Глава 17. виды наказаний и их система 4 страница

Приведенные правоограничения свидетельствуют о том, что условия отбывания ареста являются более строгими по сравнению с общим режимом тюрьмы (см. ст. 131 УИК РФ).

Арест предусматривается за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, например, за умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК), побои (ст. 116 УК), угрозу убийством или причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК) и др.

Законодатель, как нам представляется, отступил от принципа справедливости при регламентации ареста. С одной стороны, арест может назначаться за преступления невысокой степени общественной опасности, а с другой - к виновным в их совершении применяются более строгие условия содержания осужденных даже по сравнению с общим режимом в тюрьме <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сундуров Ф.Р., Бакулина Л.В. Лишение свободы и права осужденных в России. Тольятти, 2000. С. 16.

В основе включения ареста в систему наказаний заложена правильная идея - предусмотреть эффективный аналог краткосрочному лишению свободы. В свое время советские ученые активно обсуждали проблему эффективности краткосрочного лишения свободы. Большинство из них пришли к выводу о недостаточной результативности лишения свободы сроком до одного года. В литературе поэтому предлагалось сохранить краткосрочное лишение свободы в виде ареста как его разновидности с интенсивным карательным воздействием на осужденного. Однако авторы УК РФ в этом отношении, как говорится, "перестарались", предусмотрев необоснованно строгие условия отбывания ареста.

Следует также отметить, что Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ вновь предусмотрено краткосрочное лишение свободы; минимальный возможный срок данного вида наказания в настоящее время равен двум месяцам (вместо шести по первоначальной редакции ч. 2 ст. 56 УК РФ). Если будет введено положение УК РФ, предусматривающее арест, то могут возникнуть трудности относительно того, когда следует назначать данный вид наказания, а когда - лишение свободы на непродолжительный срок.

Арест отнесен законодателем к группе основных наказаний. Он может назначаться сроком от одного до шести месяцев. В случаях замены арестом обязательных и исправительных работ он может быть назначен и на срок менее одного месяца (ч. 1 ст. 54 УК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 54 УК РФ арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет. Запрет в применении ареста к указанным категориям лиц обусловлен тем, что в арестных домах устанавливаются условия, близкие к строгому режиму тюрьмы. А несовершеннолетним осужденным вообще не может назначаться лишение свободы с его отбыванием в тюрьме.

В ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" установлено, что положение УК о наказании в виде ареста вводится в действие федеральным законом после вступления в силу УИК РФ по мере создания необходимых условий для его исполнения.

§ 11. Содержание в дисциплинарной воинской части

В УК РФ принято новое наименование этого наказания. Ранее оно называлось направлением в дисциплинарный батальон (ст. 21 УК РСФСР 1960 г.).

Согласно ч. 1 ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по приговору. Данный вид наказания может быть назначен также курсантам военных учебных заведений, если они до поступления в учебное заведение не отслужили военную службу по призыву, и военным строителям. Содержание в дисциплинарной воинской части не может назначаться офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы.

Как вытекает из ч. 1 ст. 55 УК РФ, это наказание может назначаться в случаях:

1. Если оно предусмотрено соответствующими статьями Особенной части УК за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК). В этих случаях срок содержания в дисциплинарной воинской части установлен в пределах от трех месяцев до двух лет.

2. Когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части на тот же срок. Иначе говоря, законодатель по строгости проводит знак равенства между содержанием в дисциплинарной воинской части и лишением свободы. Хотя следует оговориться, что дисциплинарная воинская часть не является местом отбывания лишения свободы; осужденные к этому наказанию военнослужащие продолжают проходить военную службу, но в условиях отбывания наказания. Содержание в дисциплинарной воинской части, назначенное взамен лишения свободы, может применяться как за преступления против военной службы, так и за иные преступные деяния (кража, хулиганство и др.).

Максимальный срок рассматриваемого наказания и в том и в другом случае его назначения равен двум годам, а минимальный установлен в первом случае на уровне трех месяцев, а во втором он равен минимально возможному сроку лишения свободы - двум месяцам.

Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только в качестве основного наказания. Оно относится к группе специальных наказаний, т.е. только тех, которые могут назначаться определенным категориям лиц, совершивших преступления.

Это наказание состоит в том, что военнослужащий в принудительном порядке содержится в дисциплинарной воинской части, территория которой изолируется от внешнего мира при помощи инженерно-технических средств, а внешние ее границы находятся под охраной. Осужденный военнослужащий не может покинуть расположение дисциплинарной воинской части. В соответствии с п. 8 Положения о дисциплинарной воинской части, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г., для работы и на занятия, проводимые за пределами расположения дисциплинарной воинской части, осужденные военнослужащие выводятся строем в составе отделения или взвода под охраной вооруженного караула <1>.

