Развитие отечественной социальной психологии

В России социальная психология развивалась под сильным влиянием марксизма. Пожалуй, лишь социолог Н.К. Михайловский

(1842—1904), которого можно считать основоположником отечест­венной социально-психологической мысли, был далек от марксист­ских воззрений. Заслуга Михайловского состоит, прежде всего, в том, что он впервые обобщил опыт наблюдения и анализа массо­вой психологии, накопившийся в русской социологии, художест­венной литературе и публицистике. Будучи одним из теоретиков народничества, он стремился осмыслить психологические особен­ности народных масс в связи с революционно-освободительным движением в России.

Широкое распространение получила его концепция "героев и толпы". Рассматривая толпу как "самостоятельное обществен­но-психологическое явление", Михайловский считал, что герой является порождением толпы, которая "выдавливает" (выдвига­ет) его в определенные моменты истории. Одним из главных пси­хологических механизмов взаимодействия людей в толпе, по мнению Михайловского, выступает подражание толпы герою и взаимоподражание людей. При этом для массового поведения более характерно неосознанное подражание, чем осознанное, что объясняется легкой внушаемостью масс, их податливостью силе личности героя.

Несмотря на марксистскую критику взглядов Михайловского, они оказали существенное влияние на дальнейшее развитие оте­чественной социально-психологической мысли.

Значительный вклад в разработку ряда проблем социальной психологии внес Г.В. Плеханов (1856—1918), революционер и мыслитель, основатель социал-демократического движения в России. С позиций исторического материализма он дал опреде­ление понятия "общественная психология", рассматривая ее как конкретно-историческое и классовое явление. Плеханов показал место и роль общественной психологии в социальной структуре общества. Раскрывая закономерности формирования обществен­ной психологии, он исходил из материалистического принципа социальной обусловленности общественного сознания.

Вскоре после установления в России советской власти в октяб­ре 1917 г. марксизм становится единственной методологической основой психологической науки. В своих поисках в области соци­альной психологии отечественные исследователи старались в той или иной степени следовать идеологическим и методологическим требованиям советской системы. В 20-е гг. выходит ряд публика­ций по вопросам социальной психологии, авторами которых были представители различных наук — психологи К.Н. Корнилов, В.А. Артемов, Б.В. Беляев, П.П. Блонский, психолог и философ Г.И. Челпанов, зоопсихолог В.А. Вагнер, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев, юрист М.А. Рейснер, филолог Л.Н. Войтоловский. Этот период характеризуется острыми дискуссиями о предмете социальной психологии, ее теоретических и методологических

основах. Предпринимаются отдельные попытки построения сис­темы социально-психологических взглядов (В.М. Бехтерев, М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловский).

Следует особенно отметить труды В.М. Бехтерева (1857— 1927), проявлявшего интерес к разработке вопросов социальной психологии еще в конце XIX в., когда он обратился к анализу роли внушения в общественной жизни. Провозглашая объек­тивные методы единственно возможными при изучении психи­ки, Бехтерев соответствующим образом подходил и к явлениям социальной психологии. Групповую психику Бехтерев рас­сматривал как совокупность "сочетательных рефлексов" (сино­ним условного рефлекса по его терминологии). Свое понимание социально-психологических явлений он представил наиболее полно в книге "Коллективная рефлексология" (1921). Здесь Бех­терев дает характеристику различных социальных групп, высту­пает с оригинальной классификацией коллективов, правда, ис­пользуя этот термин очень расширительно. При объяснении социально-психологических явлений он обращается к основным законам физики, исходя из своей идеи об универсальности по­следних. Таким образом, законы психологии масс сводятся к фи­зическим законам. Неудивительно, что концепция "коллективной рефлексологии" сразу же и вполне обоснованно подверглась кри­тике за "механистический материализм".

Занимаясь изучением взаимодействия и взаимовлияния членов коллектива, Бехтерев первым в отечественной социальной психо­логии обратился к эксперименту. Задача экспериментов, прове­денных Бехтеревым совместно с М.В. Ланге, состояла в том, чтобы сравнить характеристики психических процессов (восприятия, па­мяти, мышления и др.) в условиях групповой работы и деятельно­сти изолированных друг от друга индивидов. Сопоставление полу­ченных данных показало существенное влияние группы на осо­бенности психической деятельности ее членов. Были выявлены также половые, возрастные, образовательные и природные разли­чия сдвигов психических процессов в условиях групповой работы. Так, в частности, обнаружилось, что группа может стимулировать психическую деятельность одних своих членов и в то же самое время тормозящим образом влиять на других. Результаты этих экспериментов, опубликованные в 1924 г., получили широкую из­вестность за рубежом и считаются важной вехой развития соци­альной психологии.

