ТЕМА 5. Психология переговорного процесса 3 страница
Общение в данных группах прямое, ситуативное с антиобщественной направленностью. Отношения в группах из-за появившейся стратификации эмоционально-избирательные. Скрытая антиобщественная направленность деятельности групп, их относительная организованность и видовая сплоченность поддерживается с помощью группового сознания и круговой поруки. Данные психологические параметры типичны для всех групп неустойчивых криминогенных типов. Но отличаются они друг от друга не столько количественными показателями, сколько способами противоправного удовлетворения своих интересов и потребностей. Так, если все криминогенные группы подростков характеризует отверженность от социально-полезных норм, замкнутость, стремление к легкой и красивой жизни, аморальность, то способы осуществления в противоправном поведении такой жизни в различных группах могут быть разные.
4. Устойчивые криминальные или преступные группы. Одна из наиболее опасных тенденций групповой преступности несовершеннолетних - распространение групп с признаками организованности, характеризующиеся устойчивой конспиративностью, дерзостью и частотой совершаемых преступлений, иерархией, неформальными нормами поведения. Устойчивые криминальные группы чаще всего совершают кражи - 89,5 %, хулиганство - 81,4 %, грабежи - 32,4 %, разбойные нападения - 31,7 %, насильственные преступления - 38,5 %.
Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В этих группах просматривается четкая организационная структура. Выделяется «руководящий центр» - лидер, предпочитаемые и исполнители. Во главе группы стоит более опытный преступник, имеющий «уголовный стаж», старший по возрасту. При непосредственном участии лидеров разрабатываются планы преступлений, распределяются роли, намечаются сроки проведения преступных «операций», подводятся их «итоги». На лидера чаще всего возлагаются внешние организационно-контролирующие функции.
Внутреннюю регуляцию осуществляют неписаные «законы», нормы и ценности, принятые во всех криминальных группах, которые тщательно скрываются от окружающих. Нарушители этих «законов» преследуются и караются, поскольку несоблюдение их ведет к распаду группы. Здесь всегда царит жесткая атмосфера зависимости членов друг от друга на основе круговой поруки. Поэтому устойчивые криминальные группы имеют более или менее постоянный количественный состав.
В зависимости от числа эпизодов преступлений межличностные связи и отношения в таких группах опосредуются совместной преступной деятельностью. Цели и мотивы этой деятельности носят, как правило, сугубо личностный и эгоистический характер, но для большей результативности они маскируются общими групповыми интересами. Длительность существования групп обеспечивается успешностью групповой преступной деятельности, а также высокой подготовленностью к преступной деятельности, законспирированностью связей. Члены групп умеют хранить групповую тайну, тщательно скрывают ее от окружающих. Это ведет к высокому уровню групповой приемлемости и к специфическому общению.
Отношения в устойчивых криминальных группах только внешне дружелюбные. В них царит показное равноправие и панибратство. На самом деле имеется целая иерархия зависимостей и подчинения сильному слабых, существует зависть, соперничество, стремление к превосходству над другими, подозрительность, недоверие, высокий уровень скрытой межличностной и групповой конфликности. Поэтому отношения в целом можно охарактеризовать как враждебно-агрессивные. Агрессивность проявляется не только к жертвам преступлений, но и к членам «своей» группы. За невыполнение распоряжений лидера, неподчинение, за строптивость и своеволие рядовых членов группы нередко избивают, унижают их человеческое достоинство. С особой яркостью жестокие «законы» преступных групп проявляются в асоциальной субкультуре.
По уровню криминогенности, общественной опасности эти сплоченные, хорошо организованные, устойчивые группы, имеющие высокий уровень подготовленности к преступной деятельности, являются самыми опасными преступными группами несовершеннолетних и молодежи.
Рекомендуемая литература:
1. Антонян Ю.М., Давидзе М.Д., Эминов В.Е. Групповое молодежное хулиганство // Современная преступность: новые исследования: Сборник научных трудов. - М.: НИИ МВД России, 1993. - С. 42-49.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Юрид.лит., 1991.- С. 100-110; 256-274.
3. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для студентов вузов. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - С. 373 - 390; 520-531.
4. Быков В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы. - Ташкент: Узбекистан, 1991 - 143 с.
5. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М.: Юрид. лит., 1990 - 304 с.
6. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в 2-х частях). - Часть 2. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юрид. лит., 1996. - С. 209-220.
7. Жилин О.А. Основы организации и тактики борьбы оперативных аппаратов милиции с криминальными группами: Учебное пособие. - М.: ЮИ МВД России, 1995. - 91 с.
