Аннотация к рабочей программе (модулю)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ
Б3. Б.1 Психология
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
С федеральным государственным образовательным стандартом и
учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению подготовки бакалавриата
Педагогическое образование,
Профиль Безопасность жизнедеятельности
(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры)
с указанием профиля
Составители: Двоеглазова М.Ю.,канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Ежова Е.А.,канд. филос. наук, доценткафедры психологии Синкевич И.А, канд. пед. наук, доценткафедры психологии Тучкова Т.В., канд. филос. наук, доцент кафедры психологии |
Наименование дисциплины
Б3. Б 1. Психология
Аннотация к рабочей программе (модулю).
Цель освоения дисциплины «Психология» -реализация социально-психологических компетенций в области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, предполагающая:
· повышение уровня образованности и компетентности специалистов в вопросах научной психологии
· формирование у студентов представлений о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека;
· формирование знаний о развитии психологических особенностей личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества;
· выработку у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания наиболее целесообразных приемов, форм методов, средств психолого-педагогической деятельности.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) «Психология», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы:
· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю):
№ п/п | Наименование раздела дисциплины (модуля) | Форма самостоятельной работы | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы |
Модуль I. Общая психология | ||||
1. | Раздел I. Введение в общую психологию: 1.1. Предмет психологии. Структура современной психологии 1.2. Развитие психики в филогенезе | Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе Реферат | Собеседование, проверка эссе защита реферата | |
2. | Раздел II. Личность и деятельность: 2.1. Сознание как высшая форма развития психики 2.2. Личность, ее структура и проявления. 2.3. Деятельность. | Контрольная работа Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме Вопросы для самостоятельного изучения | Проверка контрольной работы Защита реферата Собеседование | |
3. | Раздел III. Индивидуально-типологические особенности личности: 3.1. Темперамент. 3.2. Характер 3.3. Способности. | Тестирование, решение психологических задач Подбор и решение психологических задач, конспектирование Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме | Выполнение тестов Проверка решения психологических задач, конспектов Защита реферата | |
4. | Раздел IV. Эмоционально-волевая сфера личности 4.1.Эмоции 4.2.Воля. | Подготовка сообщения на тему «Способы управления эмоциями» Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование | Заслушивание сообщения Проверка результатов тестирования | |
5. | Раздел V. Познавательная деятельность личности 5.1. Внимание. 5.2. Ощущение. 5.3. Восприятие. 5.4. Память. 5.5. Мышление. 5.6. Речь. 5.7. Воображение. | Составление таблиц: «Особенности развития внимания в онтогенезе» «Приемы развития внимания». Тестирование. Вопросы для самостоятельного изучения. Составление доклада на тему: «Приемы развития памяти». Составление аннотации на книгу, решение психологических задач. Конспектирование. АСТ-тестирование | Проверка таблиц Выполнение тестов. Собеседование. Прослушивание доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования. | |
Модуль II. Социальная психология | ||||
1. | Раздел I. Введение в социальную психологию 1.1.Становление и развитие социальной психологии как науки 1.2.Методологические принципы и актуальные проблемы социальной психологии4 | Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе Реферат | Собеседование, проверка эссе защита реферата | |
2. | Раздел II. Проблема общения в социальной психологии 2.1.Межличностные отношения. Проблема общения. 2.2.Общение как обмен информации (коммуникативная сторона общения). 2.3.Интерактивная сторона общения. 2.4.Общение как взаимопонимание и взаимопознание людей (перцептивная сторона общения) | Контрольная работа Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме Вопросы для самостоятельного изучения | Проверка контрольной работы Защита реферата Собеседование | |
3. | Раздел III. Проблема группы в социальной психологии 3.1.Социально-психологическая среда. 3.2.Психология больших социальных групп 3.3.Социально-психологические параметры малых групп 3.4.Структура власти в малой группе. 3.5.Проблема развития социальной группы. | Тестирование, решение психологических задач Подбор и решение психологических задач, конспектирование Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме | Выполнение тестов Проверка решения психологических задач, конспектов Защита реферата | |
4. | Раздел IV. Личность в социуме 4.1.Проблема соотношения личности и социума. 4.2.Проблема социализации. 4.3. Социальное развитие человека. 4.4. Личностные сценарии, роли и установки | Подготовка сообщения Участие в разборе кейс-заданий, Информационно-аналитическая работа (реферирование и аннотирование, составление библиографии по теме, поисковая работа с различными, источниками информации АСТ-тестирование | Заслушивание сообщения Защита реферата Проверка аннотации. Проверка результатов тестирования | |
5. | Раздел V. Прикладное значение социальной психологии Актуальное состояние и перспективы социальной психологии | Составление таблиц: Тестирование. Вопросы для самостоятельного изучения. Составление доклада Составление аннотации на книгу, решение психологических задач. Конспектирование. АСТ-тестирование | Проверка таблиц Выполнение тестов. Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования | |
Всего: | ||||
Модуль III. Возрастная психология | ||||
1. | Предмет, задачи и методы возрастной психологии. | Контрольная работа Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме Вопросы для самостоятельного изучения | Собеседование, проверка эссе защита реферата | |
2. | Методы изучения возрастных изменений в общем психическом развитии человека. | Контрольная работа Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме Вопросы для самостоятельного изучения | Проверка контрольной работы Защита реферата Собеседование | |
