V этап - оценка эффективности и коррекция ухода.

Сестринский процесс как основа оказания сестринской помощи

Сестринский процесс— образ мышления и действий по отношению к основным объектам сестринского дела — людям, окружающей среде, здоровью. Это метод организации и оказания сестринской помощи, который

включает в себя пациента и сестру как взаимодействующих лиц. Их необходимо рассматривать как личности и относиться к ним с должным уважением.

Сестринский процесс– это научно- обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путем планомерного решения возникающих у него проблем. Понятие процесс (от латинского processus – продвижение) означает последовательную смену действий (этапов) для достижения какого либо результата.

Цели сестринского процесса включают:

Ø определение потребностей пациента в уходе;

Ø определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей или результатов

ухода;

Ø применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение

потребностей пациента;

Ø оценку эффективности сестринского ухода.

Преимущества использования сестринского процесса:

1. Системность, продуманность и планирование предоставляемого сестринского ухода;

2. Индивидуальность, учет клинических, личностных и социальных особенностей пациента;

3. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

4. Соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

Сестринский процесс направлен:

1. На обеспечение качественного оказания помощи;

2. Укрепление и сохранение здоровья пациента, семьи, общества;

3. Профилактику заболеваний.

Организационная структура сестринского процесса состоит из 5 этапов.

I этап – Сестринское обследование.

На данном этапе медицинские сестры собирают и оформляют данные о

состоянии пациента. В результате сестринского обследования могут быть

получены следующие данные:

В ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Пациент должен доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о нем позаботятся должным образом и на уровне, соответствующем достижениям современной медицины.

Пример сбора информации о пациенте. Больная, Елена Ивановна Самойлова, 56 лет, пенсионерка, страдает ишемической болезнью сердца. При беседе медицинская сестра выяснила, что последние 2 недели пациентка

отмечала появление отеков на ногах, которые увеличивались к вечеру и уменьшались по утрам. Вызванный на дом участковый врач назначил лечение и рекомендовал в течение нескольких дней определять водный баланс. Пациентка принимала назначенные медикаменты, в том числе и мочегонные препараты, но особого улучшения не было. Она стала чаще и обильнее мочиться. Кроме того, ей часто хотелось пить, и она в больших количествах употребляла чай, молоко, компоты и воду. Что такое водный баланс и как его определить, больная не знает.

II этап – Установление проблем пациента и формулирование

Сестринского диагноза

Сестринская проблема (сестринский диагноз) -это клиническое суждение медицинской сестры, в котором дается описание реакций пациента

на фактически существующие и возможные проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья, с указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.

Греческое слово diagnosis – "распознавание, определение" для врача означает установление причин страдания на основе выявленных симптомов. Сестринский диагноз — это также продуманный вывод, основанный на анализе и интерпретации информации, полученной при обследовании, но он фокусируется на реакциях пациента, связанных со здоровьем, а не на распознавании болезней.

Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в США в середине

1950-х годов. Официально принято и закреплено в 1973 году. Каждый диагноз медицинская сестра должна обосновать применительно к

конкретному пациенту.

Цель сестринской диагностики – разработка индивидуального плана ухода для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем.

Классификация проблем пациента (сестринских диагнозов):

Настоящие проблемы– это те проблемы, которые беспокоят пациента на момент обследования.

Например: головная боль; нарушение сна.

Потенциальные проблемы– это те проблемы, которые не существуют в настоящий момент, но они могут появится с течением времени.

Например: риск возникновения пролежней, гипостатической пневмонии, развития контрактур у неподвижного пациента; риск возникновения нарушения мозгового кровообращения при высоком АД; риск падения и травм у пациентов с головокружением.

Приоритетные проблемы– наиболее значимые для жизнедеятельности пациента и требующие первоочередного решения.

Например: неотложные состояния.

Второстепенные проблемы– не представляют особой опасности, допускают отсрочку сестринского вмешательства.

В зависимости от уровня нарушенных потребностей существует вторая классификация проблем пациента (сестринских диагнозов):

Физиологические проблемы:

1. боль;

2. дыхательная недостаточность;

3. сердечная недостаточность;

4. хронический запор;

5. сенсорные изменения.

Психологические проблемы:

1. дефицит знаний (о заболевании, зож);

2. страх, тревога;

3. беспокойство;

4. апатия;

5. депрессия;

6. страх смерти.

Духовные проблемы:

1. Проблемы высшего порядка (смысл жизни).