8. Захаревский В.И. Особенности расследования хулиганства, совершаемого молодежными группами: Учебное пособие. - М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1992. - 62 с.
9. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - С. 286-303.
10.Пирожков В.Ф. Криминальная психология. - Кн. 1. - М.: Ось-89, 1998. - 231 с.
11.Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). - Тверь: Приз, 1994. - 313 с.
ТЕМА 3. Социально-психологические механизмы формирования преступного поведения.
Изучаемые вопросы:
1. Понятие детерминант индивидуального преступления.
2. Предмет криминальной виктимологии.
В понятие детерминант индивидуального преступления включаются типичные (распространенные) для преступников особенности формирования личности, ее социального и психологического статуса, деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.
Причины и условия индивидуального преступления:
· среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентации конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации;
· сама криминогенная мотивация;
· ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении;
· психофизиологические и психологические особенности личности, усиливающие ее чувствительность к криминогенным внешним влияниям и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию.
Преступление — всегда проявление в поведении особенностей позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентации. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и способов.
В свою очередь, криминогенные особенности личности не появляются в готовом виде, а представляют собой результат длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде. Это не означает отрицания значения биологических, в том числе врожденных, свойств в преступном поведении. Но приоритет в системе детерминации обычно принадлежит социально приобретенным свойствам.
Сам этот процесс развивается через систему не только прямых, но и обратных связей. По мере формирования личности с социально негативной позицией она все активнее воспринимает криминогенные ценности. Таким образом, ускоряется и углубляется социальная дезадаптация.
На уровне механизма индивидуального преступного поведения искаженное формирование личности приводит к приоритету примитивных потребностей, появлению и развитию псевдопотребностей, социально негативных интересов и поведенческих стереотипов. Направленность личности все более характеризуется приоритетом собственных желаний, амбиций над любыми другими ценностями.
Ключевой момент механизма преступного поведения — мотивация. Это психическое явление, характеризующее личность и представляющее собой совокупность ее мотивов в их развитии, взаимодействии и реализации.
Мотив — это внутреннее состояние личности, детерминированное ее потребностями, побуждающее к активным действиям для достижения определенной цели (в данном случае преступной). Таким образом, цель — проектируемый, осознанный и желаемый результат, а мотив — внутренняя основа действий, направляющая их на достижение этого результата.
Мотивацию нередко считают внутренней причиной преступления, поскольку взаимодействие социальных влияний с особенностями личности через ценностные ориентации, потребности, интересы, условия жизнедеятельности, конкретнее ситуации и эмоциональные реакции на них формируют мотивацию. Фактически речь идет о сложной последовательности: среда — особенности личности — особенности мотивации. Причем в этой цепочке действуют как прямые, так и обратные связи.
Проблема личности преступника — во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения — проблема происхождения такого поведения, его обусловленность теми общественными связями с окружающим миром, в которые вступает личность.
Социализация личности (процесс наделения личности общественными свойствами, формирования самосознания и системы социальной ориентации, приспособления к социальной среде, освоения социальных ролей и функций) длится лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок, т. е. на протяжении времени, нужного для становления индивида как личности.
Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребёнок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение и следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.
Дефекты ранней социализации могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и беззащитен перед ними. Поэтому семья — главное звено той причинной цепочки, влияющей на преступное поведение.
Решающую роль играет не состав семьи, не взаимоотношения родителей, а их эмоциональное отношение к ребенку и целенаправленное нравственное воспитание. Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, чем закладывается основа для вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей.
Отчужденные личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Именно там формируются ценностные ориентации и установки, включающие в себя способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это позволяет закрыться или защититься от общества, которое воспринимается ими как нечто враждебное.
Отчуждение личности, начатое в семье и закрепленное в неформальных антиобщественных группах, затрудняет восприятие позитивных ценностей общества и, наоборот, способствует восприятию негативных норм и представлений. Социально-психологическое отчуждение порождает дезадаптацию индивида (его личностной позиции и социального статуса в среде).
На нравственное формирование личности влияют различные типы социальной микросреды: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, производственно-трудовой и др. Ни один из таких типов нельзя оценивать при криминологическом анализе однозначно только положительно или только отрицательно, поскольку в формировании личности преступника присутствует определенная закономерность — взаимное дополнение негативных влияний, исходящих из различных типов микросреды.
Индивидуальное преступное поведение является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления. Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из двух групп детерминант. В первую входят жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих антиобщественные свойства личности.
К ним относятся причины преступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микрогрупп, негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составляют те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это — объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и предопределяющие конкретную ситуацию.
