Тарифно-квалификационная характеристика должности педагог-психолог

(Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 N 159 "Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) "Должности служащих для всех видов деятельности", выпуска 6 ЕКСД "Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке", выпуска 33 ЕКСД "Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием" и выпуска 21 ЕКСД "Должности служащих, занятых геодезией и картографией")

Согласно тарифно-квалификационной характеристике кдолжностным обязанностям психологаотносится:

ü Проведение регулярных массовых обследований с целью контро­ля за ходом психического развития, процессами обучения и вос­питания. Выявление лиц, нуждающихся в психологической помо­щи, осуществление их учета и контроля. Проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций.

ü Ведение просветительской работы среди учеников, родителей, учителей. Участие в семинарах для психологов.

ü Ведение консультационной работы.

ü Планирование и организация профориентационных исследо­ваний и проведение профконсультаций.

ü Забота о психическом здоровье личности, участие в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.

ü Проведение психопрофилакти­ческой работы, выявление лиц, находящихся в зоне психологичес­кого риска. Оказание помощи семье в налаживании микрокли­мата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемей­ных конфликтов.

ü Проведение психокоррекционной работы с целью устранения выявленных отклонений.

ü Проведение работы по разви­тию способностей детей, формированию психологической культу­ры личности, обучению адекватным отношениям, решению дело­вых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстре­мальных ситуациях.

ü Участие в создании благопри­ятного психологического климата в группах и коллективах.

ü Проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи с привлече­нием дефектологов, врачей, юристов и других специалистов.

ü Проведение научно-методической работы, включающей формиро­вание банка данных о достижениях научной и практической пси­хологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики. Разработка и апро­бация новых диагностических и коррекционных методик и программ. Участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.

ü Учас­тие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на ра­боту и при аттестации педагогических кадров.

ü Взаимодействие с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации психологов. Отвечает за правильность ведения документации. Осуществляет учет ре­зультатов работы в соответствии с установленными формами.

Должен знать:

− законодательные акты Республики Бела­русь в области образования, нормативно-правовые документы по вопросам образования, правам ребенка;

− естественнонаучные осно­вы психологии; общую, возрастную, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда;

− методологию и методы психологии, математической обработки данных, эксперименталь­ную психологию;

− общую психодиагностику, общие тестовые ме­тодики, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, ди­агностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию межличностных отношений, диагностику и коррек­цию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию;

− основы трудового законодательства;

− правила и нормы охраны труда.

Наши рекомендации