--------------------------------

<1> См.: Уголовно-исполнительное право: Сборник нормативных актов. М., 1997. С. 529 - 530.

В некоторых источниках утверждается, что исполнению рассматриваемого наказания сопутствует исправительное воздействие. Такое утверждение противоречит выработанному в науке мнению о том, что исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части соединяется не с исправительным воздействием, а с воинской дисциплиной и воинским воспитанием.

Осужденные военнослужащие привлекаются только для несения внутренней службы в качестве дневальных по дисциплинарной роте и рабочих в столовой (п. 5 Положения).

При содержании в дисциплинарной воинской части осужденный рассматривается в качестве военнослужащего, но после отбытия наказания он обязан продолжить службу в обычных воинских частях. Время же отбывания наказания в срок действительной службы не подлежит зачету. В порядке исключения оно может быть зачтено в этот срок только по ходатайству командования воинской части, в которой военнослужащий продолжает военную службу после отбытия наказания, и при наличии безупречной службы.

§ 12. Лишение свободы на определенный срок

1. Понятие и содержание лишения свободы. В отличие от прежнего уголовного законодательства УК РФ 1996 г. предусматривает в перечне наказаний (ст. 44) в качестве самостоятельных видов два наказания, в наименовании которых употребляется понятие "лишение свободы", - это лишение свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы, которые являются наиболее строгими видами наказаний, разумеется, за исключением смертной казни. Фактически третьей разновидностью лишения свободы выступает арест, поскольку в ч. 1 ст. 54 УК РФ арест определяется как строгая изоляция осужденного от общества.

Лишение свободы на определенный срок как вид основного наказания - это принудительная изоляция осужденного в исправительных учреждениях (ИУ). Они специально создаются для исполнения данного вида наказания. В ч. 1 ст. 56 УК РФ дается следующее определение лишения свободы: "Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму".

Термин "лишение свободы" до некоторой степени имеет условный характер. С одной стороны, с фактическим лишением свободы мы встречаемся в других отраслях российского законодательства, например, при применении административного ареста, меры пресечения в виде содержания под стражей или содержания военнослужащего на гауптвахте. В отличие от последних лишение свободы как вид уголовного наказания назначается только судом лицам, виновным в совершении преступления. Различие следует также усматривать в целях, сроках, порядке и условиях исполнения этих мер воздействия. С другой стороны, применение наказания в виде лишения свободы не означает полного лишения человека свободы. Термин "лишение свободы" в уголовном праве имеет поэтому условное и прикладное значение. Фактически речь идет о существенном ограничении (а не лишении) свободы гражданина. Но поскольку понятие лишения свободы стало общеупотребимым, вряд ли есть необходимость от него отказываться.

Основным элементом лишения свободы является физическая изоляция осужденного в ИУ. В духовном смысле также имеют место некоторые ее элементы - невозможность посещать театры, спортивные зрелища, общаться с желаемым кругом лиц и др. (хотя было бы нелишним отметить: так ли уж хотели бы "посещать театры" большинство криминальных субъектов), однако они вытекают из содержания лишения свободы и не обусловлены стремлением законодателя "разорвать" духовную связь общества с гражданами, подвергнутыми данному виду наказания. Более того, вся система правил исполнения и отбывания лишения свободы направлена на то, чтобы поддерживать духовную связь осужденного с родственниками, бывшими сослуживцами и обществом в целом.

Изоляция осужденного объективно ведет:

1) к ограничению свободы передвижения вне территории ИУ (за исключением предоставления в отдельных случаях права на ежегодный оплачиваемый отпуск с выездом за пределы ИУ и на бесконвойное передвижение);

2) к лишению права выбора места пребывания и жительства;

3) к лишению права выбора характера и рода занятия;

4) к ограничению права на общение с другими лицами, находящимися на свободе. Все эти права являются в соответствии со ст. 18 ГК РФ неотъемлемыми элементами правоспособности граждан. В то же время внутри исправительной колонии осужденные этих прав полностью не лишаются; они в соответствии с правилами режима могут свободно передвигаться по территории жилой зоны (а во время работы и на производственном объекте) и общаться с другими осужденными.

Лишение свободы ведет к ограничению в праве свободно определять свой образ жизни. Уклад жизни осужденного, его распорядок дня во всех существенных чертах регламентирован правовыми нормами. Порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы существенно ограничивают осужденного в праве на самоопределение личности.