Разновидности ситуаций индивидуального преступления:
· по периоду существования: разовая, краткая, относительно длительная, длительная;
· по степени внезапности возникновения: неожиданная, неоднократно наблюдаемая, постоянно наблюдаемая преступником;
· по наличию или отсутствию повода, т. е. видимой причины для совершения преступления, локализованного именно в обстоятельствах данного места, времени и т. д. (провоцирующая и иная).
Варианты возникновения ситуации индивидуального преступления:
· заранее создаваемые преступниками (например, внедрение в охрану предприятия соучастника);
· непреднамеренно создаваемые ими же (например, приведение себя в состояние алкогольного опьянения);
· возникшие в результате правонарушающих или аморальных действий других лиц (вступление в сделку для незаконного получения благ, агрессивно-вызывающее поведение в конфликте);
· возникшие в результате легкомысленного, непредусмотрительного поведения будущих потерпевших, третьих лиц;
· созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных личных и семейных обстоятельств;
· вызванные стихийными бедствиями (например, разрушения хранилищ в результате землетрясения).
С точки зрения объективного наличия криминогенных жизненных обстоятельств выделяют криминогенные ситуации, которые способствуют совершению преступления и включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведение потерпевшего).
По источнику формирования различают криминогенные ситуации:
· связанные с личностью субъекта и его деятельностью (например, на почве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);
· складывающиеся независимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего);
· смешанного характера, которые возникают в результате действий как лица, совершившего преступление, так и других обстоятельств, независящих от виновного (например, быстрая езда в гололед).
По времени возникновения различают кратковременные криминогенные ситуации (возникающие в момент преступления) и длительные (возникающие задолго до преступления). По пространственной распространенности криминогенные ситуации делятся на общие (распространяются на обширную территорию) и локальные (концентрируются на ограниченной территории).
По содержанию различают проблемные, конфликтные и экстремальные криминогенные ситуации. По уровню действия криминогенные ситуации могут затрагивать только одно лицо или касаться многих лиц. По характеру воздействия на виновного криминогенные ситуации делятся на провоцирующие, сопутствующие, соблазняющие, разряжающие и затрудняющие.
Роль жертвы в криминологическом механизме может быть различной — от нейтральной до максимально провокационной (толчковой) на совершение преступления.
Криминогенная роль потерпевшего проявляется в следующем:
· потерпевший может породить у виновного идею совершить преступление. Дело в том; что в большинстве случаев преступник ищет не просто жертву, а жертву определенного рода, обладающую значимыми для виновного физическими, психическими или социальными свойствами;
· потерпевший может породить у конкретного лица решимость совершить преступление, т. е. вызвать необходимый волевой акт;
· потерпевший в ряде случаев изменяет мотивацию совершаемого другим лицом преступления. За этим может следовать изменение целей, способов и других обстоятельств преступления;
· потерпевший облегчает наступление преступного результата;
· потерпевший сам создает криминогенную обстановку, провоцирующую виновного на довершение преступления.
Поведение жертвы может быть связано с насильственным посягательством на причинителя вреда. Это толчковое поведение при определенных обстоятельствах создает предкриминальную криминогенную ситуацию и содержит повод к совершению преступления. Толчковое поведение может быть и не связано с нападением, но будет побуждать к ответной насильственной реакции.
Негативная роль жертвы в механизме преступления может быть реализована и вне какого-либо конфликта. Причинитель вреда действует по просьбе, настоянию, поручению жертвы, для которой этот вред по тем или иным причинам выгоден, необходим (например, в ситуациях убийства из сострадания, производства незаконного аборта, членовредительства, причиненного по просьбе жертвы).
К ситуациям, в которых поведение жертвы создает объективную возможность совершение преступления, следует причислить и случаи неоказания сопротивления, отсутствие адекватной реакции на преступные или иные негативные действия. Роль жертвы в механизме преступления может заключаться в самопричинении вреда (например, в ситуации доведения до самоубийства).
Кроме того, поведение потерпевшего может иметь неосторожный характер, когда он не принимает необходимых мер предосторожности для избежания преступления, легкомысленно относится к возможности создания криминогенной ситуации.
Виктимологически значимым может быть также положительное поведение жертвы (например, он защищает кого-либо, добросовестно исполняет служебные или общественные обязанности и т.д.). То есть если бы жертва не действовала определенным образом, она не вызвала бы ответной насильственной реакции преступника.
Виды поведения жертвы:
· негативное, т. е. провоцирующее преступление или создающее для него объективно способствующую ситуацию;
· положительное, выражающееся в противодействий преступнику;
· нейтральное, которое никак не способствовало совершению преступления.
