Различают общий и функциональный менеджмент

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организаций в целом или её самостоятельных хозяйственных звеньев.

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или её звеньев.

Такими видами специального менеджмента являются:

· инновационный менеджмент,

· производственный менеджмент,

· финансовый менеджмент,

· международный менеджмент,

· экологический менеджмент,

· менеджмент маркетинга,

· персональный менеджмент.

В любой организации общий и функциональный менеджмент существуют в единстве, составляя целостную систему менеджмента.

Учебный курс который вам предстоит освоить, может быть определен как общий менеджмент. В условиях ИНСТИТУТА, кроме него читаются лекционные курсы по отдельным видам функционального менеджмента.

Существует также самоменеджмент, т. е. самоуправление менеджера.

В любой организации, независимо от вида деятельности, менеджмент представляет собой процесс состоящий из четырёх последовательно выполняемых управленческих действий. Эти действия называются функциями менеджмента или общими функциями управления.

К ним относятся:

· планирование, включающее выбор целей и план по их достижению;

· организация – распределение задач между подразделениями или работниками и установления взаимодействия между ними;

· мотивация – побуждение к работе с использованием мер поощрения и принуждения

· контроль, который заключается в сопоставлениифактических результатов с теми, которые были запланированы. (рис. 2)

Различают общий и функциональный менеджмент - student2.ru
Все эти функции действуют в единстве, связаны между собой и вместе определяют содержание процесса управления.

 
  Различают общий и функциональный менеджмент - student2.ru

Функции менеджмента пронизывают организацию сверху донизу, но на разных уровнях каждая из них приобретает свой особый характер, имеет разный объём работ и содержание. (Рис. 3) Носителями этих функций является вся управляющая система в целом.

Менеджмент обязательно предполагает профессионализацию управления, т. е. превращение труда по управлению в самостоятельный, специфический вид труда – особую профессию, профессию менеджера.

Менеджер – это специалист профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной – области функционирования организации.

Профессиональное занятие означает, что этот специалист работает по найму, занимает постоянную должность менеджера в организации и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности организации.

Термин “менеджер” применяется для обозначения следующих категорий сотрудников организации:

· руководителей группы

· начальников отделов, служб

· руководителей производственных подразделений (начальников цехов, производств)

· администраторов различных уровней

· руководителей организаций в целом

В российской практике используются как равнозначные термины “менеджер” и “руководитель”

Как записано во многих зарубежных руководствах, менеджеры – это люди, наделенные большим объёмом работ, с которым они могут справиться только с помощью других людей, им подчинённым.

Труд менеджера имеет ряд особенностей по сравнению с другими видами управленческого труда:

· во-первых, это умственный, творческий характер труда; менеджер делает человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными;

· во-вторых, это особый предмет труда менеджера – информация, преобразуя которую они принимают решения, а также связи, отношения;

· в качестве орудий труда выступают средства работы с информацией;

· результат деятельности менеджера оценивается по достижению поставленных целей.

В работе каждого менеджера, какой бы деятельностью он не занимался, есть 5 обязательных базовых операций:

· менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей;

· во-вторых, менеджер организует. Он формирует организационную структуру, выбирает людей для выполнения задач, распределяет между ними обязанности;

· в третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из сотрудников, стимулирует их работу, осуществляет постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами;

· четвертый элемент в работе менеджера – измерение. Он устанавливает показатели, по которым оценивается результат деятельности сотрудников, и сообщает их.

· наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая самого себя.

Следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник, он может и не иметь подчиненных. Менеджера делает менеджером не власть, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты.

Менеджеры отличаются от других специалистов только этой ответственностью за работу организации.

Например, разница между начальником отдела рыночных исследований компании с аппаратом в пятнадцать человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не вкладе и функции. Оба они менеджеры.

Менеджеры являются ключевыми людьми в организации, но они различаются по роли в организации.

По месту в системе управления выделяют менеджеров трёх уровней: высшего, среднего и низового уровня.

Наши рекомендации