Отношение Толстого к себе и писательскому труду
Особенности жанра автобиографической повести.
Произведение Л.Н. Толстого «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Автобиография — повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах биографии. Автобиографическая повесть — художественное произведение, основанное на личных впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.
Выводы:
- Чем автобиография отличается от автобиографической повести? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, впечатления писателя.)
- Каковы основные особенности автобиографической повести? (наличие художественного вымысла, передача писательских чувств, эмоций, мыслей)
4.Особенности повествования в повести «Детство».
Повествование в повести ведётся от первого лица.
Три повести Толстого — не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни — детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным вниманиями то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребёнка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребёнка. Изображение чувств в «Детстве», «Отрочестве» и «Юности» напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого.Выводы:а) повествование ведется от первого лица; б) герой сам дает оценку поступкам.
Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого
Прозу Л.Н.Толстого отличает психологизм.
Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.
О своеобразии психологизма Толстого Чернышевский писал: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других….
Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».
Диалектика –движение, развитие.
Рефлексия – внутренний самоанализ человека.
Тема детства, «диалектика души» ребёнка увлекла читателей, а другие писатели позднее смогли раскрыть новые грани этой темы: Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.К.Толстой «Детство Никиты».
В статье «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого» Чернышевский указал, на две наиболее существенных черты толстовского таланта: «…глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота чувства». Выводы: Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине.
Отношение Толстого к себе и писательскому труду.
Многие читатели поражены такой прозорливостью гения Толстого, его трепетным отношением к миру детства, гуманизму, доброте. Сам автор не имеет соперника в упорном труде над своими произведениями: «Выразить словами то, что понимаешь, так, чтобы другие поняли тебя, как ты сам, - дело самое трудное, и всегда чувствуешь, что далеко, далеко не достиг того, что должно и можно». Так говорит человек, целенаправленно шедший по пути самопознания, анализа своих поступков. Верится с трудом, что яснополянский граф фиксировал в дневнике свои недостатки,упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечётком писании, невоздержанности, необдуманности., верится с трудом, но именно так и было. Всю свою жизнь великий писатель Лев Николаевич Толстой стремился ксамосовершенствованию, самовоспитанию, стремился быть нужным, полезным людям, делать добро, отличая его от зла, различать правду и ложь. Эти стремления были заложены в нём с самого детства родителями.