Виктимология (от лат. victima — жертва, учение о жертве) — наука о потерпевшем, обладающем индивидуальной способностью стать жертвой преступного насилия.
Предметом криминальной виктимологии являются:
· жертвы преступлений;
· отношения, связывающие преступника и жертву;
· ситуации, предшествующие преступлению, независимо от их отдаленности и от завершенности преступления.
Виктимология изучает морально-психологические и социальные характеристики жертвы, влияющие на ее уязвимость. А также ситуации, которые предшествуют преступлению и ситуации непосредственно преступления.
С точки зрения виктимологии жертва преступления — это пострадавшее физическое лицо независимо от того, признано ли оно потерпевшим в установленном законом порядке и считает ли себя таковым. Кроме понятия «жертва» (оно аналогично понятию «потерпевший», также употребляемому виктимологией), эта наука оперирует понятиями «виктимность» (индивидуальная и массовая) и «виктимизация» (на тех же уровнях).
Виктимизация — это процесс превращения человека в жертву преступления и результат этого процесса, как в единичном, так и в массовом порядке.
Индивидуальная виктимность — это объективно присущая человеку способность (реализованная преступным актом или оставшаяся в потенциале), но отнюдь не фатальная предрасположенность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления.
Массовая виктимность характерна для определенных групп населения, выделяемых по половому, профессиональному, социальному или иному признаку.
Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, формирующих виктимное поведение и способствующих совершению преступлений. Помимо этого выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.
Субъектами виктимологической профилактики выступают государственные органы, общественные и частные организации, должностные лица и граждане, осуществляющие традиционную профилактику. Но могут создаваться сугубо специализированные структуры, которые на профессиональной основе обеспечивают работу с жертвами в плане их защиты от противоправных посягательств. Примером такого рода субъектов можно назвать органы социальной защиты населения.
Успех виктимологической профилактики зависит от многих факторов организационного и тактического характера.
Одна из серьезных проблем виктимологической профилактики — информационное обеспечение. Ведь для принятия обдуманных решений и определения профилактических методов нужны разносторонние сведения о потерпевших и иных жертвах преступлений, о социальных последствиях преступности в целом и отдельных видов и групп преступлений, об отношении граждан к социальным (последствиям преступности и конкретным преступлениям, о степени виктимности различных слоев и групп населения, уровне страха и подавленности населения вследствие разгула преступности. Для организации виктимологической профилактики важно не просто выявить потенциальную жертву, а проследить ее связь с возможным причинителем вреда в различных ситуациях.
Существуют два основных вида виктимологической профилактики. Первый включает меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда:
· изготовление и распространение специальных памяток — предостережений о том, как уберечься от преступника, не стать жертвой преступления;
· информирование граждан через СМИ о совершенных на данной территории преступлениях, типичных действиях преступников, о том, как следует поступать гражданам при встрече с преступниками или в криминальной ситуации;
· оказание практической помощи гражданам в технической и физической защите от возможного проникновения в дом (квартиру) чужих людей;
· контроль освещенности улиц, скверов, подъездов домов, распространения предостерегающих надписей, приближения постов и милицейских нарядов к местам, удобным для совершения преступлений;
· проведение целенаправленных бесед с родителями, работниками детских учреждений, школьниками, учащимися других учебных заведений о том, как следует вести себя и что делать при встрече с преступником или подозрительными лицами;
· организация стоянок автомототранспорта, маркировка автомобильных стекол и ценных вещей, проведение бесед с владельцами автомототранспорта об их поведении и информировании милиции о случаях краж и угонов автомототранспорта или попытках совершения такого рода преступлений;
· проведение бесед с пожилыми людьми и инвалидами, а также проведение собраний, совещаний, занятий с кассирами, продавцами, инкассаторами; работниками медицинских и других учреждений; т. е. со всеми, чье социальное положение и профессиональная деятельность вызывают повышенный интерес преступников.
Второй вид виктимологической профилактики включает меры, позволяющие обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления. По существу, это меры индивидуальной профилактики, которые можно разделить на две подгруппы. Первая — это меры по обеспечению личной безопасности потенциальной жертвы в случаях, когда иным способом устранить опасную ситуацию для данного лица по каким-либо причинам невозможно.
Эти меры касаются, как правило, лиц, чья профессиональная деятельность или социальное положение предопределяют их виктимность. Сами меры выражаются в информировании и обучении таких лиц, предоставлении личной охраны или средств индивидуальной зашиты (оружий, бронежилета и др.), определении мест для временного проживания или пребывания и др.