Большое внимание уделялось в 20-е гг. проблемам детских, ученических коллективов, которые рассматривались не только в педагогическом, но и в социально-психологическом аспекте (Е.А. Аркин, Б.В. Беляев, А.С. Залужный, С.С. Моложавый). В ряде публикаций рассматривались вопросы социальной психо­логии труда, управления организациями (Н.А. Витке, А.К. Гастев,

П.М. Керженцев). Начинаются поиски в области методов социаль­ной психологии.

Особое значение для отечественной социальной психологии имели работы Л.С. Выготского (1896—1934), который выступил с концепцией, получившей название культурно-исторической теории развития психики. Культура, как отмечает Выготский, "создает особые формы поведения", "видоизменяет деятельность психических функций". "В процессе исторического развития об­щественный человек изменяет способы и приемы своего поведе­ния, трансформирует природные задатки и функции, вырабаты­вает и создает новые формы поведения — специфически куль­турные" (Выготский, 1960. С. 45). Культурно-историческая тео­рия Выготского в свое время не получила достойной оценки, хотя впоследствии оказала немалое влияние на отечественные и зару­бежные исследования развития поведения ребенка.

Конец 1920-х — начало 1930-х гг. характеризуется свертывани­ем и затем полным прекращением социально-психологических работ. Отечественным исследователям не удалось обосновать не­обходимость развития "марксистской социальной психологии". Логика ее противников была такова: поскольку, в соответствии с марксизмом, сознание человека есть общественный продукт и человеческая психика социальна, то и психология является нау­кой социальной. Отсюда следует, что нет никакой необходимости в выделении какой-то особой социальной психологии. Такая точка зрения господствовала в СССР почти тридцать лет — до конца 1950-х гг.

В Большой Советской Энциклопедии хорошо представлено сложившееся к этому времени официальное отношение к соци­альной психологии. В 1957 г. она характеризуется как "одна из ветвей буржуазной психологии", которая "подменяет истори­ческий анализ общественных явлений их психологическим объ­яснением". Далее следовал заключительный вывод: "В совет­ской науке проблемы, неправомерно относимые буржуазной психологией к социальной психологии, заняли свое место в сис­теме наук об обществе и разрабатываются специалистами соот­ветствующих областей знания (историками, философами, эконо­мистами и др.) как проблемы исторического материализма" (БСЭ. Т. 40. С. 197).

Таким образом, период начала 1930-х — конца 1950-х гг. не без основания можно считать временем перерыва в развитии отече­ственной социальной психологии, хотя многие наши авторы пола­гают, что разработка социально-психологических проблем про­должалась в рамках других (прежде всего психологических и пе­дагогических) наук. Пожалуй, единственным подтверждением этого мнения являются труды педагога и писателя А.С. Макарен­ко (1888—1939). Его основной педагогический опыт состоял в пе-

ревоспитании несовершеннолетних правонарушителей. В тече­ние пятнадцати лет А.С. Макаренко руководил сначала трудовой колонией, а затем "детской коммуной", созданной под эгидой НКВД УССР.

Практическая деятельность А.С. Макаренко послужила осно­вой для его "теории и методики коммунистического воспитания в коллективе". Главной целью советского воспитания он считал формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллек­тива над личностью. При этом одной из важных задач является воспитание потребностей "коллективиста".

"Нравственно оправданная потребность — это есть потреб­ность коллективиста, то есть человека, связанного со своим кол­лективом единой целью движения, единством борьбы, живым и несомненным ощущением своего долга перед обществом. По­требность у нас есть родная сестра долга, обязанности, способно­стей, это проявление интересов не потребителя общественных благ, а деятеля социалистического общества, создателя этих благ" (Макаренко, 1957. С. 39—40). Итак, позиция А.С. Макарен­ко состояла в том, что личный интерес человека — это "правиль­но понятый общественный интерес".

Взгляды А.С. Макаренко как нельзя лучше соответствовали идеологии марксизма-ленинизма и оказали большое влияние на советскую педагогику и социальную психологию. С начала 1950-х и до середины 1980-х гг. эти взгляды не подлежали какой бы то ни было критической оценке. Лишь в наше время систему взгля­дов А.С. Макаренко стали называть концепцией "тотального коллективизма".

Новый этап в развитии отечественной социальной психологии наступил в конце 50-х гг., в период так называемой "оттепели", когда на волне общественно-политических перемен, охвативших страну, советское руководство допустило некоторую либерализа­цию научной сферы. По существу это было время возрождения в СССР социальной психологии как науки. В своих статьях, опуб­ликованных в 1959 г., ряд ленинградских ученых (Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, Б.Д. Парыгин) выступили с критикой нигилистиче­ского отношения к этой отрасли научного знания. Обосновыва­лась не только возможность, но и необходимость разработки со­циальной психологии на марксистской основе.