Социальные проблемы:

1. беспокойство о финансовом положении;

2. дефицит досуга.

III этап – Планирование сестринского ухода.

На третьем этапе сестринского процесса медицинская сестра составляет план сестринского ухода за пациентом с мотивацией своих действий.

План сестринского ухода– это подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения целей ухода. Медицинская сестра должна руководствоваться стандартами сестринской практики.

Планирование сестринского ухода осуществляется при обязательном участии пациента и членов его семьи.

Вначале медицинская сестра определяет цели вмешательства и их очередность.

Цель – это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по каждой из выявленных проблем пациента.

Цели сестринского ухода могут быть: краткосрочными и долгосрочными.

Краткосрочные цели– могут быть достигнуты в течение короткого времени (1-2 недели). Предполагают решение остро возникших проблем и профилактику острых осложнений.

Долгосрочные цели– связаны с реабилитацией пациента (более 2-х недель).

К целям ухода предъявляют следующие требования:

1. конкретность.

2. реальность, достижимость.

3. временные пределы.

Содержание обучении может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного

уровня качества жизни.

Медицинская сестра должна привлекать пациента и/или его близких к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

В рассматриваемой ситуации план обучения может быть следующим:

1) в течение 20 минут пациентке объясняют значение и суть определения

водного баланса, чтобы убедить больную в необходимости его

самостоятельного определения;

2) в течение 15 минут пациентке рассказывают о диурезе, правилах сбора

мочи и подсчета ее суточного количества;

3) в течение 15 минут пациентке объясняют правила измерения и подсчета

количества выпитой жидкости;

Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей:

• в познавательной сфере — Елена Ивановна будет знать и понимать суть определения водного баланса через 2 суток;

• психологической сфере — Елена Ивановна будет психологически готова самостоятельно определять водный баланс через 5 суток;

• эмоциональной сфере — Елена Ивановна будет правильно понимать важность контроля за водным балансом ко вторым суткам.

IV этап – реализация плана ухода.

Выделяют 3 основных типа реализации плана действий:

1. Зависимые– выполняются по назначению врача, но с использование знаний, умений и навыков медицинской сестры (инъекционное введение лекарственных средств, зондовые манипуляции).

2. Независимые– выполняются медицинской сестрой на основании самостоятельно принятого решения в силу своей компетенции, без указаний врача.

3. Взаимозависимые– медицинская сестра осуществляет совместно с другими медицинскими работниками.

Также сестринские вмешательства могут быть:

1. Постоянные– медицинская сестра берет на себя управление нарушенными функциями организма (помогает есть, пить, двигаться).

2. Временные– уход осуществляется до восстановления нарушенной функции.

3. Реабилитирующие– направлены на повышение качества жизни пациента.

Реализация плана ухода – это развивающийся процесс, и сестра должна

систематически уточнять план реализации, вносить в него коррективы.

V этап - оценка эффективности и коррекция ухода.

Данный этап включает реакцию пациента на вмешательство, мнение

пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в

соответствии с определенными стандартами.

Оценка может быть следующей:

1) пациент осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык;

2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;

3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки.

В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась

с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения.

Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.

В любом случае медицинская сестра сообщает пациенту о результатах обучения, потому что он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

Методы оценки:

1. Текущая оценка – проводится на основе непосредственного наблюдения за осуществлением ухода.

2. Ретроспективная оценка - проводится после реализации плана ухода.

Сестринская документация при таком подходе включает:

1. карта сестринской оценки состояния пациента (по заранее выделенным потребностям);

2. план сестринского ухода (по данным, целям и результатам);

3. протокол сестринских вмешательств (по манипуляциям и процедурам).

Если за запланированный срок цель сестринского ухода не достигнута, следует выяснить причины неудачи, внести необходимые коррективы и составить новый план сестринского процесса, начиная с первого этапа.

Сестринский процесс– это инновационная технология для отечественного здравоохранения. Поэтому необходимо обдуманное и

совместное усилие для его внедрения.

Сестринский процесс является частным технологическим процессом, имеющий тесную связь с другими технологическими процессами в технологии оказания медицинской помощи населению. Поэтому внедрение

только данного процесса, без оптимизации других технологий видится нецелесообразным. И даже отдельно существующий сестринский стандарт деятельности должен обязательно обсуждаться всей группой специалистов,

участвующих в оказании медицинских услуг.

Наши рекомендации