Элементами лишения свободы являются также надзор за осужденными, ограничение их в ряде прав и возложение дополнительных (по сравнению с общим правовым статусом российских граждан) обязанностей, а также применение особых, не характерных для условий свободного общежития мер принуждения (мер взыскания и безопасности).

Все правоограничения, взятые в совокупности, и составляют содержание лишения свободы. Они в то же время составляют основное звено режима лишения свободы, который в соединении с мерами исправительного воздействия (воспитательной работой, общественно полезным трудом, получением общего образования, профессиональной подготовкой и общественным воздействием) обеспечивает осуществление карательно-воспитательного процесса, сущность которого в 60-е годы прошлого столетия раскрыл А.Л. Ременсон <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Томск, 1965. С. 16 - 18.

2. Социальная значимость и перспективы применения лишения свободы. Лишение свободы в обеих его разновидностях является, как уже было отмечено, одним из самых строгих наказаний. Поэтому чрезвычайно важным в этом отношении представляется положение ст. 60 УК РФ о том, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания. Ориентация на первоочередное применение наказаний, не связанных с изоляцией в ИУ, избирательный и взвешенный подход к назначению лишения свободы призваны обеспечить соблюдение прав подсудимых и одновременно способствовать улучшению условий отбывания данного наказания в "перенаселенных" исправительных учреждениях.

Лишение свободы, несмотря на существенные противоречия, заложенные в нем (условия лишения свободы должны научить осужденного жить на свободе), и в демократическом обществе остается одним из средств восстановления целей социальной справедливости, исправления осужденного, а также предупреждения рецидива преступлений, организованных форм совершения преступных деяний.

Однако важно и не преувеличивать его социальную значимость. Лишение свободы можно уподобить сильнодействующему лекарству, которое одновременно "лечит и калечит". Государство должно располагать точно и всесторонне выверенным уголовно-правовым инструментарием воздействия на различные категории лиц, совершающих преступления. Как нет преступления вообще, так нет и не может быть преступника вообще. Поэтому утверждать, что лишение свободы является неким универсальным средством воздействия общества на лиц, совершивших преступления, независимо от их тяжести, рецидива, личности виновных и иных обстоятельств, было бы ошибочно.

Особенно проблематичным представляется применение лишения свободы с точки зрения интересов исправления осужденных и обеспечения их правового статуса. Следует признать, что и в настоящее время в правовой регламентации лишения свободы и практике его применения не изжито стремление к причинению осужденным излишних и неоправданных с позиций сущности и целей этого наказания страданий, которые зачастую приводят к еще большему их отчуждению от общества. Причинение осужденным страданий "с запасом" несовместимо с гуманизмом, нравственными представлениями о ценности человеческой жизни, правах и свободах личности. От однобокой уголовно-правовой практики, необоснованно строгих и унизительных условий отбывания лишения свободы страдает и общество, в котором подспудно формируется психология нетерпимости, жестокости, "жажды крови". Общеизвестно также и то, что свыше 50% всех осужденных к лишению свободы страдают хроническими тяжкими заболеваниями (ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, различными психическими расстройствами и т.д.).

Наказание в виде лишения свободы на определенный срок предусмотрено в более чем 85 санкциях норм Особенной части УК РФ. Ежегодно к этому наказанию осуждаются в России в целом и отдельных ее регионах от 30 до 34% лиц от всех привлекаемых к уголовной ответственности. Немногим менее 1 млн. лиц содержатся в местах принудительного содержания (исправительных учреждениях и следственных изоляторах).

3. Сроки лишения свободы. Как справедливо подчеркивается в литературе, обязательным признаком лишения свободы является срок этого наказания, назначаемого по приговору суда. Российское уголовное законодательство не допускает назначения лишения свободы на неопределенный срок <1>. В приговоре суда должен быть точно указан срок назначенного наказания.

--------------------------------

<1> Практика вынесения приговоров на неопределенный срок тюремного заключения распространена в США.

В ч. 2 ст. 56 УК РФ предусматривается, что лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет. В случаях частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет (ч. 4 ст. 56). На срок менее двух месяцев лишение свободы может быть назначено при замене штрафа, исправительных работ или ограничения свободы лицу, которое злостно уклоняется от отбывания этих наказаний.

Несовершеннолетним осужденным лишение свободы назначается на срок не свыше 10 лет. А минимально допустимый срок данного наказания в отношении несовершеннолетних также равен двум месяцам.

