Компоненты навыка чтения. Работа по формированию навыка чтения
Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством ученик учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований.
ХАРАКТЕРИСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ.
1.1. ОСМЫСЛЕННОСТЬ (СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ) ЧТЕНИЯ.
Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств.
Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
• Значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
• Содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
• Предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
• Основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения более всего обусловливает непрестанное совершенствование всех других компонентов, которые в известном смысле обслуживают его и подтягиваются к его уровню.
Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.
При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учет двух планов содержания текста:
• Фактического, предметного плана
• Смысла предметного плана.
1.2. ТЕМП (СКОРОСТЬ, БЕГЛОСТЬ) ЧТЕНИЯ.
Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту.
Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения.
1 _ 25-30 2 30-40 40-50 3 50-60 65-75 4 70-80 85-90
От скорости чтения зависит также процесс развития.
1.3. ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает, или, напротив, допускает:
• Замены • Пропуски • Перестановки • Добавления • Искажения • Повторы букв (звуков), слогов и слов • Правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста.
В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:
• Выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено
• Предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав
• Создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов
• Предварительное чтение текста про себя
• Систематический контроль учителя за чтением учащихся
• Методически верное исправление ошибок в зависимости от их характера.
• Исправляются ошибки следующим образом:
• Ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика
• Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному
• Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения
• К исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики
Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.
1.4. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.Особо следует обратить внимание на необходимость различать два явления, каждое из которых зачастую обозначают одним и тем же термином – выразительность чтения.Выразительное чтение как высший тип чтения – это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему. Стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.Выразительное чтение, как высший тип чтения в школьных условиях, как правило, применимо, во-первых, преимущественно к художественным произведениям, во-вторых, более всего имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассмотрен и понят учениками.