Основные этапы развития зарубежной конфликтологии
Как и в отечественной конфликтологии, в зарубежной науке основной вклад в развитие конфликтологических знаний внесли психологи, социологи и политологи.
Но существуют несколько обстоятельств, отличающих зарубежную (преимущественно западную) конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта пробовали создать еще в ХIХ в. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемой проблеме. Только в США конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. С конца 60-х гг. готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие – западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер.
Однако вернемся к трем наукам, изучающим конфликты.
Психология
В рамках этой науки условно выделяются два этапа: начало ХХ в. – 50 гг.; конец 50-х гг. – наше время. В первой половине века конфликт не выделялся как самостоятельный объект изучения. Психологов интересовали причины
и последствия этого явления. На рубеже 50-х – 60-х гг. появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине ХХ в. выделяются:
· психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К.Г. Юнг);
· социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
· этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
· теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдслей);
· фрустрационно-агрессивное (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н. Миллер);
· поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);
· социометрическое (Д. Морено, Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд);
· интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:
· теоретико-игровом (М. Дойч);
· теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);
· теория и практика переговорного процесса (Р. Фишер, Д. Прюитт,
Д. Рубин, У. Юри).
Социология
Первые попытки создать социологическую теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ в. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления.
Приблизительно в это же время развивалась марксистская теория конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:
· глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямопропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов;
· вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов;
· открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов;
· поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая, в свою очередь, зависит от идеологической унификации членов коллектива;
· степень насильственности конфликта прямо пропорциональна степени поляризации господствующих классов;
· уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.
Несколько позже, в конце ХIХ в. появились работы немецкого социолога Георга Зиммеля. Его «Социология» (1908) ознаменовала собой появление нового направления изучения конфликта – функциональной теории конфликта. Зиммель также предполагал универсальность изучаемого явления, предполагал, что полностью гармоничное объединение людей вообще не может существовать. Объясняется это тем, что конфликт служит своеобразным механизмом саморазвития общества, и не будь конфликта, социум оставался бы всегда на одной ступени развития. Структуры же, лишенные динамики, в условиях нашего мира нежизнеспособны.
Огромное значение имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. Ученый первым обратил внимание на такие особенности: во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника. Порочный круг замыкается.
Проблема конфликта пронизывает все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога Макса Вебера: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни. При анализе властных отношений Вебера интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания. В центре понимания конфликта лежит противодействие материальных и идеальных интересов различных статусных групп.
В первой половине ХХ в. проблема конфликта в социологии развивалась в рамках системно-функциональной школы. Интенсивно развивались прикладные социологические исследования, велся поиск эффективных путей решения конфликтных ситуаций местного уровня. Однако уже в середине ХХ в. появились новые теории конфликта.
Структурный функционализм как направление исследования конфликта был сформулирован и обоснован Т. Парсонсом (1902–1979) в работе "Структура социального действия", в которой конфликт рассматривается не как следствие, а как причина дестабилизации общества, как социальная аномалия. Поэтому главной задачей становится поддержание бесконфликтного существования общества. Схема действия, основанная на рациональном понимании субъектом своих собственных интересов, представляется Парсонсу недостаточной. В состав исходных элементов социального действия – целей, средств и условий действования – он вводит и понятие нормы, которая проистекает из веберовского понимания действия. Если субъект действия учитывает в своих намерениях и целях реакцию других, то само это учитывание становится своего рода нормативным требованием к формулировке целей.
В середине ХХ в. теория позитивно-функционального конфликта стала основой книги Льюиса Козера "Функции социального конфликта" (1956),
в которой автор обосновал и положительную роль конфликта. По мнению Козера, борьба между группами способствует разряжению напряжения, выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга, конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого конфликт должен быть управляем.
В конце 50-х гг. немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «конфликтная модель общества». Она зафиксирована в основном труде ученого – «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе». Дарендорф утверждал, что общество в каждый момент своего существования меняется на всех уровнях, поэтому любое общество испытывает и все виды разноуровневых конфликтов. Этот ученый рассматривал марксизм как одно из серьезнейших направлений в развитии наших представлений о действительности, и его теория подверглась влиянию последнего. В частности, он взял за основу понимания классового конфликта марксовскую теорию превращения «класса-в-себе» в «класс-для-себя».
В начале 60-х гг. американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте – «общую теориюконфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта – статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. Можно сказать, что эта теория находится на стыке социологии и психологии.
В 1962 г. появляется работа Н. Смелсера «Теория коллективного поведения», в которой развиваются некоторые мысли Парсонса. Здесь ученый рассматривает те формы коллективных действий, которые обычно рассматриваются как иррациональные. К их числу относятся разного рода возмущения, бунты, формы коллективного помешательства, паники. Коллективное поведение он определяет как «мобилизацию на основе некоторых убеждений, которые по-новому определяют социальное действие».
В дальнейшем наметилась тенденция интеграции различных подходов к изучению конфликта.
Политология
Собственно конфликтологические теории в этой группе отсутствуют. Однако в области изучения конфликтов сделано настолько много, что не сказать ничего об этой отрасли знаний просто невозможно.
Теория политических групп. Ее создателем считается Вильфредо Парето (1848–1923). Он выдвинул концепцию элиты. Как неодинаковы люди по их биологическим показателям, так неодинаковы и общества, социальные группы, среди которых есть более качественные, элитарные, занимающие лучшие места у кормушки. Борьба за звание элиты – суть социальных конфликтов. Круговорот элит обеспечивается именно такими конфликтами
и способствует эволюции общества.
Свои представления о конфликтах и их причинах дают Гоэтано Моска (один из отцов политологии), Франц Оппенгеймер (немецкий историк) и др. А вот французский социальный мыслитель Жорж Сорель (1847–1922) высказал предположение, что ход истории иррационален. Она вся состоит из неконтролируемых, спонтанных конфликтов, которые благо уже потому, что существуют.
В противовес ему некоторые ученые (Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет) попытались сформулировать теорию политической стабильности, найти те рычаги, которые способны поддерживать общество в состоянии покоя.
Становление конфликтологической практики происходит в 70-е гг. ХХ столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.
Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации – разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях.
Однако следует иметь в виду, что пользоваться на практике неадаптированными зарубежными методиками не рекомендуется, так как в разных странах и культурах конфликты имеют специфические особенности и то, что приемлемо для одних народов, для других может оказаться категорически неприемлемым и нанести вред.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что изучает конфликтология?
2. Охарактеризуйте основные этапы развития отечественной конфликтологии.
3. Охарактеризуйте основные направления развития зарубежной конфликтологии.