В начале 60-х гг. заметным явлением в психологической среде стала дискуссия о предмете социальной психологии, развернув­шаяся на страницах журнала "Вопросы психологии". Здесь вы­ступили такие инициаторы развития отечественной социальной психологии, как А.В. Баранов, Б.Д. Парыгин, Е.С. Кузьмин, Е.В. Шорохова, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов.

Важным событием для данной отрасли знания было создание в 1962 г. первой в стране лаборатории социальной психологии в Ленинградском государственном университете (под руковод­ством Е.С. Кузьмина). На II съезде Общества психологов СССР (Ленинград, 1963) впервые была выделена специальная секция, по вопросам социальной психологии. Первые отечественные моногра­фии по социальной психологии на данном этапе ее развития также вышли в свет в Ленинграде. Это книги Б.Д. Парыгина "Социаль­ная психология как наука" (Л., 1965) и Е.С. Кузьмина "Основы со­циальной психологии" (Л., 1967). В них рассматривался широкий круг проблем истории, методологии и теории социальной психо­логии. В работе Е.С. Кузьмина приводились данные первых эмпи­рических исследований групп и коллективов, полученные со­трудниками лаборатории социальной психологии. Новый для оте­чественной науки пласт проблем социальной психологии личности был поднят в монографиях А.А. Бодалева "Восприятие человека человеком" (Л., 1965) и "Формирование понятия о другом человеке как личности" (Л., 1970).

Значимым событием для развития отечественной социальной психологии был выход в свет сборника статей "Проблемы обще­ственной психологии" под редакцией В.Н. Колбановского и Б.Ф. Поршнева (М., 1965). В нем представители философских, исторических, филологических , педагогических и психологиче­ских наук выступали с анализом истории и теории социальной психологии. Ряд статей был посвящен результатам эмпириче­ских исследований фольклора, взаимоотношений в производст­венных бригадах, школьных классах.

В монографии Б.Ф. Поршнева "Социальная психология и ис­тория" (М., 1966) впервые у нас обстоятельно рассматривались такие социально-психологические категории, как "мы" и "они". Автор делал радикальный для марксистской науки вывод о том, что историки очень отстали в изучении психической стороны описываемых ими массовых явлений, и подчеркивал необходи­мость восполнить этот пробел.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. завершился процесс ста­новления отечественной социальной психологии как самостоя­тельной науки, входящей в систему психологического знания и в то же время находящейся в родстве с социологией. Известно, что важным моментом становления любой науки является орга­низация подготовки соответствующих специалистов. Первые в стране кафедры социальной психологии открываются в 1968 г. в Ленинградском университете (под руководством Е.С. Кузьми­на) и в 1972 г. в Московском университете (под руководством Г.М. Андреевой). Здесь начинается подготовка дипломированных специалистов по социальной психологии. Курсы социальной пси­хологии постепенно появляются и в других учебных заведениях.

Публикуются первые учебные пособия — "Курс лекций по соци­альной психологии" А.Г. Ковалева (М., 1972) и "Социальная пси­хология" под редакцией Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина (М., 1975). Выходит первый учебник для студентов вузов — "Социаль­ная психология" Г.М. Андреевой (М., 1980), выдержавший к на­стоящему времени несколько изданий.

В последующие годы отечественные социальные психологи проводили свою работу в различных сферах общественной жиз­ни. Отражением их трудов являются опубликованные материалы многочисленных исследований, проведенных на промышленных предприятиях, в учреждениях государственного управления, школах, вузах, спортивных коллективах, центрах искусства и культуры, организациях системы здравоохранения.

В современных условиях постсоветской России отечественная социальная психология вступила в новый этап своего развития.

Характерные для новой России социально-психологические и общественно-политические черты (развитие рыночных отно­шений, демократизация общества, идеологический плюрализм и др.) не могут не влиять соответствующим образом и на со­циально-психологическую науку. Так, полностью исключены из сферы внимания исследователей многие проблемы, которыми были заняты социальные психологи в советский период (напри­мер, текучесть кадров, социалистическое соревнование). Рыноч­ные отношения диктуют необходимость работы в новых направ­лениях. Так, в условиях конкуренции кадров специалистов на рынке труда приобретает особое значение не только их профес­сионализм, но и уровень коммуникативных знаний и навыков, умение работать в команде. В ряде научных центров страны сейчас ведется разработка новых методик социально-психоло­гического тренинга с целью подготовки людей к эффективной деятельности в различных организациях. По-прежнему остают­ся актуальными проблемы подбора, расстановки и оценки пер­сонала на предприятиях. Особого внимания требует сегодня и разработка теоретических основ социально-психологического знания.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Анализ множества наблюдений за человеческим поведением,
представленный в трудах философов античности, можно счи­
тать началом научного социально-психологического знания.
Многие из идей античных мыслителей послужили своеобраз­
ной основой для разработки социально-психологических кон­
цепций в более поздние времена.