3. | Предпосылки, условия, движущие силы и закономерности развития. | Тестирование, решение психологических задач Подбор и решение психологических задач, конспектирование Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме | Выполнение тестов Проверка решения психологических задач, конспектов Защита реферата | |
4. | Проблема возраста и периодизации возрастного развития. | Подготовка сообщения Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование | Заслушивание сообщения Проверка результатов тестирования | |
5. | Основные ступени и возрастного развития человека: 5.1.Психологические особенности развития в младенческом, раннем и дошкольном возрасте; 5.2.Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте; 5.3.Психологические особенности развития в подростковом возрасте; 5.4.Психологические особенности развития в старшем школьном возрасте; 5.5.Психологические особенности развития в юношести, зрелости и старости. | Составление таблиц: Тестирование. Вопросы для самостоятельного изучения. Составление доклада Составление аннотации на книгу, решение психологических задач. Конспектирование. АСТ-тестирование | Проверка таблиц Выполнение тестов. Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования | |
Модуль IV. Педагогическая психология | ||||
1. | Предмет, задачи и методы педагогической психологии | Вопросы для самостоятельного изучения, Выполнение заданий в интерактивной форме, Написание эссе Реферат | Собеседование, проверка эссе защита реферата | |
Психология воспитания. | Контрольная работа Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме Вопросы для самостоятельного изучения | Проверка контрольной работы Защита реферата Собеседование | ||
Психологическая сущность процессов научения, учения и обучения. | Тестирование, решение психологических задач Подбор и решение психологических задач, конспектирование Реферат, выполнение заданий в интерактивной форме | Выполнение тестов Проверка решения психологических задач, конспектов Защита реферата | ||
Современные психологические модели обучения. | Подготовка сообщения на тему «Способы управления эмоциями» Участие в разборе кейс-заданий, АСТ-тестирование | Заслушивание сообщения Проверка результатов тестирования | ||
Психология деятельности учителя. | Составление таблиц: «Особенности развития внимания в онтогенезе» «Приемы развития внимания». Тестирование. Вопросы для самостоятельного изучения. Составление доклада на тему: «Приемы развития памяти». Составление аннотации на книгу, решение психологических задач. Конспектирование. АСТ-тестирование | Проверка таблиц Выполнение тестов. Собеседование. Проверка доклада. Проверка аннотации. Проверка конспектов. Проверка результатов тестирования | ||
Всего: | ||||
ИТОГО: |
Вопросы к зачету/экзамену
по Модулю I. «Общая психология»
1. Возникновение психологии как науки. Этапы ее становления. Определение современной психологии. Место психологии в системе наук и ее взаимосвязь с другими науками. Структура современной психологической науки. Классификация отраслей психологии.
2. Предмет психологии. Понятие о психике, психическом отражении, его особенности. Методология психологии. Методологические принципы психологии.
3. Сознание как высший уровень психического отражения, его структура и уровни работы.
4. Бессознательное, его содержание и проявления.
5. Методология, метод и методика психологического исследования. Принципы научного исследования. Уровни и этапы психологического исследования. Требования к его организации и проведению. Классификация методов психологии.
6. Наблюдение, его виды, достоинства и недостатки.
7. Эксперимент, его виды, достоинства и недостатки.
8. Опрос, его виды, достоинства и недостатки. Тесты, их виды, достоинства и недостатки.
9. Деятельность, ее структура. Освоение деятельности. Характеристика основных видов деятельности: игра, учение, труд.
10. Личность. Структура личности. Личность и индивидуальность. Личностный подход в психологии.
11. Потребности как источник развития личности. Классификация видов потребностей. Потребность и значимость объектов.
12. Мотивы поведения и деятельности человека как проявление потребностей. Их виды.
13. Самосознание личности.
14. Самооценка личности, уровень притязаний, их виды. Психологическая защита личности.
15. Темперамент. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.
16. Проблема изменчивости темперамента, учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
17. Характер, его значение. Теории характера. Природное и приобретенное в характере. Структура характера. Основные черты и свойства характера.
18. Индивидуальное и типичное в характере. Формирование характера. Учет его особенностей в учебно-воспитательном процессе.
19. Способности, их значение для человека и деятельности. Задатки и способности. Проблема наследования способностей. Структура способностей, их уровни и виды.
20. Количественная и качественная характеристика способностей. Формирование способностей.
21. Эмоции и чувства, их значение и функции. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Эмоциональные состояния и формы переживания чувств. Высшие чувства, их виды. Индивидуально-типические эмоциональные черты личности.
22. Воля, ее социальная природа. Волевой акт, его структура. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.
23. Внимание, его функции, значение и проявления. Физиологические основы внимания. Виды внимания. Факторы, определяющие внимание. Структура свойств внимания.
24. Общая характеристика ощущений, их значение. Физиологические основы ощущений. Виды ощущений, их характеристика. Основные свойства и закономерности ощущений.
25. Общая характеристика восприятия, его связь с другими психическими процессами. Физиологические основы восприятия. Основные свойства восприятия.
26. Виды восприятия, их классификация и характеристика. Индивидуально-типологические различия в восприятии. Зрительные иллюзии. Наблюдение и наблюдательность.
27. Память, ее значение в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Механизмы памяти. Запоминание, его виды и рациональные приемы его организации.
28. Сохранение и забывание. Условия прочного сохранения. Виды памяти. Индивидуально-типологические различия памяти.
29. Мышление, его значение и связь с другими психическими процессами. Особенности мышления.
30. Мыслительные процессы и операции. Формы и виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. Качества ума.
31. Речь, ее значение и функции. Виды речи. Физиологические механизмы речи.
32. Воображение. Его роль в игровой, учебной и трудовой деятельности. Физиологические основы воображения. Виды и приемы воображения. Индивидуальные качества воображения.