Тема 5. Психологическое сопровождение развития подростков
Вопросы к семинарам
1. Особенности обучения и воспитания подростков.
2. Психологические трудности подросткового возраста как объективный факт и как субъективные переживания.
3. Проблема психогенной школьной дезадаптации.
4. Формирование учебной мотивации подростков.
5. Психодиагностика и коррекция психического развития подростков.
Темы рефератов и докладов
1. Подросток как объект психологической помощи.
2. Учителя и родители как союзники в психологической помощи подростку.
3. Виды психологической помощи подросткам.
Практические задания
Задание 1.Подготовьте краткую статью в воображаемую «Энциклопедию для родителей» о подростковом кризисе. При этом воздержитесь от традиционной академичности, с одной стороны, и от навязчивой рекомендательности – с другой. Обратите особое внимание на язык статьи и на безусловное обстоятельство прочитывания этой статьи подростками раньше, чем это сделают родители.
Задание 2. Прокомментируйте приведенный текст. Выделите направления работы практического психолога с «трудными» подростками. Знания из каких областей психологии потребовались практику А. Айхорну, чтобы достичь результатов? Как Вы считаете, работа этого психолога – наука или искусство? Любой ли может воспроизвести его опыт с тем же эффектом?
В книге А. Айхорна «Непокорный подросток» обобщен практический опыт психологической работы с агрессивными индивидами. А. Айхорн показал, что неблагоприятные отношения с родителями вредно отражаются на развитии личности ребенка и такой ребенок в будущем обречен испытывать трудности в общении с другими людьми. Это та матрица, при помощи которой формируется «латентная делинквентность». Если внешние обстоятельства продолжают оставаться неблагоприятными, латентный делинквент становится открытым правонарушителем. Путь, по которому следует идти в обращении с трудным подростком, – это помочь ему установить контакт с доверяющим ему взрослым, на которого он может положиться и с кем в конечном итоге может отождествить себя, т. е. найти «Я-идеал». Внутренняя теплота А. Айхорна, его сочувствие «трудным» детям, твердая убежденность в бесполезности наказаний и беспредельное терпение сыграли решающую роль в выполнении этой задачи. Когда его подопечные встречались с ним впервые, многим он казался «слабаком», поскольку не применял наказания и как будто не замечал их агрессивных выходок. Но постепенно дети стали доверять ему, уважать и в конечном итоге любить, отождествлять себя с его образом, они становились способными к нормальному взаимодействию внутри группы и даже продвигались в школьных занятиях. Работая с другой группой подростков – «мошенников», А. Айхорн продемонстрировал, что они поддаются влиянию, если сформировать их уважение к какой-либо авторитетной фигуре. А. Айхорн полагал, что отцы, по образу которых дети создали свой «Я-идеал», сами вели жизнь обманщиков. Вследствие этого необходимый момент работы: «открыть ребятам глаза» на фигуры родителей, показав свое собственное превосходство, чтобы дать возможность подросткам самим обесценить их «Я-идеал». А. Айхорну удалось это сделать, демонстрируя свой сильный характер. Сначала его методы вызывали трепет, затем чувство зависимости, а позднее – типичные невротические реакции. Когда проявился невроз, ненормальные поведенческие модели ослабли, А. Айхорн смог общаться с подростками, используя психоаналитическую модель толкования. Его секрет, таким образом, состоял в том, что он сначала привязал подростков сильной эмоциональной связью, дав возможность их неврозу выявиться скорее в реакциях переноса, нежели в ненормальном поведении, а затем использовал психоаналитические методики.
Задание 3. С какой психологической проблемой сталкивается в каждой ситуации психолог? Если бы Вы были практическим психологом, какую программу психологического обследования Вы бы составили? Какие методики психологической диагностики и коррекции Вы могли бы в каждом случае применить?
1. Подросток 13 лет поступил в больницу с резко выраженным характерным сдвигом в виде асоциального поведения. При исследовании выявлено: значимые отношения с отцом, психологическая травма, потеря дружбы с отцом. Для привлечения внимания демонстрирует «плохое поведение».
2. Подросток, который до недавнего времени отличался устойчивым положительным поведением и отношениями с окружением, вдруг сбегает из дома. Родители с трудом разыскали мальчика в одном из подвалов в компании бомжей. Обеспокоенные его поведением, они привели подростка на консультацию к психологу.
3. Девятый класс внезапно стал «неуправляемым», хотя случаев открытого группового сопротивления или сопротивления лидеров класса не было отмечено. Зато учитель чувствовал скрытое методическое и организованное сопротивление любым педагогическим воздействиям в форме ригидного поведения, молчания, скуки, отсутствия эмоционально-заинтересованного отношения учащихся к вовлеченности в процесс обучения. Учитель решил обратиться за помощью к психологу.