В ранее действовавшем законодательстве предусматривались иные сроки лишения свободы. Так, ст. 28 УК РСФСР 1926 г. гласила, что лишение свободы устанавливается на срок от одного года до десяти лет, а по делам о шпионаже, вредительстве и диверсионных актах - на более длительные сроки, но не свыше 25 лет. УК РСФСР 1960 г. сократил продолжительность сроков лишения свободы. Данное наказание могло назначаться в пределах от трех месяцев до десяти лет, а за особо тяжкие преступления, за преступления, повлекшие особо тяжкие последствия, и для особо опасных рецидивистов в случаях, предусмотренных законом, - не свыше пятнадцати лет.

В советской литературе по уголовному праву в течение нескольких десятилетий продолжалась дискуссия о наиболее приемлемых сроках лишения свободы. Одни ученые считали достаточной для достижения целей наказания его продолжительность до 15 лет. Другие же, наоборот, обосновывали необходимость увеличения продолжительности сроков этого наказания. Законодатель, как нам представляется, обоснованно воспринял данную точку зрения. Тем не менее и в настоящее время сторонники первой точки зрения продолжают настаивать, что наибольшего эффекта в смысле предупреждения преступлений можно ожидать при лишении свободы на срок не более 9 - 10 лет <1>. Она, на наш взгляд, носит небесспорный характер. Наиболее длительные сроки лишения свободы предусмотрены за особо тяжкие преступления, совокупность преступлений и совокупность приговоров. Если бы законодатель предусмотрел в этих случаях менее длительные его сроки, то он бы отступил от принципа дифференциации уголовной ответственности и наказания. Аргументом против регламентации более длительных сроков являются и ссылки на то, что они не способствуют исправлению осужденного и специальному предупреждению преступлений. Конечно, исправление осужденного как цель наказания придает ему созидательный и осмысленный характер. Но в то же время нельзя игнорировать и другие цели наказания, в частности, восстановление социальной справедливости, которое обеспечивается справедливой карой, и общее предупреждение преступлений. Удлинение сроков лишения свободы логически вытекает из постановки перед наказанием целей восстановления социальной справедливости.

--------------------------------

<1> См.: Уголовное право России. Часть общая / Под ред. Л.Л. Кругликова. С. 381 - 382.

В смысле продолжительности сроков лишения свободы российский УК не отличается от уголовных кодексов европейских стран. Например, в Испании она предусмотрена в пределах от 6 месяцев до 20 лет (ст. 36 УК), а в некоторых случаях до 25 и 30 лет (ст. ст. 70 и 76 УК). УК Франции дифференцирует сроки заточения или заключения в пределах от 10 до 30 лет (ст. 131-1), а тюремного заключения - от 6 месяцев до 10 лет (ст. 131-4).

Как показывает изучение практики, суды в Республике Татарстан почти 80% осужденных определяли в 2006 г. лишение свободы в пределах до 5 лет (см. табл. 2).

Таблица 2

N п/п Срок лишения свободы Число осужденных
человек %
до 1 года 8,4
свыше 1 до 2 лет 18,6
свыше 2 до 3 лет 24,7
свыше 3 до 5 лет 27,9
свыше 5 до 8 лет 13,4
свыше 8 до 10 лет 3,7
свыше 10 до 15 лет 2,4
свыше 15 до 20 лет 0,8
свыше 20 до 25 лет 0,1
свыше 25 до 30 лет - -

4. Назначение осужденным вида исправительного учреждения. При регламентации лишения свободы законодатель указывает и на его виды. Оно состоит в изоляции осужденного в: 1) колонии-поселении; 2) воспитательной колонии; 3) лечебно-исправительном учреждении; 4) исправительной колонии либо 5) тюрьме (ч. 1 ст. 56 УК РФ). В ч. 1 ст. 74 УИК РФ в свою очередь закреплено, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы и лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Колонии-поселения отнесены этим Кодексом к исправительным колониям. В отличие от УК в нем, кроме того, указаны и следственные изоляторы. Если направление в лечебные исправительные учреждения и оставление осужденного для отбывания наказания в следственном изоляторе являются прерогативой учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, то вопрос об определении видов и подвидов иных исправительных учреждений решается судом при вынесении приговора.

В основе выделения видов лишения свободы лежат различия в порядке исполнения и отбывания лишения свободы в колонии-поселении, воспитательной колонии, лечебном исправительном учреждении, исправительной колонии и тюрьме. А их подвиды (ИК общего, строгого и особого режима) различаются по условиям содержания осужденных в этих колониях.

Как правило, суд определяет не только вид, но и подвид лишения свободы. Однако это делается не всегда. Например, суд только назначает лишение свободы с его отбыванием в тюрьме, вопрос же о режиме в тюрьме (общий или строгий) решается ее администрацией.

