Подходы к завершению и разрешению конфликта

Выделяют четыре основных подхода к разрешению конфликта:

1. силовой или принудительный

2. законодательный

3. аналитический

4. переговорный.

Переговоры считаются наиболее эффективным и универсальным подходом к разрешению конфликта.

Если стороны очень эмоциональны или по другим причинам не в состоянии договориться сами, для ведения переговоров приглашают посредника. Существуют различные формы посредничества. Все большее распространение получает такая форма посредничества как МЕДИАЦИЯ - одна из возможных процедур по урегулированию конфликта, особая форма переговоров, включающая участие третьего лица (стороны) нейтрального по отношению к участникам конфликта и независимого от них. Задача этого нейтрального третьего лица (стороны) помочь конфликтующим самостоятельно найти взаимоприемлемое соглашение по урегулированию спорных вопросов и достигнуть его, т.е. медиатор не дает советов и рекомендаций, а занимается максимально эффективной организацией процесса переговоров.

На эффективность переговоров по разрешению конфликта влияют стратегия и тактика взаимодействия, выбранные каждой из сторон.

РАБОТА С ТРУДОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ

ТРУДОВОЙ КОНФЛИКТ – это конфликт наемных работников и работодателя, направленный на изменение системы взаимоотношений между ними. Чаще всего обе стороны действуют через своих представителей.

Трудовые конфликты могут принимать разные формы, в зависимости от количества участников, степени их организованности, юридической оформленности. В зависимости от формы конфликта роль конфликтолога в работе с ними очень различается.

Формы трудовых конфликтов:

Рестрикционизм – сознательное ограничение работниками своей производительности труда, использование не в полную силу своих физических и умственных способностей при выполнении служебных обязанностей.

Абсентизм (абсентеизм) - отсутствие работника на рабочем месте как по уважительной, так и без уважительной причины (скрытый прогул).

Саботаж – направленное на нанесение ущерба, остающееся в рамках «буквы закона» сознательное, умышленное неисполнение, небрежное исполнение лицом либо группой лиц своих служебных или иных обязанностей, искажение требований к обязанностям, мешающее их адекватному исполнению; скрытое противодействие осуществлению нежелательных мероприятий.

Демонстративные акции протеста - любые действия работников или их представителей, призванные привлечь внимание общественности, СМИ к их проблемам и требованиям и, через это, воздействовать на работодателя.

Забастовка – организованная коллективная акция протеста работников, проявляющаяся как совместные действия по отношению к работе: коллективным отказом от работы, от отдельных видов деятельности, от прекращения работы и т.д.

Бунт – массовая стихийная аффектированная акция протеста против действий или намерений работодателя, сопровождается нанесением ущерба средствам производства, агрессией, возможны силовые действия.

Схема Основные формы трудовых конфликтов (со стороны работников).

Подходы к завершению и разрешению конфликта - student2.ru

Работать со скрытыми формами конфликта крайне сложно, т.к. необходимо сначала доказать их существование. Для этого применяются различные формы анализа: экономический, управленческий, анализ внутренней организационной среды и особенностей организационной культуры. Здесь владельцам и руководителям предприятия требуется помощь скорее консультанта по управлению, а лишь затем конфликтолога.

Открытые трудовые конфликты – особенно забастовки и демонстративные формы протеста являются основными конфликтами, для работы с которыми приглашают конфликтолога.

Специфика открытых трудовых конфликтов заключается в том, что:

· обычно в конфликте задействованы группы людей, имеющие собственные интересы, взгляды, подходы к пониманию причин и особенностей данного конфликта, что сразу создает антагонизм и высокое эмоциональное напряжение, быстро формируется «образ врага»;

· есть взаимозависимость сторон и возможность влиять друг на друга через важнейшее условие – работу предприятия, где работодатель заинтересован, как минимум, в эффективности, бесперебойности, прибыльности работы, а работники - в достойных условиях труда, росте компенсационного пакета и стабильности работы. Одна из сторон, как правило, более заинтересована в работе предприятия, что позволяет второй использовать данный интерес для силового давления.

· Представители каждой из сторон в процессе конфликта и его разрешения должны «сохранять лицо», т.е. действовать так. чтобы не утратить поддержку и уважение своих сторонников, а это ограничивает свободу выбора вариантов решения и может вызвать действия, усугубляющие конфликт, но повышающие популярность представителя стороны.

Конфликтолог может выполнять ряд различных функций при работе с трудовым конфликтом, в зависимости от того:

· кто обратился за помощью,

· каковы на данный момент взаимоотношения с другой стороной,

· какова стадия развития конфликта,

· насколько каждая из сторон допускает вмешательство в свои действия третьего лица и т.д.

Основные виды деятельности конфликтолога при работе с трудовыми конфликтами:

Переговоры – это процесс адекватной коммуникации, эффективного просвещения и ответственного использования власти с целью взаимной выработки, обмена и выполнения определенных обещаний, которые приводят к реалистичным и прочным соглашениям

Конфликтологическое консультирование — это вид интеллектуальной профессиональной деятельности, в процессе которого квалифицированный консультант собирает информацию о конфликте и предоставляет объективные и независимые рекомендации, обеспечивающие адекватную оценку особенностей конфликта, эффективное решение проблем, и способствует внедрению этих рекомендаций в практику.

Конфликтологическое консультирование, или "разрешение проблемы", представляет собой работу с одной стороной в случае невозможности привлечения или нежелания второй стороны участ­вовать в какой бы то ни было процедуре разрешения данной ситуа­ции. Нередко вторая сторона не знает о работе, проводимой с первой стороной. Консультирование может быть направлено, как на работу с содержанием конфликта: его причинами, интересами и отношениями сторон, так и на процедурные аспекты урегулирования конфликта, последующих переговоров, которые сторона будет вести самостоятельно.

Наши рекомендации