2. Философы эпохи Возрождения и последующих веков (вплоть
до XIX в.) сосредоточивали свое внимание на том, какова
Сущность человека, и, исходя из этого, пытались найти источ­
ники социального поведения.

3. Философы и социологи в XIX в. были заняты исследователь­
ским поиском движущих сил, определяющих социальное по­
ведение. Характерной чертой этих поисков являлось выделе­
ние того или иного единственного, доминирующего фактора
при анализе социально-психологической проблематики.

4. "Журнал психологии народов и языкознания", который изда­
вали в Берлине с 1860 по 1890 г. М. Лацарус и Г. Штейнталь,
можно рассматривать как первый журнал по социальной пси­
хологии. В 1908 г. опубликованы два первых учебника по со­
циальной психологии, авторами которых были английский
психолог У. Макдугалл и американский социолог Э. Росс.
Указанные публикации ознаменовали становление социаль­
ной психологии как самостоятельной науки.

5. В последующие годы социальная психология наиболее актив­
но развивалась в США в теоретическом, прикладном и орга­
низационном плане, в то время как в Европе до 1960-х гг. XX в.
социальная психология не смогла найти достаточной общест­
венной поддержки.

6. В современной западной социально-психологической науке
можно выделить ряд следующих основных теоретических
подходов:

а) социокультурный подход объясняет социальное поведение
влиянием больших социальных групп (нация, социальный
класс, культурные нормы);

б) эволюционный подход направлен на поиск причин соци­
ального поведения в физических и психических склон­
ностях, помогавших нашим предкам выживать и произ­
водить потомство;

в) теория социального научения уделяет основное внимание
опыту научения в прошлом как детерминанту социального
поведения индивида;

г) феноменологический подход состоит в том, что социальное
поведение направляется субъективной интерпретацией че­
ловеком событий окружающей среды;

д) социально-когнитивный подход сосредоточивается на мен­
тальных процессах, участвующих в том, каким образом ин­
дивид обращает внимание на социальные события, интер­
претирует их и сохраняет в памяти.

Лишь комплексное использование всех этих подходов обеспе­чивает всестороннее изучение того или иного явления соци­альной психологии.

7. В России социальная психология развивалась под сильным
влиянием марксизма. В 1920-е гг. в СССР предпринимаются
попытки построения марксистской социальной психологии.
Однако отечественным исследователям не удалось обосновать
свои начинания в этом отношении. Период конца 1920-х — на­
чала 1930-х гг. характеризуется свертыванием и затем пол­
ным прекращением социально-психологических исследова­
ний, что можно объяснить особенностями общественно-поли­
тической ситуации в СССР в данный период. До конца
1950-х гг. социальная психология считается в СССР буржуаз­
ной наукой.

8. Возрождение социальной психологии в СССР (конечно, на
марксистской основе) начинается в 1960-е гг. В ряде городов
появляются научно-исследовательские центры и кафедры со­
циальной психологии вузов. Начинают развертываться теоре­
тические и прикладные исследования. В современных усло­
виях постсоветской России отечественная социальная психо­
логия вступила в новый этап своего развития.

Ключевые понятия

•/ Социально-психологическое знание

•/ Методология позитивизма

•/ "Народная психология"

•/ Социальный дарвинизм

S Фрейдизм

V Измерение установок

•/ Социометрический метод

•/ "Топологическая психология"

•/ Социокультурный подход

S Эволюционный подход

•/ Теория социального научения

•/ Феноменологический подход

•/ Социально-когнитивный подход •/ "Коллективная рефлексология" •S Культурно-историческая теория развития психики

Литература для дополнительного чтения

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современ­ная социальная психология на Западе. М.: Изд-во МГУ, 1978.

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в рус­ской науке. М.: Наука, 1989.

Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: ИГУП, 1999.

Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-пресс, 2001.

Психологическая наука в России XX столетия: проблемы тео­рии и истории / Под ред. А.В. Брушлински. М.: Изд-во "Инсти­тут психологии РАН", 1997.

Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семе­нова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.

Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. М.: ПЕР СЭ, 2002.

Шихирев П.Н., Шорохова Е.В. Социальная психология. // Тенденции развития психологической науки. М.:. Наука, 1989.

Наши рекомендации