В основе дифференциации осужденных по видам исправительных учреждений заключается необходимость раздельного их содержания в зависимости от возраста, формы вины, тяжести совершенного преступления и предшествовавшего осуждения к лишению свободы. Путем раздельного размещения осужденных по исправительным учреждениям нейтрализуется отрицательное влияние взрослых на несовершеннолетних, опасных преступников на другие категории осужденных. Кроме того, дифференциация осуществляется и по этическим соображениям (например, раздельное содержание осужденных лиц мужского и женского пола).

Правила назначения осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения изложены в ст. 58 УК РФ.

Отбывание лишения свободы назначается:

а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - в колониях-поселениях. С учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения;

б) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, - в исправительных колониях общего режима;

в) мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, - в исправительных колониях строгого режима;

г) мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях особого режима.

Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме, при этом суд засчитывает время содержания осужденного под стражей до вступления в законную силу обвинительного приговора в срок отбывания наказания в тюрьме (ч. 2 ст. 58 УК РФ).

Лицам, осужденным к лишению свободы, не достигшим к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания назначается в воспитательной колонии (ч. 3 ст. 58 УК РФ).

Большинству осужденных к лишению свободы суды назначают исправительные колонии общего и строгого режима. Значительно реже назначаются ИК особого режима и тюрьма.

Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом в порядке применения мер поощрения (ч. 2 ст. 78 УИК РФ) или взыскания (ч. 4 ст. 78 УИК РФ). Иначе говоря, это изменение может влечь либо улучшение, либо ухудшение условий содержания осужденного.

Ряд важных разъяснений по вопросам назначения судами вида исправительного учреждения дал Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 12 ноября 2001 г. "О практике назначения судами видов исправительных учреждений" <1>. Пленум, в частности, указал, что закон исключает возможность назначения того или иного вида исправительной колонии по усмотрению суда. Такое усмотрение допускается только при назначении отбывания наказания в исправительной колонии общего режима вместо колонии-поселения (п. "а" ч. 1 ст. 58 УК) и отбывания наказания в тюрьме.

--------------------------------

<1> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 1.

При назначении наказания в виде лишения свободы по совокупности преступлений или по совокупности приговоров вид исправительной колонии либо отбывание части срока наказания в тюрьме суд должен назначить не за каждое преступление отдельно, а лишь при определении окончательной меры наказания.

Если при совершении лицом нескольких преступлений, одни из которых совершены умышленно, а другие по неосторожности, оно осуждено по совокупности преступлений к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, суд вправе назначить осужденному отбывание этого наказания в колонии-поселении для лиц, совершивших преступление по неосторожности, лишь в случае, когда за умышленное преступление назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

Пленум также разъяснил судам, что в силу п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание лишения свободы лицом, осужденным за совершение преступления при рецидиве преступлений, в исправительной колонии строгого режима назначается лишь в случае, если это лицо ранее отбывало наказание в виде лишения свободы. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 УК РФ при решении вопроса о признании преступления совершенным при рецидиве преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные по неосторожности, судимости за преступления, совершенные лицом до достижения им 18-летнего возраста, а также судимости за умышленные преступления средней тяжести.

В случае осуждения лица на срок свыше пяти лет за совершенное особо тяжкое преступление, а также при особо опасном рецидиве преступлений и назначения в силу ч. 2 ст. 58 УК РФ отбывания части срока наказания в тюрьме суду надлежит мотивировать в приговоре принятое решение и указать, что после отбытия части срока наказания в тюрьме осужденный мужчина оставшуюся часть срока лишения свободы должен отбывать в колонии строгого режима, если совершено особо тяжкое преступление, или в колонии особого режима при особо опасном рецидиве, а осужденная женщина - в колонии общего режима.

Поскольку при назначении вида исправительного учреждения учитывается рецидив преступлений, обремененный фактом отбывания лишения свободы за прежнее преступление, важное значение имеет вопрос о том, какие лица признаются ранее отбывавшими лишение свободы. В названном выше Постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается: "Под ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы следует понимать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление было осуждено к наказанию в виде лишения свободы и отбывало его в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении либо в следственном изоляторе в связи с оставлением для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления".

К ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относятся:

а) условно осужденный к лишению свободы, который по основаниям, изложенным в ч. ч. 3 - 5 ст. 74 УК РФ, был направлен для отбывания лишения свободы в исправительную колонию;

б) осужденный к лишению свободы, который по вступлении приговора в законную силу отбывал это наказание в следственном изоляторе в связи с выполнением работ по хозяйственному обслуживанию и по другим основаниям, указанным в ст. 77 УИК РФ;

Наши рекомендации