Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УТВЕРЖДАЮ
Ректор Белорусского государственного университета культуры и искусств
________________________Ю. П.Бондарь
___ ______________ 201__ г.
Регистрационный № УД_________________
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине
для специальности1-21 04 01 Культурология (по напралениям)
направление специальности1-21 04 01-02 Культурология (прикладная)
специализации1-21 04 01-02 02Менеджмент международных культурных связей; 1-21 04 01-02 03 Менеджмент рекламы и общественных связей
Факультет культурологии и социокультурной деятельности
Кафедра межкультурных коммуникаций
Курс 1
Семестры 1, 2
Лекции 56 Экзамены 1, 2
Практические (семинарские)
занятия 64 Зачёт 2
Лабораторные
занятия 48 Курсовая работа 3
Аудиторных часов по
учебной дисциплине 168
Всего часов по Форма получения высшего
учебной дисциплине 344 образования очная
Составили А.В.Морозов, доктор филологических наук, профессор
Н.А.Домашевич
Минск, 2013
Учебная программа составлена на основе
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой межкультурных коммуникаций
25.09.2013 протокол № 2
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом
Белорусского государственного университета культуры и искусств
___ ______________ 201__ г.
Председатель
________________________В.М.Михеев
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Профессиональные коммуникации» является дисциплиной специализаций 1-21 04 01-02 02Менеджмент международных культурных связей и 1-21 04 01-02 03 Менеджмент рекламы и общественных связей. Такой статус обусловлен тем объективным обстоятельством, что знание основных закономерностей протекания процессов коммуникации и умение управлять ими является одной из главных компетенций менеджера-культуролога в сфере международных культурных связей, рекламы и общественных связей.
Цель данной дисциплины – формирование у слушателей теоретических представлений и практических навыков общей коммуникативной компетентности, которая позволит установить эффективную коммуникацию субъекта социокультурных связей с его целевыми аудиториями.
Задачи дисциплины:
· ознакомить слушателей с основными понятиями теории, истории, психологии и социологии коммуникации;
· составить у слушателей представление о предмете, законах, методах и базовых категориях теории, истории, психологии и социологии коммуникации как самостоятельных дисциплин;
· осуществить анализ происходящих в обществе информационно-коммуникационных процессов с точки зрения их социокультурного значения;
· сформировать у слушателей представление о коммуникации как о многоуровневом процессе, совершенствующемся и обретающем на протяжении человеческой истории всё новые и новые формы;
· обеспечить слушателей фактическими знаниями о развитии видов, уровней, форм и средств коммуникации;
· проанализировать социокультурный опыт человечества с точки зрения форм коммуникации, принятых в том или ином обществе в конкретные исторические эпохи;
· дать представление об особенностях общения в массовой коммуникации и основных психологических проблемах общения больших социальных групп;
· развить способности слушателей к эффективному общению в профессиональной и деловой среде
· привить студентам понимание необходимости формирования позитивного имиджа;
· познакомить их с приемами, используемыми при построении имиджа;
· сформировать навыки решения практических задач создания имиджа фирмы, руководителя организации или предприятия, а также, в первую очередь, имиджа личности.
В программе предусмотрена актуализация межпредметных связей с дисциплинами «Фундаментальная культурология», «Теория и история международных культурных связей», «Практика международных культурных связей», «Рекламный менеджмент в социокультурных институтах», «Современные технологии рекламы и паблик рилейшенс» и «Практика ведения международных переговоров на иностранном языке».
По окончании изучения дисциплины студенты должны знать:
· сущность социальной коммуникации;
· условия и закономерности эффективной коммуникации;
· основные линейные и структурные коммуникативные модели;
· особенности разнообразных форм и уровней коммуникации в синхронном и диахронном аспектах;
· специфику теории, истории, психологии и социологии коммуникации, их предмет, законы, методы;
· технологии решения коммуникативных проблем, способы преодоления психологических барьеров в общении;
· особенности массовой аудитории и специфику восприятия аудиторией сообщений массмедиа;
· алгоритм и технологию формирования имиджа.
Студенты должны уметь:
· применять теории и методы коммуникации для решения разнообразных исследовательских и научно-практических проблем;
· эффективно коммуницировать в различных коммуникативных пространствах;
· уметь идентифицировать формы и виды коммуникации в контексте существующих социальных практик;
· свободно оперировать фактологическим материалом, отражающим специфику процессов коммуникации в различные исторические эпохи;
· успешно дешифровать сообщения массмедиа, выявляя интенции коммуникатора и применяемые им манипулятивные тактики;
· решать задачи формирования позитивного имиджа человека, товара, фирмы с использованием необходимых приемов в соответствии с требованием конкретной обстановки.
Для того, чтобы студенты приобрели указанные выше знания и навыки, в процессе лекционных занятий следует широко использовать активные, проблемные и обзорные лекции, а в период лабораторных занятий – такие интерактивные технологии обучения, как «мозговой штурм», case-study, тематическая дискуссия, дискуссия в малой группе, выступление с презентацией и др.
В числе эффективных методов обучения, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:
– элементы проблемного и вариативного изложения, реализуемые на лекционных занятиях;
– элементы учебно-исследовательской деятельности, реализация творческого подхода, реализуемые на практических занятиях;
– коммуникативные технологии (тематическая дискуссия, «мозговой штурм», выступление с презентацией и др.);
– метод анализа конкретных коммуникативных ситуаций.
В числе эффективных методов воспитанияследует отметить:
– методы формирования сознания (рассказ, лекция, этическая беседа, диспут, доклад, пример);
– методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);
– методы стимулирования (соревнование, поощрение).
Кроме того, дисциплина предполагает:
· письменные работы по темам лекций;
· самостоятельную работу с базовыми текстами;
· текущие тесты по темам дисциплины;
· защиту рефератов;
· написание и защиту курсовой работы.
Самостоятельная работа слушателей является основным способом охвата учебного материала по дисциплине «Профессиональные коммуникации» в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель самостоятельной работы слушателей – содействие усвоению в полном объеме содержания учебной дисциплины через систематизацию, планирование и контроль собственной деятельности. С учетом содержания, цели и задач «Профессиональные коммуникации» целесообразно осуществлять такие два вида самостоятельной работы по дисциплине, как самостоятельная работа, которая обеспечивает подготовку к аудиторным занятиям, и самостоятельная работа при подготовке к зачету и экзаменам по дисциплине.
Учебным планом по дисциплине «Профессиональные коммуникации» всего предусмотрено 344 часа, из которых 168 часов аудиторных занятий. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: лекции – 56, практические (семинарские) занятия – 64, лабораторные занятия – 48.
Рекомендованные формы контроля – зачёт, экзамены.
По итогам изучения курса предусматривается защита курсовой работы.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