Требования к рациональной структуре управления, этапы и методы её проектирования
В процессе функционирования и развития коммерческие организации изменяются, то есть совершенствование неизбежно и необходимо.
Рациональная структура управления должна отвечать следующим требованиям:
· Учитывать предназначение предприятия (миссию).
· Иерархическую рациональность построения – min ступеней (уровней) управления (2-3) и оптимум звеньев на каждой ступени (3-5).
· Соразмерность всех звеньев структуры управления по нагрузке и трудоёмкости.
· Взаимосвязь, т.е. сопряженность звеньев, элементов структуры управления на основе общих целей, систем стимулирования, ответственности.
· Гибкость, адаптивность и в тоже время устойчивость структуры управления.
· Чёткость, надежность и эффективность системы связей информации, коммуникаций, обеспечения, координации.
Проектирование различных структур управления осуществляется на основе следующих этапов:
· Анализ сложившейся структуры.
· Проектирование.
· Оценка экономической и социальной эффективности проектирования.
В процессе проектирования используют такие методы как:
· Аналогий и сравнений.
· Проведение опытов и экспериментов.
· Нормативно-параметрический.
· Расчетно-аналитический.
· Структуризация (дробление) целей и задач.
· Экспертный.
· Организационно-экономическое моделирование.
7. Групповая динамика. Классификация групп, этапы развития.
Человек смотрит на организацию как на место, где он получает определенную работу, выполняет ее и получает соответствующее вознаграждение от организации. Однако взаимодействие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию. Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.
Особенности группы:
- члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы;
- взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга;
- в группе наряду с формальным распределением ролей, если таковое существует, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.
Существует два типа групп: формальные и неформальные. Оба эти типа групп имеют значение для организации и оказывают большое влияние на членов организации.
Формальные группыобычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции. Причиной их возникновения в основном является разделение труда.
Неформальные группысоздаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Причиной для их возникновения является стремление человека к объединению с другими людьми, к формированию устойчивых форм взаимодействия с людьми.
Взаимодействие — человека и группы всегда носит двусторонний характер.
Взаимодействие человека с группой может носить такой характер:
1. Кооперация. Между членом группы и группой устанавливаются доверительные и благожелательные отношения. Человек рассматривает задачи группы как не противоречащие его целям, он готов к поиску путей улучшения взаимодействия, положительно, хотя и с переосмыслением собственных позиций, воспринимает решения группы и готов к поиску путей поддержания отношений с группой на взаимовыгодной основе.
2. Слияние. Наблюдается установление таких отношений между человеком и остальной частью группы, когда каждая из сторон рассматривает другую как органически единую с ней составляющую целого, являющегося группой. Человек строит свои цели исходя из задач группы, в значительной мере подчиняет свои интересы интересам группы и идентифицирует себя с группой. Группа, в свою очередь, также старается смотреть на индивида не как на исполнителя определенной роли, а как на полностью преданного группе человека.
3. Конфликт. Противопоставление интересов человека и группы и борьба между ними за разрешение этого противоречия в свою пользу.
Жизнь группы, ее функционирование находится под влиянием трех факторов:
• характеристика членов группы (личностные характеристики человека, а также способности, образование и жизненный опыт);
• структурные характеристики группы:
коммуникации в группе и нормы поведения (кто с кем и как контактирует);
- статус и роли (кто занимает какую позицию в группе и что делает);
- личные симпатии и антипатии между членами группы (кто
кому нравится и кто кого не любит);
- силу и конформизм (кто на кого оказывает влияние и кто за кем
следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться);
• ситуационные характеристики мало зависят от поведения членов группы и группы в целом. Эти характеристики связаны с размером группы, ее пространственным расположением, задачами, решаемыми группой, и системой вознаграждения, применяемой в группе.
Взаимная поддержка на базе симпатий и дружеских отношений, способствуя сплочению группы, может порождать синергический эффект, существенно повышающий результативность работы группы. Современная практика управления все более и более подтверждает наличие несомненных преимуществ у групповой формы организации труда перед индивидуальной.