Виды контроля и их характеристика
1. Общий - контроль управляемой системы в целом.
2. Функциональный - контроль отдельной функции или отдельного подразделения, отдельного участка.
3. Предварительный - осуществляется до фактического начала работы. Само планирование и создание организационной структуры позволяют осуществить предварительный контроль. Строгое соблюдение правил и процедур при выработке планов, четкое составление должностных инструкции, эффективное доведение формулировки целей до подчиненных – всё это способ убедиться, что планы будут реализованы, а структура будет работать, как задумано.
Предварительный контроль используется по отношению:
· К человеческим ресурсам. Устанавливается минимально допустимый уровень образования, стаж работы в данной области, анализируется деловые и профессиональные знания и навыки: (знание ПК), необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям и др.
· В отношении материальных ресурсов – вырабатывается стандарты допустимого качества поступающих материалов; тщательно выбираются поставщики для заключения договоров; проверка качества товаров, обеспечение товарных запасов на уровне, достаточном для избежания дефицита, проведение техосмотра оборудования и инвентаря.
· По отношению к финансовым ресурсам – проработка финансовых вопросов на стадии составлении финансового плана (бюджета) дает уверенность, что организация в процессе работы будет иметь достаточные средства. Бюджет дает ответы на вопросы: Сколько? Какие средства? (наличные или безналичные) потребуются предприятию.
На стадии предварительного контроля, возможно, выявить отклонения от стандартов и норм в различные моменты. Предварительный контроль имеет две разновидности:
· Диагностический – контроль, включающий такие категории как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п., указывающие на то, что в организации что–то не в порядке;
· Терапевтический – позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
4. Текущий контроль – осуществляется в ходе проведения работ. Это регулярные проверки подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию планов, инструкций.
Объектом текущего контроля являются подчиненные, а субъектом – их начальники.
Задача этого контроля - своевременно выявить и скорректировать отклонения от заданных параметров, возникающие в ходе работы.
Текущий контроль основан на обратных связях (начальник обнаружил ошибки в работе подчиненных и сообщил им, что их работа неудовлетворительна, в результате подчиненные исправили ошибки и усилили внимание к выполнению операций).
Таким образом, контроль дает возможность своевременно реагировать на меняющие факторы.
Пример: Поступают жалобы от покупателей на имеющиеся сбои в продаже молочной продукции. Директор магазина, проведя текущий контроль, приходит к выводу, что зав. отделом неправильно составляла заявки поставщику, предлагает её больше внимания уделить этому вопросу.
Заведующему отделом изучает спрос покупателей по отдельным наименованиям данной группы товаров, и появляются более обоснованные заявки. Покупатель благодарен, работники отдела должны быть вознаграждены.
Появились конкуренты, приняты новые законы, изменилась технология – все это отклонения, на которые система должна реагировать. Другое название текущего контроля – оперативный.
5. Промежуточный - контроль в середине выполнения задачи или работы.
6. Заключительный (финальный) – осуществляется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с установленными ранее. Этот вид контроля предупреждает повторение ошибок в будущем, позволяет, сравнить, насколько реальны были планы и определить результативность. Роль заключительного контроля – дает информацию для дальнейшего планирования, способствует мотивации.
7. Плановый – контроль, осуществляемый в плановом порядке (например, ежемесячно, ежеквартально)
8. Внезапный – при поступлении негативных сигналов из внутренней среды предприятия (жалобы на опоздания сотрудников, они не выполняют свои должностные обязанности, чаепития, перекуры в рабочее время).
9. Внутренний контроль – обеспечивающий нормальную работу предприятия, осуществляемый его силами. ( Достижение плановых показателей, бухгалтерский контроль – соблюдение правил отчетности, точное отражение в ней операции, строгое соблюдение сотрудниками решений руководства).
10. Внешний контроль осуществляют специалисты со стороны и сторонние организации (Роспотребнадзор, Аудит, Налоговая инспекция и другие).
Вопросы для закрепления:
1. Перечислите основные виды контроля.
2. По отношению к чему используется предварительный контроль?
3. Для чего необходим внезапный контроль?
4. Кто может осуществлять внешний контроль?
5. Как часто может осуществляться плановый контроль?
Тест:
Укажите один верный вариант ответа:
1. Сколько видов контроля существует?
а) 5
б) 7
в) 8
г) 10
2. Общий контроль – это…
а) контроль управляемой системы в целом
б) контроль, осуществляемый в ходе проведения работ
в) контроль в середине выполнения задачи или работы
г) контроль, осуществляемый в плановом порядке
3. Какие две разновидности имеет предварительный контроль?
а) функциональный и плановый
б) терапевтический и диагностический
в) текущий и промежуточный
г) плановый и внезапный
4. Плановый контроль – это…
а) контроль управляемой системы в целом
б) контроль, осуществляемый в ходе проведения работ
в) контроль в середине выполнения задачи или работы
г) контроль, осуществляемый в плановом порядке