Анкетный метод

Это психологическое исследование путем массового опроса. Анкета — лист с вопросами в количестве от 5 до 25 и более, предлагаемыми для ответа людям определенной

категории — учащимся, студентам, молодым рабочим, лицам какой-либо профессии и пр. По ответам на вопросы исследователь судит о тех или иных сторонах

психики опрошенных лиц, например, об их интересах, идеалах, стремлениях, суждениях о книгах, кинокартинах, событиях общественной жизни и т.д. Анкеты обычно не подписываются. Этот метод исследования хорош тем. что охватывает сразу большое количество людей, однако достоверность анкетных данных лишь вероятная: некоторые из опрошенных лиц дают неточные и неполные, а то и заведомо неверные ответы, другие оставляют вопросы без ответов. Анкета дает исследователю лишь предварительную ориентировку в материале.

3. Анкетирование. В данном случае применяются опросники. Вопросы могут быть открытыми (не предполагаются варианты ответов), закрытыми (есть варианты ответов). Следует отметить, что при применении данного метода, психологи сталкиваются с некоторыми трудностями. Дело в том, что при непонимании вопроса, испытуемый, заполняя анкету, может дать случайный ответ. Кроме того, неизвестно, в каком порядке он будет отвечать на вопросы анкеты, следовательно, работа по компоновке вопросов – бессмысленна. Другой недостаток метода – несерьёзное отношение испытуемых, малый возврат анкет (вспомните, возможно, и вы когда – то выбросили психологическую анкету в мусорное ведро, или использовали её не по назначению…).

4. Моделирование. Методы моделирования применяются тогда, когда использование других методов – затруднено. Модели могут быть: техническими (прибор, устройство), математическими(математические выражения, формулы), кибернетическими (используются понятия из области информатики и кибернетики), логическими (используется символика, применяемая в математической логике).

Мы рассмотрели основные методы психологического исследования. Конечно, можно отметить и другие методы, более частные: например, биографический – сбор информации о различных этапах жизненного пути конкретного человека; метод анализа продуктов деятельности (дневники, письма), психофизиологические методы (предполагают использование специальной аппаратуры, позволяющей фиксировать некоторые физиологические параметры, например, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и т. д.).

Следует отметить, что наиболее широко распространено применение экспериментально – психологических методик: в психологии используется огромное количество тестов. Стандартизованные тестовые методики (определённое количество вопросов, варианты ответов, математический аппарат обработки данных, соотнесение полученного результата со средне-нормативными значениями); нестандартизованные качественные методики (патопсихологические методики; применяются в основном для исследования психических процессов – памяти, внимания, мышления и др., предполагают качественный анализ – анализ способов выполнения задания, поведения в момент обследования, отношения к обследованию); проективные методики (предполагается, что личностные особенности человека, особенности его эмоционального состояния «проецируются» на деятельность, отражаются в результатах; это рисуночные тесты, например, «несуществующее животное» – испытуемый рисует животное, а конкретные элементы его рисунка интерпретируются психологом, как отражающие особенности обследуемого – рога, клыки, когти – агрессия, большие глаза – тревожность и т.д.; проективными являются также интерпретативные методики – где испытуемый должен интерпретировать предъявляемый материал, например, определённую картину – психолог анализирует его рассказ; личностные особенности обследуемого проецируются на содержание картины, определяют его интерпретацию этой картины; существуют также и другие проективные методики, методики дополнения, конструирования и т.д.).

При проведении экспериментально – психологического исследования важен комплексный подход. Важно использовать разные методы и методики. Таким образом, полученная информация будет наиболее полной.

А теперь рассмотрим общую психологию. Общая психология является основой всех направлений психологической науки. В рамках общей психологии проводятся исследования психических процессов, психических состояний и психических свойств у нормального, психически здорового взрослого человека. Общая психология ориентируется на психическую норму и изучает закономерности психической деятельности в норме. В рамках общей психологии изучается история психологии, разрабатываются методы психологического исследования, проводятся исследования психических явлений. Общая психология изучает наиболее общие закономерности психической деятельности, описывает общие принципы, категории, понятия психологической науки. Без фундамента общепсихологических знаний нельзя представить развитие других областей психологии (спортивная психология, социальная психология, клиническая психология и т.д.).

Как было отмечено выше, в рамках общей психологии проводятся исследования психических процессов, психических состояний и психических свойств у нормального, психически здорового взрослого человека.

Психические процессы.При анализе психических процессов принято выделять процессы познавательные (восприятие, внимание, мышление и др.), эмоциональные (возбуждение, радость, злость и др.) и волевые (принятие решений, борьба мотивов и др.). Психические процессы обладают динамическими характеристиками; имеют опёределённое начало, течение и конец, могут иметь различную степень длительности и устойчивости.

