Ощущение: определение ощущения, классификация ощущений, свойства ощущений

Ощущение: определение ощущения, классификация ощущений, свойства ощущений - student2.ru Ощущение – элементарный (простейший, далее не разложимый) психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии на органы чувств.

Изучение ощущений как элементарного уровня сознания началось с 18 века. По мнению некоторых ученых того времени (гартли, милль), главная задача психологии - изучить строение сознания и найти первоатомы сознания, а также законы соединения простейших элементов.На роль первоатомов было предложено взять ощущение.

Главным методом исследования ощущений в то время был выдвинут метод интроспекции (букв, "смотрения внутрь").

Вундт разделил элементы сознания на 2 группы:

Элементы сознания

объективные (ощущения) субъективные (чувства)

удовольствие - неудовольствие

возбуждение – успокоение

напряжение – разрядка

Простейшими элементами сознания в. Вундт также считал отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения с описанными их свойствами, согласно вундту, являются объективными элементамисознания. Есть еще субъективные элементы, или чувства. Три пары элементарных чувств - независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.

Позднее оформились два взгляда на процесс ощущения: материалистический и идеалистический.

И. Мюллер сформу­лировал теорию «специфической энергии органов чувств». Согласно этой теории, органы чувств не отражают воздействия внеш­него мира, не дают информации о реальных процессах, протекающих в окружаю­щей среде, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Согласно этой теории, каждый орган чувств обладает сво­ей собственной «специфической энергией», возбуждаемой любым воздействием, доходящим из внешнего мира. Так, достаточно нажать на глаз или воздействовать на него электрическим током, чтобы получить ощущение света; достаточно меха­нического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение зву­ка. Близкой была точка зрения г. Гельмгольца, который утверждал, что возникающие психические образы не име­ют ничего общего с реальными объектами. На этом основании он называл ощуще­ния «символами», или «знаками», внешних явлений.

Легко видеть, что оба этих подхода идеалистического направления приводят к следующему утверждению: че­ловек не может воспринимать объективный мир, и единственной реальностью яв­ляются субъективные процессы, которые и создают субъективно воспринимаемые «элементы мира».

На противоположных позициях стояли представителиматериалистическогонаправления, считающие возможным объективное отражение внешнего мира. Они доказывали свою точку зрения эволюционными изменениями. В процессе дли­тельного исторического развития сформировались особые воспринимающие орга­ны, которые специализировались на отражении особых видов объективно существующих форм движения материи: слуховые, зрительные ре­цепторы и т. Д. Изучение эволюции организмов показывает, что на самом деле мы имеем не «специфические энергии самих органов чувств», а специфические органы, объек­тивно отражающие различные виды энергии.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных ком­плексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называе­мого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основ­ная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводя­щих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому назы­вают центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии, так как опреде­ленным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникнове­ния ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощу­щений становится невозможным.

Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воз­действием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс, поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Для того чтобы мозг отреагировал на раздражитель, в каждой сенсорной модально­сти сначала должно произойти преобразование соответствующей физической энергии в элек­трические сигналы, которые затем своими пу­тями следуют в мозг. Этот процесс перевода осуществляют специальные клетки в органах чувств, называемые рецепторами.

Рецептор посылает электрический сигнал промежу­точным нейронам. Этот сигнал движется, пока не достигнет своей рецептивной зоны в коре головного мозга, причем у каждой сенсорной модальности имеется своя рецептивная зона. Где-то в мозге — может, в рецептивной зоне коры, а может, в каком-то другом участке ко­ры — электрический сигнал вызывает осознан­ное переживание ощущения.

Основной способ кодирования интенсивности стимула — это число нервных им­пульсов в единицу времени, т. е. частота нерв­ных импульсов. также возможно кодиро­вать интенсивность в виде временного паттерна следования импульсов. При низкой интенсивно­сти нервные импульсы следуют относительно редко и интервал между соседними импульса­ми изменчив. При высокой же интенсивности этот интервал становится достаточно постоян­ным. Еще одна возможность — кодировать ин­тенсивность в виде абсолютного числа активи­рованных нейронов: чем больше интенсивность стимула, тем больше вовлеченных нейронов.

Кодирование качества стимула — дело бо­лее сложное, происходит с помощью: специфичность рецепторов (человек отлича­ет сладкое от кислого просто потому, что для каждого вида вкуса имеются свои нервные во­локна). Возможно также, что в сенсорной системе для кодирова­ния информации о качестве используется опре­деленный паттерн нервных импульсов. Еще качествен­ные параметры раздражителя могут быть за­кодированы через форму электрического сиг­нала, поступающего в мозг. С подобным явле­нием мы сталкиваемся, когда воспринимаем тембр голоса или тембр звучания музыкально­го инструмента. Если форма сигнала близка к синусоиде, то тембр нам приятен, если же фор­ма существенно отличается от синусоиды, то у нас возникает ощущение диссонанса.

Классификации ощущений.

1. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня­то различать пять (по количеству анализаторов) основных видов ощущений: обо­няние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей.

2. Систематическая классификация. Предложена английским физиологом ч. Шеррингтоном. Он разделил ощущения на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения.

Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; проприоцептивные передают информацию о положении тела в простран­стве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений. Наконец, третьи, экстероцептивные, обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для сознательного поведения.

Всю груп­пу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные (вкус и осязание) и дистантные (слух и зрение).Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некото­ром расстоянии от органов чувств. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежу­точное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные Ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, с которыми происхо­дит контакт обонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предме­ту.

Однако существу­ют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модаль­ностью - интермодальные (то есть не привязанные к конкретному органу чувств). К ним относится, напри­мер, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.

3. Генетическая классификация Х. Хэда позволяет выделить два вида чувствитель­ности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифферен­цированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (го­лод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объек­тивированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом пла­не, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

4. Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощуще­ний, разделял все рецепторы на две большие группы: экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные, на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей, и интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, илина поверхности внутрен­них органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощуще­ния», Б. М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

Наши рекомендации