает у человека удовлетворенность, внутреннее облегчение, которое, однако, часто игнорируется окружающими, да и самим человеком. А между тем, даже если жизненная ситуация продолжает оставаться труд­ной, противоречивой, найденное решение придает человеку новые силы для построения новой жизнен­ной стратегии. Не надо бояться таких «пересмот­ров», считая их изменой самому себе, своей позиции, не следует упорно держаться за то, что сохранилось только в нашем воображении или памяти, тогда как в реальной жизни уже давно разрушилось.

Наши рекомендации