ТЕМА 3. Процедуры и техники психологического консультирования
Основные принципы выбора целей и направленности психологического воздействия. Распределение ответственности в консультативном процессе. Позиции психолога в консультативном процессе. Достижение психологического эффекта.
Интервью как основной метод консультативной психологии, его виды, структура. Интервью как специальный метод анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, создания большей мобильности его внутреннего мира.
Отличие интервью от других методов работы практического психолога. Индивидуализированность интервью. Построение предмета взаимодействия психологом и клиентом.
Вопросы как основная техника консультирования. Правила постановки вопросов. Открытые, закрытые, альтернативные, косвенные, проективные, уточняющие вопросы, вопросы-«фильтры», правила их применения. «Фокус-анализ» вопроса.
Внимающие техники: поощрение, перефразирование, отражение чувств, прояснение, обобщение. Цель, способ, условия их реализации. Приемы уточнения, пересказа и дальнейшего развития мыслей собеседника. Уточняющие и углубляющие формулировки. Альтернативные формулировки. Использование парадоксальных вопросов. Акцентирование и анализ эмоциональных переживаний. Молчание в психологическом консультировании, его смысл и значение для консультативного процесса. Работа с молчащим клиентом.
Влияющие техники: интерпретация, обратная связь, директива, совет, воздействующее резюме, конфронтация, письмо психолога клиенту, домашнее задание. Цель, способ, условия их реализации. Неэффективное и эффективное воздействие.
Работа со снами. Характеристика подсознательного в сновидениях. Интерпретация снов.
Закономерности динамики мышления в проблемных ситуациях. Совершенствование культуры рефлексии содержательного затруднения: развитие культуры переживания конфликта; воспитание «чувства» собственного мышления.
Сопротивление, перенос и контрперенос в консультативном процессе. Условия и правила работы с данными явлениями.
Постановка целей. Требования к цели. Технологии формирования и оценки целей клиента. Технологии принятия решений. Индивидуальные стили принятия решений. Приемы и техники, используемые на этапе постановки целей.
Методы исследования и обследования, коррекции и развития в психологическом консультировании.
Ошибки в психологическом консультировании, их причины, способы устранения. Проблемы начинающего консультанта. Способы определения эффективности психологического консультирования.