Практика студентов по психологии
Практика студентов является важной составной частью основных образовательных программ высшего профессионального образования. Объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами. Положение о практике разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно на основе соответствующих документов и рекомендаций Министерства образования и Учебно-методического объединения с учетом специфики подготовки специалистов (Рекомендации по организации практики..., 2001).
Основными видами практики студентов являются: учебная, производственная и преддипломная.
Учебная практикаможет включать несколько этапов. Например, это может быть ознакомительная практика в организациях и учреждениях, практика по получению первичных профессиональных умений. Перечень учебных практик по основной образовательной программе определяется вузом.
Производственная практикавключает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю специальности (исполнительская и т. п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая практики.
Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения (Рекомендации по организации практики..., 2001).
Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения, а также в организациях. Производственная и преддипломная практики студентов проводятся, как правило, в организациях.
При наличии в организациях вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Студенты, заключившие контракт с будущими работодателями, производственную и преддипломную практики проходят, как правило, в этих организациях (Рекомендации по организации практики..., 2001, с. 79).
Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации могут быть зачтены учебная и производственная практики. Преддипломную практику они проходят в установленном порядке. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях устанавливается в соответствии с КЗоТ РФ (см. Рекомендации по организации практики..., 2001, с. 80).
Содержание практикистроится на основе рабочей программы практики и индивидуальных заданий студентам. Практика как вид учебной деятельности по психологии типична для образовательных программ, направленных на подготовку психологов. В то же время отдельные психологические задания могут даваться студентам других образовательных программ в рамках их профессиональных практик.
Практика как важнейшая часть образовательной и профессиональной подготовки психологов включает различные виды практики: учебную, педагогическую, производственную, научно-исследовательскую и квалификационную. Они предполагают достижение следующих целей:
♦ освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, сотрудничать с коллегами;
140 Глава 6. Организация обучения и виды учебных занятий по психологии
♦ закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
♦ обучение навыкам решения практических задач;
♦ формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
♦ знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.
Студентам-психологам на практику могут даваться задания, направленные на:
♦ первоначальное знакомство с организацией и видами деятельности психолога;
♦ освоение определенных научно-исследовательских умений;
♦ освоение психодиагностических умений;
♦ освоение консультационных умений;
♦ освоение умений психопрофилактической работы;
♦ освоение умений психологического просвещения и обучения психологии;
♦ сбор эмпирических данных в рамках подготовки курсовой или дипломной работ.
Уже накоплен и обобщается опыт успешного проведения практик для студентов-психологов (Батурин, Молочкова, 1998).
Психологические задания могут даваться также студентам других образовательных программ в рамках их учебных и производственных практик. В этом случае одной из задач практики является формирование психологических умений, профессионально значимых для данной категории студентов. Для студентов педагогических специальностей это могут быть задания по:
♦ психологическому изучению и составлению психолого-педагогической характеристики учащегося;
♦ психологическому изучению и составлению психолого-педагогической характеристики классного коллектива;
♦ психологическому анализу урока;
♦ психологическому анализу внеклассного занятия.
Для руководства практикой назначается руководитель(руководители) практики от вуза и от организации, где она проходит. Руководителями учебной, производственной и преддипломной практик от учебного заведения назначаются, как правило, преподаватели выпускающих кафедр. В тех случаях, когда учебная практика является продолжением изучения определенных дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Для прохождения практики руководители практики от вуза устанавливают связь с руководителями практики от организации, составляют рабочую программу проведения практики, разрабатывают тематику индивидуальных заданий, оказывают методическую помощь студентам в выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов, оценивают результаты выполнения практикантами программы практики (подробнее см. Рекомендации по организации практики..., 2001).
Сроки проведения практикиустанавливаются высшим учебным заведением в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком. Сроки зави-
6.9. Внеклассная работа по психологии в школе и внеаудиторная работа в вузе 141
сят и от теоретической подготовленности студентов. Учебная и производственная практики могут проводиться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением (там же, с. 80).
Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т. п.)студентов о прохождении практики, форма промежуточного и итогового контроля прохождения практики определяются высшим учебным заведением с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов.