Раздел 4. психологическая характеристика
ПЕРИОДОВ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
Лабораторная работа № 1 (2 часа)
Психическое развитие ребенка в пренатальном и младенческом возрасте
Цель: формирование умения давать психологическую характеристику возраста (на примере младенческого возраста)
Теоретические вопросы для подготовки к занятию:
1. Особенности пренатального развития ребенка.
2. Структура младенческого возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности и основные психические новообразования.
3. Характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте.
· новорожденность как первый этап младенчества. Предпосылки и условия психического развития. Безусловные рефлексы, явление госпитализма.
· кризис новорожденности. Комплекс оживления как новообразование.
· фазы (микропериоды) младенчества: основное содержание достижений ребенка
4. Особенности физического (сенсомоторного) и психического развития и их взаимосвязь. Тенденции в познавательном развитии младенца: развитие восприятия и интеллекта.
5. Основные этапы развития общения и речи в младенческом возрасте: гукание, гуление, лепет, автономность речи, активная и пассивная речь.
6. Кризис 1 года: причины, содержание, признаки и новообразования.
Ключевые понятия:Пренатальное развитие, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, комплекс оживления, госпитализм, сенсомоторика.
Задания для самостоятельной работы:
1. Внимательно ознакомиться с содержанием теоретических материалов по теме 1. Подготовиться к контрольному опросу по теме занятия.
2. Подготовьте памятку для будущих родителей о психическом развитии ребенка в пренатальный период.
3. Используя дневниковые записи о развитии ребенка младенческого возраста подберите примеры для иллюстрации особенностей возникновения ключевых новообразований: комплекса оживления, социальной улыбки и т.д. (Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия / Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999.)
4. Подготовьте аннотированный список методической литературы по проблеме психомоторного развития ребенка младенческого возраста. Рекомендуемое количество источников: 4-6 ед. (статьи из периодической печати, методические пособия).
5. Заполните таблицу «Характеристика возрастных кризисов».
Кризис | Причина кризиса | Содержание кризиса | Признаки (симптомы) кризиса | Новообразования кризиса |
Новорожденности | ||||
1 года |
Вопросы и задания для работы на занятии:
1. Каковы способности новорожденного и какие методы используются для их изучения? Воспользуйтесь сборниками диагностических методик, практикумами по возрастной психологии и учебными пособиями по курсу.
2. Что такое госпитализм? Каковы его причины и формы проявления? Какие факторы могут рассматриваться как угрожающие в отношении развития дефицита общения у младенца?
Список обязательной литературы:
1. Выготский Л.С. Сборник сочинений в 6 т., Т.4, статьи: «Младенческий возраст». – М.: Педагогика, 1984.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2006.
3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004.
Список дополнительной литературы:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни // Вопросы психологии – 1993. – № 3.
2. Лисина М.Н. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
3. Мухамедрахимова Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии – 1994. – № 6.
4. Поливанова К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (Кризис 1 года) // Вопросы психологии. – 1999. – № 1.
5. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии. – 1997. – № 5.
6. Филипова Г.Г. Сравнительно – психологическое исследование комплекса оживления // Вопросы психологии. – 1998. – № 6.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ТЕМА 1
1. Особенности пренатального развития ребенка
2. Новорожденность (0-2 мес.) как кризисный период
3. Характеристика младенческого возраста (2 мес. – 1 год)