Вторая подгруппа — это мероприятия, заключающиеся в воздействии на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать ее внутренние защитные возможности. Это могут быть разъяснительные беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами, контроль за поведением потенциальной жертвы и др.
Использование тех или иных мер виктимологической профилактики зависит от многих факторов, в частности от вида, места, времени и способов совершения преступления, способности жертвы оказать противодействие преступнику, наличия у соответствующих органов и должностных лиц достаточных бил и средств для оказания поддержки жертвам и др. В каждом конкретном случае набор мероприятий определяется с учетом реальной обстановки.
Рекомендуемая литература:
Алексеев, А.И. Криминология: Курс лекций / А.И. Алексеев. – М., 1999.
1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Юрид. Лит., 1991. - С. 138-157.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - С. 198-238, 288-319.
3. Дулов А.В. Судебная психология. - Мн.: Высшая школа, 1975. - С. 272-293.
4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1996. - С. 392-411.
5. Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя: Практикум по юридической психологии: Учебное пособие. - М.: И-т международного права и экономики, 1994. - 156 с.
6. Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психология следователя. - Воронеж: ВГУ, 1977. - 134 с.
Криминология / Под ред. А.И.Долговой. – М.: Норма, 2003.
Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. – СПб.: Питер, 2003.
Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2004.
Кудрявцев, В.Н. Социальные отклонения. Введение в общую теорию / В.Н. Кудрявцев. – М., 1984.
Номоконов, В.Д. Преступное поведение: детерминизм и ответственность / В.Д. Номоконов. – Владивосток, 1989.
7. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей: Учебное пособие. - М.: ВШ МООП СССР, 1967. - С. 157-171.
8. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - С. 306-343.
Франк, Л. В. Потерпевшие от преступлений и проблемы советской виктимологии / Л.В. Франк. – Душанбе, 1977
9. Чуфаровский Ю.В. психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. - М.: Право и закон, 1996. - 128 с.
10.Шиханцев Г.Г. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: Зеркало, 1998. - С. 162-190.
ТЕМА 4. Психологический контакт в оперативной и следственной работе
Изучаемые вопросы:
1. Понятие психологического контакта в психологии.
2. Психологический контакт в оперативной и следственной работе: приемы его установления и осуществления.
Центральное место в деятельности следователя занимает практика общения с людьми. «Общение - это форма взаимодействия между людьми, заключающаяся в обмене информацией. Общение включено в совместную деятельность, взаимодействие, обеспечивая решение стоящих перед ним задач. Общение - это дело психологически тонкое. Люди при общении вступают в связь друг с другом, контактируя между собой»[1].
В широком смысле под контактом понимается соприкосновение людей. При таком понимании любое общение есть контакт. Во многих видах деятельности, в юридической тоже, чаще, говоря о контакте, имеют в виду психологический контакт. Для решения общих задач в общении людям нужна не просто близость их тел, а близость целей, мыслей, намерений. Именно это понимают, когда говорят о взаимопонимании, психологической близости. Результативность предварительного следствия во многом зависит от умения правильно и оптимально настроить отношения с подозреваемым, обвиняемым, свидетелями, потерпевшим, т. е. своевременно установить с ними психологический контакт.
Понятие " психологический контакт" достаточно многогранно, поэтому криминалисты и психологи подходят к его определению с различных позиций.
В следственной практике особенно существенна подготовка следователя к общению с проходящими по делу лицами. Предварительно знакомясь с личностными особенностями каждого проходящего по делу лица, особенностями его поведения, образом жизни, кругом потребностей и интересов, следователь прогнозирует не только свои действия, но и возможные реакции на них партнера по общению, предусматривая позиции этих лиц в отношении обстоятельств дела, существенных для расследования, разрабатывает стратегию и тактику решения следственных задач.
Общение следователя с обвиняемыми подозреваемыми, потерпевшим и свидетелями в значительной степени формализовано, обусловлено процессуальными требованиями. Как у следователя, так и у каждого из этих лиц четко определено их правовое положение.
В психологии под контактом понимается случай коммуникации с обратной связью. Психологический контакт - это компонент любого межличностного взаимодействия с обратной связью.
Зорин Г.А. считает, что психологический контакт является неотъемлемым компонентом любого следственного действия, связанного с процессами профессионального общения. Формы межличностного взаимодействия в этих условиях могут быть самыми разными: от глубокого конфликта до полного взаимопонимания с совпадением целей. Наличие обратной связи в процессах общения с участником следственного действия указывает на наличие контакта (коммуникации, вызываемой и корректируемой по каналам обратной связи).