Психические состояния – определяют состояние психики в целом, определяют особенности протекания конкретных психических процессов. Психические состояния характеризуются длительностью и устойчивостью. Примером психических состояний могут быть состояния тревоги, астении, напряженности, угнетённости, бодрости, уныния, страха, т.д.

Психические свойства – наиболее устойчивы и постоянны. Это наиболее существенные особенности личности. Они определяют специфику поведения и деятельности данного человека. К психическим свойствам личности относят темперамент, направленность, характер, способности.

Психология связана со многими науками. Обозначим некоторые взаимосвязи.

· Психология связана с философией и социологией, что позволяет осуществлять те или иные методологические подходы к пониманию психики и сознания человека, анализировать происхождение и роль психики и сознания в жизни и деятельности людей.

· Психология связана с историческими науками, знание которых обеспечивает возможность понимания того, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на отдельных этапах становления общества и общественных отношений.

· Психология связана с такими областями, как анатомия, физиология, антропология. Психологам необходимы данные о строении нервной системы, о физиологических основах психических процессов.

· Психология связана с медицинскими науками, которые дают возможность психологам осмыслить патологию психических процессов, нарушение психического развития. В свою очередь, специалисты по психологии разрабатывают методы психологической коррекции и психологические основы психотерапии.

· Психология связана с педагогическими науками; и психологам, и педагогам необходима информация об особенностях формирования личности в процессе обучения и воспитания.

· Психология связана с группой наук о трудовой деятельности; психологи изучают особенности проявлений психики в различных условиях трудовой деятельности.

· Следует особенно отметить связь психологии с математикой. Именно благодаря математике психология стала самостоятельной наукой. Именно благодаря математике психологи получили возможность более серьёзно доказывать те или иные положения, подтверждать гипотезы, и т.д. Говорят, союз математики и психологии – это «брак по расчёту». Без математических методов не представить современные психологические исследования.

В рамках самой психологии существует огромное количество различных областей. Вот лишь некоторые из них:

· Медицинская (клиническая) психология – прикладная область,занимает пограничное положение между психологией и медициной, служит целям и задачам медицины (изучение проявления болезней, этиологии и патогенеза, разработка методов лечения и профилактики), использует теоретические основы психологии и применяет психологические методы. Основными разделами медицинской психологии являются:

- Патопсихология – область, занимающая пограничное положение между психологией и психиатрией, изучает изменения психической деятельности человека вследствии психических заболеваний. Патопсихология занимается изучением закономерностей распада психической деятельности при нервных и психических заболеваниях в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

- Нейропсихология – область, которая возникла на стыке психологии, неврологии и нейрохирургии. Изучает роль отдельных систем мозга в психической деятельности. С помощью специфических психологических методов нейропсихология изучает нарушения психики при локальных поражениях головного мозга и разрабатывает методы нейропсихологической коррекции нарушенных психических функций.

- Психология дизонтогенеза – занимается изучением нарушений психического развития и разработкой методов психологической коррекции при тех или иных вариантах аномального развития.

· Возрастная психология - изучает законы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому.

· Педагогическая психология-изучает закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно – воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.

· Социальная психология- изучает закономерности поведения и деятельности людей в социальной группе, а также психологические характеристики самих социальных групп.

· Политическая психология - занимается анализом психологических механизмов политического процесса.

· Юридическая психология - изучает явления и закономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. Разделы:

- Судебная психология

- Криминальная психология

- Исправительная психология.

· Инженерная психология- изучает процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств.

· Спортивная психология- изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности.

· Сравнительная психология-наука о закономерностях, происхождении и развитии психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности.

· Зоопсихология -наука о проявлениях, закономерностях и эволюционном развитии психики животных, об онтогенетическом развитии психических процессов у животных, о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

· Существует ещё военная психология, экономическая психология, этнопсихология и многие другие направления психологической науки.

· Ещё раз рассмотрим характеристику общей психологии, как основы всех психологических знаний:

Общая психология - раздел психологии, в рамках которого:

¨ проводится изучение истории психологической науки;

¨ изучаются общие законы возникновения и развития психических явлений;

¨ изучаются закономерности познавательной деятельности человека (исследование познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления и др.);

¨ изучаются отдельные психические свойства, состояния и процессы;

¨ разрабатываются методы психологического исследования.

Основные задачи общей психологии:

- изучение объективных закономерностей психических явлений и процессов, как отражения объективной реальности;

- изучение качественных особенностей психических явлений и процессов;

- анализ формирования и развития психических явлений и процессов;

- изучение физиологических механизмов лежащих в основе психических явлений;

- важной задачей является популяризация психологии: содействие внедрению научных знаний психологии в практику.

Наши рекомендации