Организация групповой интерактивной работы

Обсуждение вопросов по теме:

– индивидуальный эксперимент, группа индивидуальных экспериментов. Специфика ме­тодического приема «анализ единичного случая»;

– обследование групп (работа с выборками), групповое проведение опытов и межгрупповые схемы экспериментов;

– представление об эксперименте как активном методе исследова­ния (в противовес «пассивно-наблюдающим»). Представление об экспе­риментальном воздействии и типах переменных;

– функциональный конт­роль независимой переменной как условие планирования и проведе­ния психологического эксперимента;

– «активные» методы в другом значении термина (организация пси­хологических воздействий, дискуссия, тренинг, деловые игры).

Самостоятельная внеаудиторная работа по теме

№ п/п Вид самостоятельной работы Форма самостоятельной работы Срок сдачи Форма отчетности
Индивидуальная Изучение литературных источников Текущая лекция, семинар (или во время индивидуальных консультаций в установленное деканатом время) Конспекты  
Групповая Разработка методологической основы и планирование этапов исследования по предложенной или самостоятельно выбранной теме Часы индивидуальных консультаций или на текущем занятии План исследования и его методологическая основа
Общая (единое задание для каждого студента группы) Подготовка реферата, презентации Текущее занятие Реферат, электронная презентация

Вопросы и задания для самостоятельного изучения

1. Изучение требований оформления научных работ (курсовых, ВКР, научных статей).

2. Проанализировать результаты психологических исследований (курсовые и дипломные работы, статьи в научных журналах).

3. Написание рефератов (на выбор студентам предложен список рефератов).

Формы текущего контроля:

Устный опрос

Тестирование

Эссе

Материалы для текущего контроля:

Вопросы для устного опроса

1. Назовите структурные компоненты методологии научного исследования.

2. Перечислите виды психологического исследования, приведите примеры тем по каждой цели.

3. Назовите и приведите примеры видов научных гипотез.

4. Дайте характеристику объекта и предмета научного исследования, приведите примеры.

1. Упорядочить этапы психологического исследования:

а) обработка результатов экспериментального исследования;

б) проведение исследования;

в) планирование и организация исследования;

г) интерпретация полученных данных.

2. Определите очередность представления методологических единиц научного исследования:

а) гипотеза исследования;

б) цель исследования;

в) объект и предмет исследования;

г) задачи исследования.

3. Гипотеза исследования – это…

а) научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически;

б) образ будущего результата, к которому должно привести исследование;

в) способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков;

г) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания.

4. Цель исследования - это …

а) научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически;

б) образ будущего результата, к которому должно привести исследование;

в) способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков;

г) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания.

5. Каков смысл тезиса о том, что научному мышлению свойственна объективность?

а) истинные ученые никогда не позволяют априорным предпосылкам влиять на результат работы;

б) измерения проводятся с помощью техники, поэтому воздействие на человека полностью устраняется;

в) наблюдения могут быть подтверждены двумя или более наблюдателями;

г) ответы на все вопросы делаются на основе полученных данных.

6. Все перечисленные ниже высказывания являются характеристиками псевдонауки, кроме следующих:

а) любые факты «объясняются» с помощью определенной теории;

б) относительно простые явления получают очень сложное объяснение;

в) псевдонаука выдается за нормальную научную работу;

г) концепция опирается на единичные свидетельства.

7. К чему, по мнению Т. Куна, приведет нежелание ученого отказаться от излюбленной теории?

а) все обнаружат нечестность исследователя;

б) теория не будет забыта научным сообществом до тех пор, пока не завершится ее тщательная проверка;

в) другие исследователи заподозрят неладное и теория будет отброшена без основательной проверки;

г) настойчивость ученого убедит остальных в истинности его взглядов.

8. Первые собственно психологические опыты проводил:

а) Аверроэс;

б) Авиценна;

в) Альхазен;

г) Алкмеон.

9. Основателем эмпиризма, точнее индуктивно-эмпирического подхода к исследованию природы, является:

а) Бенедикт Спиноза;

б) Готфрид Лейбниц;

в) Джон Локк;

г) Френсис Бэкон.

10. Кто в ХVIII веке ввел термин «эмпирическая психология»?

а) Христиан Вольф;

б) Давид Гартли;

в) Иоганнес Мюллер;

г) Поль Флуранс.

11. Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную науку произошло:

а) в 40-50-х годах XIX века во Франции;

б) в 50-60-х годах XIX века в Англии;

в) в 60-70-х годах XIX века в Германии;

г) в 70-80-х годах XIX века в Италии.

12. основателем научной экспериментальной психологии считается:

а) Иммануил Кант;

б) Вильгельм Вундт;

в) Фридрих Гербарт;

г) Френсис Гальтон.

13.Кто опроверг миф о невозможности экспериментального исследования высших психических функций?

а) Герман Эббингауз;

б) Чарльз Дарвин;

в) Герман фон Гельмгольц;

г) Густав Теодор Фехнер.

14. Кому мы обязаны появлением традиции преподавания экспериментальной психологии в российских университетах?

а) Ивану Михайловичу Сеченову;

б) Георгию Ивановичу Челпанову;

в) Владимиру Михайловичу Бехтереву;

г) Ивану Петровичу Павлову.

15. Кому принадлежит мысль о том, что самой по себе экспериментальной психологии быть не может, поскольку эксперимент – это просто один из методов исследования?

а) Александру Федоровичу Лазурскому;

б) Борису Герасимовичу Ананьеву;

г) Владимиру Николаевичу Дружинину;

д) Виктору Викторовичу Никандрову.

16. Кому принадлежит мысль о том, что, несмотря на то, что в отечественной психологии закрепился термин «экспериментальная психология», более адекватным является термин «эмпирическая психология»?

а) Александру Федоровичу Лазурскому;

б) Борису Герасимовичу Ананьеву;

в) В.В. Константинову;

г) Леониду Яковлевичу Дорфману.

17. В узком смысле под экспериментом понимается:

а) любой метод психологического исследования, любой эмпирический метод;

б) активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт;

в) метод психологического исследования, сочетающий наблюдение и беседу;

г) средство получения достоверных фактов и сведений, используемых для построения научных теорий.

Темы эссе

1. В чем состоят недостатки упорства, опоры на авторитет и метода априори как способов познания?

2. Объясните, почему необходимо изучать методы исследований, прежде чем заниматься социальной психологией, когнитивной психологией или патопсихологией (или другими направлениями в психологии)?

3. Психологи-исследователи при работе обычно опираются на теорию статистического детерминизма. Объясните, что это означает?

4. На примере техники интроспекции покажите, как психологи-исследователи понимают термин «объективность»?

5. Что такое эмпирический вопрос? Приведите примеры эмпирического вопроса, которые бы были интересны людям, изучающим проблемы отношения религии к физическому здоровью.

6. Псевдонауку критикуют за опору на единичные свидетельства. Что такое единичные свидетельства и почему это вызывает критику?

7. Какие условия должны выполняться, чтобы психологи-исследователи убедились в том, что открыта причина некоторого явления?

Наши рекомендации