Задание 4.Ознакомьтесь с текстом:
«Анализ результатов опроса подростков показал, что каждый второй подросток в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации... Причину эмоциональной напряженности в школьной обстановке они часто видят в позиции учителя, его отношении к ним. Многие из опрошенных объяснили неблагополучное эмоциональное состояние в школе личностными качествами учителей; три четверти опрошенных назвали педагогов, которые не любят детей, почти половина, по их оценкам, равнодушна к своим воспитанникам; меньше трети имеют нелюбимого учителя; только одна пятая надеется на помощь учителя в трудную минуту. Такое положение подростки объясняют «несправедливостью учителей» — 36 %; «грубостью и бестактностью» — 45 %; «равнодушием к ним» — 43 %; «нежеланием понять ученика» — 40 %.
Педагоги тоже отметили, что переживают конфликтные отношения с учащимися (65%). Шестнадцать процентов учителей признались, что учащиеся нередко вызывают у них раздражение, злость. Собранные факты свидетельствуют о том, что в настроении педагогов нередко преобладают отрицательные эмоции и отрицательные реакции на поступки и действия учащихся; равнодушие к интересам и настроениям школьников, их эмоциональному состоянию: переживаниям, радостям, успехам или неуспехам. Анализ полученных данных позволяет говорить о дискомфортных отношениях в системе «учитель — ученик», что определяет повышенную эмоциональную напряженность отрицательной направленности»[Соколова Л.Е. Формирование эмоциональной культуры у учителей лицея средствами методической работы // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: Сб. науч. ст./ под ред. А.П. Сманцера. – Минск, 1997.].
Дайте психолого-педагогический комментарий приведенным статистическим данным. Предложите собственный проект гуманизации школы.
Задание 5.А) Выберите 10 из 30 личностных качеств учителя, наиболее затрудняющих, на Ваш взгляд, педагогическое взаимодействие с подростком.
Список личностных качеств учителя:
1. Вспыльчивость. 2. Прямолинейность. 3. Торопливость. 4. Резкость. 5. Себялюбие. 6. Упрямство. 7. Обидчивость. 8. Мстительность. 9. Сухость. 10. Педантичность. 11. Медлительность. 12. Необязательность.
13. Забывчивость. 14. Нерешительность. 15. Пристрастность.
16. Придирчивость. 17. Бестактность. 18. Лживость. 19. Беспринципность. 20. Двуличие. 21. Неискренность. 22. Раздражительность. 23. Благодушие. 24. Амбициозность. 25. Злобность. 26. Агрессивность.
27. Подозрительность. 28. Злопамятство. 29. Притворство. 30. Равнодушие.
Б) Отберите 10 из 30 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов с подростком.
Список личностных качеств учителя:
1. Справедливость. 2. Терпимость. 3. Тактичность.
4. Ответственность. 5. Оптимизм. 6. Принципиальность.
7. Требовательность к себе. 8. Требовательность к ребенку.
9. Самоуважение. 10. Уважение личности ребенка.
11. Доброжелательность. 12. Эмоциональность. 13. Самообладание.
14. Уравновешенность. 15. Демократичность. 16. Уверенность в себе.
17. Инициативность. 18. Импровизационность. 19. Решительность.
20. Доброжелательность. 21. Терпеливость. 22. Артистизм.
23. Эмпатийность. 24. Целеустремленность. 25. Любовь к детям.
26. Аккуратность. 27. Энергичность. 28. Деловитость. 29. Альтруизм.
30. Великодушие.
Задание 6.Ознакомьтесь с данными статистики:
«Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Около 45—50 % школьников имеют различные формы неврозов, отклонения в развитии нервной системы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков преобладают высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У части малышей (около 65 %) доминирует низкий уровень настроения, у трети — средний, высокий — у менее чем 10%. В старших классах значительно увеличивается число учащихся с низким уровнем настроения (70 %). Средний уровень констатируется лишь у 20 %, высокий — у 5 %. Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм».
Проанализируйте приведенные данные исследований и дайте им психологическую оценку. Предложите способы улучшения эмоционально-психологического климата в школах.
Задание 7. Определите требования личностного подхода:
1. Личностный подход требует учета индивидуальных особенностей детей.
2. Личностный подход указывает на необходимость учета возрастных особенностей в воспитании и обучении.
3. Личностный подход нацеливает педагога на изучение личности воспитанника и организацию учебно-воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий детей.
4. Личностный подход предполагает участие детей в совместном обсуждении программы воспитания и обучения.
5. Личностный подход обязывает педагогов строить учебно-воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств — направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Задание 8. Составьте тест для педагогов и родителей с целью выявления их знаний в области психологии подростка. Тест должен включать не менее 30 вопросов. В каждом вопросе предусмотрены 3 варианта ответа, только один из которых верный.